Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
25 июня 2017г.

В настоящее время совершенствование международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, является одной из актуальных проблем в деятельности правоохранительных органов различных стран мира.

Преступность приобретает различные, совершенно новые формы, усиливается его материальная направленность, возрастает количество международных преступлений, а также все больше преступлений совершается международными преступными группами, членами которых также являются и граждане Российской Федерации.

Для разработки наиболее эффективной системы борьбы с международными преступлениями, страны разрабатывают разнообразные способы взаимодействия с другими странами, а также модернизируют правовую систему в целях улучшения международного сотрудничества правоохранительных органов. Без участия Российской Федерации, как члена мирового сообщества, в общемировом процессе, она не может вести активную борьбу с международными преступлениями, поскольку сложившаяся  криминогенная обстановка требует от  правоохранительных органов регулярно вносить поправки в стратегию и тактику солидарных действий с другими странами по охране и защите конституционных прав и свобод граждан от преступлений.

В целях борьбы с международной преступностью, за последние десять лет, Российская Федерация подписала значительные международно-правовые акты, которые определяют ведущие параметры оказания правовой помощи при борьбе с международной преступностью. Таким образом, в настоящий момент, Российская Федерация является участницей более 60 международных соглашений [3, С. 62].

Выявление и раскрытие преступлений, которые затрагивают интересы нескольких стран, требует регулярного совершенствования  уровня взаимодействия  правоохранительных органов  различных государств, чего не может быть без совершенствования международного законодательства, методов и форм совместных действий, не ограничиваясь обменом информацией или выдачей преступных лиц. В настоящее время также актуальны и вопросы процессуального характера международного сотрудничества правоохранительных органов различных государств, поскольку полноценное расследование международных уголовных дел нередко зависит от их сотрудничества.

При всем при том, что преступность все больше принимает международный характер, проблемы борьбы с ней реализуются преимущественно на национальном уровне. Следовательно, одной из главных целей международного сотрудничества в борьбе с преступностью является, не только совершенствование международного законодательства, но и достижение единства действий государств в лице органов предварительного расследования при расследовании международных преступлений.

В Российской Федерации нормы, регулирующие международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства отражены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Так, в Уголовно- процессуальном кодексе Российской Федерации значительное внимание обращено международным принципам защиты и обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса, взаимодействию органов предварительного расследования и судов Российской Федерации с соответствующими учреждениями иностранных государств при осуществлении производства по международным уголовным делам. Но вместе с тем, некоторые вопросы, которые возникают в процессе международного сотрудничества, так и остаются неразрешенными.

Таким образом, нужно отметить, что отсутствует четкий перечень оснований для отказа в оказании международной правовой помощи, также отсутствует определение конкретных сроков выполнения запросов иностранных государств, отсутствует четкая регламентация прав и обязанностей представителей иностранных государств в сфере международного сотрудничества при расследовании преступлений. Также стоит сказать, что в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, которые регулируют действие  международных следственно-оперативных групп,  а также отсутствуют нормы об использовании новых технологий при производстве следственных действий в расследовании международных преступлений и т. д [4, С. 35-36].

Анализ международных  соглашений, межведомственных актов, уголовно-процессуального законодательства и других документов Российской Федерации, которые обеспечивают международное сотрудничество в сфере расследования преступлений по уголовным делам, свидетельствует о том, что: необходимо совершенствование взаимодействия правоохранительных органов с соответствующими органами иностранных государств; развитие правовой системы участия компетентных органов РФ при международном сотрудничестве при расследовании преступлений; продолжение работ по созданию единой системы международных актов и соглашений Российской Федерации, которые используются в качестве источников уголовно-процессуального права.

Понятия, которые характеризуют формы и содержания международного сотрудничества правоохранительных органов по уголовным делам, требуют разработки и уточнения. Таким образом, необходимо определить круг субъектов международного сотрудничества правоохранительных органов, вывести их классификацию и дать правовую оценку деятельности каждого из них [1, С. 357-358].

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд новых и важных положений, которые касаются закрепления доказательств и требований к их допустимости. Так, была введена статья: «Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства», это, в свою очередь, не исключает необходимости применения к таким доказательствам института оценки доказательств. Рассмотрения требуют и вопросы участия отдельных субъектов уголовного судопроизводства, а также производство некоторых следственных действий в сфере международного сотрудничества правоохранительными органами по уголовным делам. Необходимо также отметить, что в период возрастания совершений международных преступлений, существующего законодательного закрепления в Российской Федерации не достаточно.

Таким образом, появилась необходимость оценки проблем международного сотрудничества правоохранительных органов по уголовным делам, прежде всего уголовно-процессуальных, криминалистических и организационно-правовых аспектов этой деятельности с целью дальнейшей разработки концептуальных основ обеспечения такого сотрудничества.

Одной из главных проблем эффективного международного сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам является отсутствие регламентации как в международно-правовых актах, так и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ конкретных сроков исполнения запросов о правовой помощи. Исходя из этого, весьма эффективным решением было бы предусмотреть в международных соглашениях максимально короткие сроки, в течение которых возможно исполнение запросов о правовой помощи. В научной литературе в качестве конкретного срока исполнения запроса о правовой помощи предлагается установить срок в один месяц с момента его получения вышестоящим компетентным органом запрашиваемого государства [4, С. 38].

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства зависит, прежде всего, от того, какая внешняя политика ведется иностранными государствами, а также какие отношения складываются между ними. Напряженность отношений между иностранными государствами, безусловно, затрудняет сотрудничество в борьбе с преступностью, особенно в тех случаях, когда рознятся идеологии этих государств, что тем самым представляет собой проблему внешнеполитического характера при международном сотрудничестве по уголовным делам.

Большое значение для международного сотрудничества в борьбе с преступностью имеет также решение экономических  проблем. Многие иностранные государства не  могут обеспечить  полноценное сотрудничество в сфере борьбы с международными преступлениями в силу своего низкого уровня экономического развития. Правительства некоторых иностранных государств также не в состоянии вести контроль различных политических ситуаций в своих государствах (некоторые страны СНГ – Грузия, Таджикистан, Азии – Афганистан, Латинской Америки, Африки), это, безусловно, способствует отсутствию контроля преступности на их территории и не только, в том числе и организованной преступности. Таким образом, данный факт представляет собой внутренние политические проблемы в сфере международного сотрудничества при расследовании преступлений [2, С. 40].

Стоит также отметить, что Правительства некоторых иностранных государств не заинтересованы в сотрудничестве с другими государствами в сфере борьбы с международными преступлениями, особенно когда вышестоящие органы власти  этих  государств увязли в коррупции, а взаимодействие с другими государствами в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью сотрудничество может подорвать позиции коррумпированных должностных лиц или даже правительства в целом. Таким образом, можно сказать, что Правительства некоторых иностранных государств рассматривают некоторые формы международного сотрудничества как вмешательство во внутренние дела этого государства. Так, например, Правительства некоторых иностранных государств считают, что граждане, которые нарушили нормы права, должны быть подвергнуты уголовному преследованию только в своих государствах и не должны подпадать под иностранную юрисдикцию, поэтому государства часто неохотно осуществляют экстрадицию собственных граждан даже при наличии весьма веских доказательств их вины. Довольно часто в экстрадиции не заинтересованы и сами выдаваемые лица, это объясняется различием санкций за совершение одного и того же  преступления,  которые предусмотрены  уголовными законодательствами разных иностранных государств.

Правоохранительные органы  взаимодействующих иностранных государств неуверенны в сохранении конфиденциальности оперативной информации и не всегда идут на обмен имеющейся у них информацией, особенно, когда имеются серьезные опасения утечки такой информации, и таким образом, эта утечка не снизит эффективность указанных операций, но и поставит под угрозу жизнь их оперативных работников.

Еще одной проблемой международного сотрудничества в борьбе с преступностью, на которую стоит обратить внимание, является отсутствие единого центра, по координации и управлению всех действий и операций, которые направлены на такую борьбу. Так при выполнении совместных операций и действий, правоохранительными органами двух или нескольких иностранных государств, во исполнение международных соглашений, неизбежно «перетягивание одеяла на себя». Роль Интерпола в международном сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью, безусловно, очень важна, но в настоящее время, функций, которыми он наделен, уже не достаточно для плодотворного обеспечения международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Таким образом, необходимо расширение функций и полномочий Интерпола, а также создание дополнительного самостоятельного международного органа, который мог бы обеспечивать управление и координацию по проведению операций, направленных на нейтрализацию международных преступных групп [5, С. 38-39].

Таким образом, стоит сказать, что в настоящей статье освещены далеко не все проблемы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. В настоящее время странам нужно совершенствовать не только национальное законодательство в сфере международного расследования преступлений и борьбы с ними, но и сферу сотрудничества органов предварительного расследования. Таким образом, меры борьбы с международной преступностью должны постоянно совершенствоваться.

 

Список литературы

 

1.        Бирюков, П. Н. Международное право: учебное пособие / П. Н. Бирюков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 416 с. – ISBN 5-7975-0191-0.

2.        Гришко, Е. А. Организация преступного сообщества (преступной организации): учебноепособие / Гришко Е. А. – М.: Щит, 2001. – 136 c.

3.        Феоктистова, Е. Е. Актуальные проблемы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства / Е. Е. Феоктистова. – М.: Российский следователь, 2006. – № 6. – С. 60-62.

4.        Феоктистова,      Е. Е. Некоторые вопросы оказания международной правовой помощи по уголовным делам: монография / Е. Е. Феоктистова. – М.: ВНИИ МВД России, 2010. – 100 с.

5.        Яблоков, Н. П. Расследование организованной преступной деятельности: практическое пособие/ Яблоков Н. П. – М.: Юристъ, 2002. – 172 c.