Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТЛИЧИЕ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
18 января 2016г.

      Вообще конфиденциальный (от латинского confidentiale) означает доверие. Согласно п.7 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149 -ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. В соответствии со ст. ст. 7-9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149 -ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», выделяется общедоступная информация (общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен) и информация с ограниченным доступом (конфиденциальная). Данный термин, применим, поскольку п.2 ст.7 вышеуказанного закона устанавливает, что обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Таким образом, термин «конфиденциальная информация» является определяющим по отношению ко всем видам информации с ограниченным доступом. Иными словами, если говорить о выделении самостоятельного института «инсайдерской информации», то следует говорить об инсайдерской информации, как об одном из видов конфиденциальной информации. 34

     Необходимо отметить, что общим и для мировой практики, и для российского законодательства является введение в отношении инсайдерской информации специального режима ее обращения и использования. В широком смысле понятие «режим» (управление) интерпретируется как совокупность правил, норм, установленных применительно к определенным объектам управления. Относительно информации под правовым режимом понимаются нормативно установленные правила, определяющие степень открытости, прядок документирования, доступа хранения, распространения и защиты информации.35

      22 апреля 1996г. был принят Федеральный закон № 39 "О рынке ценных бумаг". Это был первый шаг в регулировании образующегося финансового рынка в России. Вообще в мировой практике понятию "служебная информация" соответствует понятие "инсайдерская информация", так как это понятие является более универсальным, включающим в себя служебную, коммерческую, конфиденциальную и и.т.п. информацию. В вышеуказанном законе, вместо понятия "инсайдерская информация" было закреплено понятие "служебная информация". Однако, данное понятие служебной информации, содержащееся в ст.31 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39 –ФЗ «О рынке ценных бумаг», также не могло рассматриваться в качестве полноценного аналога понятия инсайдерской информации. Согласно, указанной статье служебной признавалась любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставила лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. В данном определении отсутствовало какое-либо указание на возможность влияния соответствующей информации на рыночные котировки ценных бумаг. Также перечень лиц, располагающих служебной информацией, содержащийся в ст.32 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39 –ФЗ «О рынке ценных бумаг», был существенно уже круга потенциальных инсайдеров и не являлся достаточным для создания барьеров для злоупотребления на рынке ценных бумаг. 36Таким образом, служебная информация является понятием более широким по сравнению с инсайдерской информацией и относится не только к финансовому рынку.

 

34 Смирнов М.О. Понятие инсайдерской информации и общественная опасность ее незаконного использования//Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия современной преступности. Сборник научных трудов.- Саратов: Сателлит, 2006. –С.306-309

35 Погосова А.С. Особенности правового режима инсайдерской информации на рынке ценных бумаг // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2011, № 1. - С. 86-89


    Многие международные организации и инвесторы давно критиковали Россию за отсутствие базового закона, признающего неправомерную торговлю с использованием инсайдерской информации и манипулированием финансовым рынком. Серьезные экономические интересы крупных игроков, огромный размах инсайдерской торговли, а также отсутствие поддержки федеральных властей отодвинули принятие закона об инсайдерской торговле более чем  на десять лет. Однако потребность дифференцировать свою ресурсно зависимую экономику, угроза потери национального финансового рынка и значительный отток местных инвесторов в другие международные финансовые центры потребовали немедленного правового регулирования деятельности инсайдеров на рынке ценных бумаг. 37

    Впервые на законодательном уровне определение инсайдерской информации было закреплено в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010г. № 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При разработке Федерального закона от 27.07.2010г. № 224-ФЗ ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят во внимание опыт Европейского союза в регулировании отношений, связанных с использованием инсайдерской информации. В основу разработки и принятия российского закона об инсайдерской информации легла европейская Директива 2003/6/ЕС об инсайдерских сделках и манипулировании рынком, принятая 28 января 2003г. По сравнению с системой правового регулирования США, которая не устанавливает на законодательном уровне (а только на судебном) понятие инсайдерской информации, российский закон прямо определил это понятие.

    Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010г. № 224- ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» инсайдерская информация - это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 настоящего Федерального закона. 38 Отличие инсайдерской информации от иных видов необщедоступной информации со специальным правовым режимом заключается в сложности, композиционности ее источников, а также в особенной связи между самой информацией и экономической судьбой финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.39 В рассматриваемом определении инсайдерской информации справедливо обращается внимание на связь понятия инсайдерской информации с понятиями коммерческой, служебной, банковской тайны, а также тайны связи (в части денежных переводов). Рассмотрим отличия инсайдерской информации от вышеуказанных видов информации с ограниченным доступом, для того чтобы лучше понять, что представляет собой инсайдерская информация.  

 

36 Емельянова Е.А. манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации как факторы ограничения конкуренции//Конкурентное право.- М.: Юрист, 2012, № 1.-С.11-17

37 Ясус М.В. О новом законе об инсайдерской информации и манипулировании рынком // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2011. № 2. С. 67-79.

38 Федеральный закон от 27.07.2010г. № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013г.) // СПС ГАРАНТ.

39 Погосова А.С. Особенности правового режима инсайдерской информации на рынке ценных бумаг // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2011, № 1. - С. 86-89


   В соответствии с п. 1 ст.3 Федерального закона от 29.07.2004г. № 98 -ФЗ «О  коммерческой тайне» коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. 40Причем, важно отметить, что согласно п.1 ст.4 данного закона право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона. Безусловно, в ряде случаев сведения, являющиеся инсайдерской информацией, могут одновременно являться и информацией, составляющей коммерческую тайну. Тем менее совпадение данных понятий происходит не всегда. Как указывает О.А. Городов, юридически значимыми признаками информации, наличие которых придает ей режим коммерческой тайны, выступают неизвестность информации третьим лицам и недоступность информации третьим лицам. Вместе с тем не любая инсайдерская информация является информацией, недоступной для третьих лиц. Представляется, что в качестве инсайдерской информации можно рассматривать и информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг, до момента такого раскрытия. 41

    Формулировка "служебная тайна" встречается во многих нормативных актах, но соответствующего этим нормам законодательного определения служебной тайны не существует. Определение служебной тайны дано в Указе Президента РФ от 6 марта 1997г. (ред. от 23.09.2005) № 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера". 42Согласно п.3 данного Указа служебная тайна представляет собой служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами. К объектам служебной тайны обычно относят военную, судебную, налоговую тайну, а также тайну следствия и т.д. Однако важно отметить, что соотношение инсайдерской информации и служебной тайны можно рассматривать аналогично, что и соотношение коммерческой тайны и инсайдерской информации. Так как признак недоступности информации для третьих лиц должен выступать в качестве основополагающего и придании сведениям служебного характера режима служебной тайны.

    Вопросы, связанные  со сведениями, составляющими банковскую тайну,  регулируются Федеральным законом от 02.12.1990г. № 395-1- ФЗ «О банках и банковской деятельности». Согласно ст. 26 данного закона к банковской тайне относится информация об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов. Также кредитная организация гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.43 Отличие инсайдерской информации от такого вида конфиденциальной информации, как, банковская тайна, состоит в том, что банковская тайна подлежит сохранению практически бессрочно. Должны быть проведены все допускаемые законом действия для того, чтобы эта информация осталась тайной, чтобы она не стала достоянием неограниченного круга лиц. Напротив, инсайдерская информация на финансовом и товарных рынках должна оставаться недоступной для третьих лиц достаточно короткое время, после чего она неизбежно раскрывается.44

     Что касается тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств), то данный вопрос регулируется ст. 63 Федерального закона 07.07.2003 N 126-ФЗ « О связи». Согласно п. 4 данного закона - сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.45 Согласно п.2 ст. 185 УПК РФ возможно наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном УПК РФ.46 Таким образом, отличие инсайдерской информации от тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) заключается в том, что тайна связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) не должна обязательно раскрываться через какое-то определенное время, а сохраняется бессрочно и может быть раскрыта только по соответствующему решению суда.

 

40 Федеральный закон от 29.07.2004г. № 98 «О коммерческой тайне» (ред. от 11.07.2011г.) // СПС ГАРАНТ.

41 Емельянова Е.А. манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации как факторы ограничения конкуренции//Конкурентное право.-М.: Юрист, 2012, № 1.-С.11-17

42 Указ Президента РФ от 6 марта 1997г. (ред. от 23.09.2005) №188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"//СПС ГАРАНТ

43 Федеральный закон от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 02.12.2013г.) // СПС ГАРАНТ.

44 Гришаев С. Инсайдерская информация и манипулирование рынком: новое в законодательстве // Хозяйство и право. - М., 2010, № 11. - С. 3-18.

45 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 02.04. 2014г.) // СПС ГАРАНТ.

46 УПК РФ


   Ключевым отличием инсайдерской информации от других видов информации с ограниченным доступом, таких как банковская, служебная, коммерческая тайна, а также тайна связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) является то, что инсайдерская информация должна охраняться от третьих лиц достаточно короткое время, но затем она подлежит обязательному раскрытию. Сведения, составляющие инсайдерскую информацию должны быть раскрыты в соответствии с порядком, установленном приказом ФСФР России от 28.02.2012г. № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».47

   Возможность введения в отношении одних и тех же сведений разных правовых режимов приводит к тому, что субъектами отношений, возникающих по поводу этой информации, становятся разные лица. Однако в этом случае разделение конфиденциальной информации на виды по субъектам-владельцам или пользователям не имеет смысла, поскольку конструкция инсайдерской информации несет «надстроечный» характер по отношению к иным видам тайн. Указанные обстоятельства свидетельствуют о появлении новой тенденции  в правовом регулировании информации с ограниченным доступом. Она состоит в возможности оформления сложной по составу разновидности конфиденциальной информации, такой как инсайдерская информация, объединившая различные виды тайн, каждая из которых при этом не прекращает своего существования. Таким образом, возникло новое свойство информации с ограниченным доступом, а именно возможность объединения в один правовой режим различных видов конфиденциальной информации, каждый вошедший в объединение вид не прекращает своего существования. 48

47 Приказ ФСФР России от 28.02.2012г. № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // СПС ГАРАНТ

48 Яковлева И.А. Инсайдерская информация в системе конфиденциальной информации: новые тенденции и проблемы//Научная дискуссия:вопросы юриспруденции: сборник статей по материалам XVII международной заочной научно-практической конференции. -М.: Международ. Центр науки и образования, 2013, № 9 (17).-С.59-63

Список литературы

1.      Бикбулатов Т.И. Уголовно-правовая охрана инсайдерской информации в России // Уголовное право и современность: Сборник статей. - М.: Юрист, НИУ ВШЭ, 2012, Вып. 4 Т. 1. - С. 19-27

2.      Гришаев С. Инсайдерская информация и манипулирование рынком: новое в законодательстве // Хозяйство и право. - М., 2010, № 11. - С. 3-18.

3.      Емельянова Е.А. манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации как факторы ограничения конкуренции//Конкурентное право.-М.: Юрист, 2012, № 1.-С.11-17

4.      Погосова А.С. Особенности правового режима инсайдерской  информации на рынке ценных  бумаг // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2011, № 1. - С. 86-89

5.      Смирнов  М.О.  Понятие  инсайдерской  информации  и  общественная  опасность  ее  незаконного использования//Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия современной преступности. Сборник научных трудов.- Саратов: Сателлит, 2006. –С.306-309

6.      Яковлева И.А. Инсайдерская информация в системе конфиденциальной информации: новые тенденции и проблемы//Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: сборник статей по материалам XVII международной заочной научно-практической конференции. -М.: Международ. Центр науки и образования, 2013, № 9 (17).-С.59-63

7.      Ясус М.В. О новом законе об инсайдерской информации и манипулировании рынком // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2011. № 2. С. 67-79.

8.      Федеральный закон от 27.07.2010г. № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013г.) // СПС ГАРАНТ.

9.      Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 28.12.2013г.) // СПС ГАРАНТ.

10.   Федеральный закон от 29.07.2004г. № 98 «О коммерческой тайне» (ред.от 11.07.2011г.) // СПС ГАРАНТ.

11.   Федеральный закон от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 02.12.2013г.) //СПС ГАРАНТ.

12.   Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 02.04. 2014г.) // СПС ГАРАНТ.

13.   Федеральный закон от 22.04.1996г. № 39 «О рынке ценных бумаг» (ред. от 28.07.2009г.) // СПС ГАРАНТ

14.   Приказ ФСФР России от  28.02.2012г. № 12-9/пз-н  «Об утверждении Положения о  порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // СПС ГАРАНТ

15.   Указ Президента РФ  от 6 марта 1997г. (ред. от 23.09.2005) №188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"// СПС ГАРАНТ

16.   Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. (ред. от 20.04.2014) № 174-ФЗ// СПС ГАРАНТ.