Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ И УГРОЗЫ СИЛОЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ XXI ВЕКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Стремительное развитие политических событий конца XX, начала XXI вв., показало необходимость глубокого анализа такого принципа международного права как воздержание от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. События в Ливии, Сирии, гуманитарные интервенции в Ирак, Югославию, Палестину, Сомали и пр. свидетельствуют о многочисленных нарушениях применения вооруженной силы вопреки Уставу ООН и без санкции Совета Безопасности ООН. Следует ли предположить, что ООН уже не способна поддерживать мировой порядок в силу постоянных разногласий между ее членами? ООН не предотвратила иракский конфликт, бездействовала в Ливии, не проявила особую активность в связи с сирийским конфликтом. Однако, как считает Карташкин В.А. «ООН рано еще списывать»[4;27-28]. Следует согласиться с данным мнением, так как, во-первых, нет другой альтернативной ООН организации и необходимо время для ее создания. Во-вторых, считаем, что ресурсы  ООН не исчерпаны до конца и организация обладает всем необходимым потенциалом для обеспечения мирового порядка и безопасности.

По мнению Карташкина В.А., необходимо реформировать внутреннее устройство ООН, в частности он предлагает изменить процедуру формирования Совета Безопасности, что приведет к наиболее эффективной его работе. Возможно предложение рационально, но на наш взгляд, мало повлияет на преодоление разногласий среди членов ООН и Совета Безопасности.

Для осуществления эффективного, единообразного применения норм международного права следует сосредоточиться на необходимости предотвращения агрессивных конфликтов, путем ужесточения регулирования агрессии в международном праве.

Принцип неприменения силы и угрозы силой является достижением международного права XX века. Он впервые был задекларирован Уставом ООН в 1945 году, что явилось значительным прогрессом в международном праве и отличительной чертой авторитетности существования ООН. Однако именно этот принцип является одним из самых спорных в правоприменении. Так, Резолюция ГА ООН 1974 г.

«Определение агрессии»[6;3-5], призванная конкретизировать этот принцип вызвала еще большие споры. Во- первых, не существует никакого международного договора, запрещающего агрессию, что дает государствам возможность продолжать ее применять, ссылаясь на рекомендательный характер Резолюции и апеллировать к отсутствию нарушения норм международного права. Поэтому важнейшей задачей настоящего времени будет являться разработка и принятие такого международного договора. Во-вторых, в соответствии в п. 4 ст. 2 Устава ООН использован термин «воздерживаются» [7;14-47]: «Все  Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким- либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций…». Тогда как только «запрет» будет служить необходимым императивом для соблюдения принципа угрозы силой или ее применения.

Считаем также необходимым подчеркнуть, что принцип воздержания от угрозы силой или ее применения рассчитан, в основном на государства, на угрозу или силу одного государства или группы государств против другого государства или группы государств. Но, как справедливо отмечено Вылегжаниным А.Н., большинство вооруженных конфликтов, произошедших после 1945 года являются конфликтами немеждународного характера, когда государства используют внутренний конфликт для достижения собственных целей[5;661]. Поэтому необходимо урегулировать применение силы негосударственными образованиями и в отношении таких образований.

Нуждается в серьезной проработке понятие «угроза силой». Какие действия следует понимать под угрозой силой, особенно в связи с возросшим стремлением государств наращивать не только средства вооружения, но и оружие массового поражения. Кроме того, считать ли угрозой демонстрацию оружия и средств вооружения в СМИ? Проведение учений, широко освещаемых СМИ? Подсчет количества оружия и таков на вооружении у РФ и НАТО, США? Считаем, что такая демонстрация силы, в определенных случаях может считаться угрозой.

Несмотря на то, что принцип неприменения силы и угрозы силой был конкретизирован в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г.[1], в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., четко изложен в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.[8] более поздние документы не только позволяют силу применять, но и применять без санкции СБ ООН. К таким документам относятся: доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность», где указано «Сила, если она требуется, должна применяться в качестве крайнего средства»[2]; Доклад Генерального секретаря ООН «Выполнение обязанности защищать» позволяет применять действия немирного характера в случаях, если а) мирные средства окажутся недостаточными и б) национальные органы власти явно окажутся не в состоянии защищать свое население [3]. Подобного рода положения противоречат императивному принципу неприменения силы и угрозы силой.

Поэтому очевидно, что применение силы в «гуманных» или иных целях приводит лишь к осложнению международных отношений и усиливает недоверие между государствами. В данных условиях единственно разумный путь – это опора на устав ООН и решения Организации Объединенных наций [4;30].

 

Список литературы

1.     Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г.: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles

2.     Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность [Электронный ресурс]. - http://www.un.org/ru/events/pastevents/a_more_secure_world.shtml

3.     Доклад         Генерального         секретаря         ООН          «Выполнение          обязанности         защищать»: http://www.un.org/ru/preventgenocide/adviser/responsibility.shtml

4.     Карташкин В.А. Организация Объединенных наций и международная защита прав человека в XXI веке: монография / В.А. Карташкин. – М.: Норма: Инфра-М, 2015, 176 с. С. 27-28, 30.

5.     Международное право: учебник / под ред. А.Н. Вылегжанина – М.: Юрайт, 2011, с. 661.

6.     Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 3 - 5.

7.     "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами", Вып. XII, - М., 1956, с. 14 - 47

8.     СПС «Консультант Плюс»