Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПЛОЩАДЬЮ ОДИН ГЕКТАР НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.

Рассмотрен федеральный закон, регулирующий отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих  в состав Дальневосточного федерального округа гражданам Российской Федерации в безвозмездное пользование. Определены случаи, условия, сроки, а также порядок предоставления земельных участков в собственность либо в аренду. Показаны проблемы, которые выявлены в ходе реализации федерального закона.

Ключевые слова: федеральный закон, земельный участок, безвозмездное пользование, один гектар, Дальний Восток, федеральная информационная система.


На Дальнем Востоке в государственной собственности находится 614 млн. га земли разных категорий. Неиспользуемой земли много, но население Сибири и Дальнего Востока стремительно эмигрирует, например, только за 2012–2015 население Дальневосточного федерального округа (ДФО) уменьшилось на 90 тысяч человек. Чтобы исправить ситуацию и усилить тенденцию сокращения оттока и роста притока людей на Дальний Восток, было предложено выделить бесплатно гектар каждому жителю Дальнего Востока, поэтому проект  о безвозмездной раздаче земель Дальнего Востока стал законом в рекордные сроки. Главная цель инициативы – остановить вымирание региона: привлечь население из других округов и удержать свое собственное.

Федеральный закон N119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 01.05.2016. Этот закон дает право гражданам РФ бесплатно, но единожды, получить участок земли площадью 1 гектар на Дальнем Востоке с условием – освоение участка по назначению в течение 5 лет.

Отток населения ДФО – итог внутренней миграции: трудоспособные граждане переселяются в более «хлебные», перспективные в плане деятельности и заработка европейские регионы страны. Сильнейшим центром притяжения россиян является Москва. При этом ДФО – это богатейший регион России – леса, поля и реки, занимающие более трети площади страны. На каждый квадратный километр Дальнего Востока приходится один житель. Даже после анализа территории и исключения глухих и труднодоступных для людей мест, 23 % земель ДФО (140 млн. га) признаны пригодными для освоения.

Данный законопроект по освоению Дальнего Востока стартовал в «пилотном» режиме — с 1 мая вступил в силу закон о «дальневосточном гектаре». В целом программа  рассчитана  до 2035 года,  но реализация закона является поэтапной: с 1 июня 2016 года - жители Дальнего Востока могли подать заявку на участок земли в отдельных муниципальных образованиях дальневосточных регионов при наличии регистрации в соответствующем субъекте РФ ДФО; с 1 октября 2016 года - дальневосточники могли подать заявку на участок на всей территории ДФО при наличии регистрации в соответствующем субъекте РФ ДФО; с 1 февраля 2017 года - все граждане России могут подать заявку на «дальневосточный гектар» [1].

Получить землю может любой гражданин России, а также переезжающие в Россию иностранцы на постоянное место жительства, участвующие в программе «Добровольное переселение соотечественников». Земля будет выделяться из расчета 1 га на каждого члена семьи. Иными словами, семья из пяти человек может рассчитывать на участок площадью до пяти гектар. Кроме того, для получения большего земельного надела россияне могут объединиться в кооперативы и получить один земельный участок для общих целей. С коллективным заявлением вправе обратиться не более 10 человек независимо от родства — например, партнеры по бизнесу.

Земля первоначально не передается в собственность, а только в аренду сроком на 5 лет. По истечении указанного срока госкомиссия оценит факт ее освоения и целевого использования и только тогда можно будет стать ее полноправным владельцем. Когда свидетельство о собственности получено, землей можно распорядиться по своему усмотрению: сдать в аренду, подарить или продать. Допускается также оформить не право собственности, а аренду на землю на срок 49 лет. Заявление о переоформлении прав собственности гражданин может подать и до истечения пятилетнего срока.

Если гражданину передана земля из лесного фонда, она не может быть переведена в собственность. Земли лесного фонда можно получить в аренду на 49 лет. Получение в собственность такого земельного участка возможно только через десять лет аренды, в случае если участок не ограничен в обороте и при условии перевода земель из лесного фонда в иную категорию.

Землю можно получить для строительства дома, развития животноводства, выращивания сельскохозяйственных культур, а также для открытия бизнеса. Если человек не будет использовать полученный участок или решит задействовать его для целей, не прописанных в законе, землю могут изъять. Закон запрещает покупать и продавать полученные участки, а также сдавать их в аренду. Если госкомиссия выяснит, что участок так и не был освоен, то договор безвозмездного пользования будет расторгнут государством в одностороннем порядке. При этом местные власти должны будут доказать в суде факт нецелевого использования. Именно суд принимает окончательное решение о передаче земли.

Закон распространяется на территории, удаленные от населенных пунктов как минимум на 10 км — при условии, что численность населения ближайшего города составляет не более 50 тыс. человек. Если количество жителей достигает 300 тыс. человек, то минимальное расстояние между городом и участком земли составляет 20 км. Переселенцы не могут претендовать на участки, расположенные в границах сельских и городских поселений [2].

С 01.06.2016 по 31.03.2017 по Дальневосточному Федеральному Округу было подано 79535 заявлений на предоставление дальневосточного гектара. Основной спрос на земельные участки приходятся на Приморский край, что говорит о привлекательности субъекта региона (36% - 28856 заявлений). Второе и третье место делят между собой Республика Саха (Якутия) (20% - 15817 заявлений) и Хабаровский край (14% - 11057 заявлений). Таким образом, сравнивая количественные данные по подаче заявлений граждан на предоставление 1 га за все 3 этапа, можно отметить, что число заявлений, поступивших всего за месяц реализации третьего этапа закона, когда на дальневосточный гектар  получили право претендовать все жители России, равняется объему заявлений первых двух этапов, длившихся восемь месяцев. Следовательно, наблюдается тенденция к увеличению спроса на получение дальневосточного гектара со стороны граждан всей Российской Федерации. Спрос на земельные участки Дальнего Востока по-прежнему растет.

Однако при реализации данного Федерального закона возникли определенные трудности и проблемы, основными из которых являются следующие.

Существует масса участков, права на которые не оформлены или зарегистрированы ненадлежащим образом, то есть так называемые «раннее учтенные земельные участки». Ранее учтенными считаются земли, которые были поставлены на учет до момента приобретения законной силы нового закона, или права владения на которые, были поставлены на учет до 1 марта 2008 года, однако по нему не был выполнен учет по кадастру. Данные о ранее учтенных землях после вступления в силу закона были записаны в Государственный кадастр недвижимости на базе инвентаризации, что означает, что границы земель не были четко очерчены в соответствии с законодательными актами и не имеют четких координат. Также в кадастр была внесена неполная информация о землях из тех данных, что содержались в документе о праве собственности на участок. Минусом таких участков является то, что в кадастр внесены неполные или не соответствующие действительности данные об участке. И в большинстве случаев их исправление может занять длительный период времени. Ранее учтенные земли не отображаются в Федеральной информационной системе "На Дальний Восток", поэтому могут быть предоставлены тем, кто хочет получить бесплатный гектар. До сих пор многие дачники, садоводы, владельцы придомовых территорий не позаботились о том, чтобы окончательно оформить используемую землю. Как результат – зафиксировано уже около 100 случаев наложения "гектарных" заявок на чьи-то распаханные земли. Эта ситуация актуальна не только для Приморья, но и всего региона в целом. В государственный кадастр недвижимости должны вноситься сведения не только о границах земельных участков, но также границах населенных пунктов, муниципальных образований, территориальных зон. К примеру, в настоящий момент из 659 населенных пунктов Приморского края внесены в реестр сведения о границах только 54 населенных пунктов – 8,19 %. Из 750 тысяч земельных участков в Приморском крае, числящихся в Едином государственном реестре прав, границы отсутствуют у 403 тысяч, то есть в более половины случаев. Это те проблемы, которые в рамках закона дают отрицательные моменты и могут послужить причиной спорных ситуаций среди жителей Приморского края в дальнейшем. Поэтому необходимо решить вопрос о защите своих прав на земельные участки.

Не менее важной проблемой при реализации закона является несоответствие системы координат в Федеральной информационной системе «На Дальний Восток» действующим в дальневосточных субъектах федерации местным системам координат. По восьми из девяти субъектов координаты спутниковые и федеральной информационной системы не совпадают. Для решения данной проблемы необходимо рассчитать поправочные коэффициенты перехода от одних систем координат к другим.

Еще одной проблемой является отсутствие границ территориальных зон в Федеральной информационной системе «На Дальний Восток». По земельному кодексу Российской Федерации нельзя образовывать земельные участки, если они расположены в разных территориальных зонах. Это так же может послужить причиной спорных ситуаций для граждан РФ, желающих получить один гектар земли.

Так же имеется проблема технического характера в ФИС «На Дальний Восток». В ходе прохождения всех этапов для подачи заявления на предоставление одного гектара земли, если заявитель не приложил какой либо из необходимых документов, а чаще всего это свидетельство на регистрацию права, впоследствии он их уже не сможет добавить, так как такая функция отсутствует. Для этого будет необходимо аннулировать свое заявление, и пройти всю процедуру в ФИС «На Дальний Восток» вновь, либо обращаться к специалисту, закрепленному за тем или иным заявителем с просьбой добавить к его заявлению не приложенный раннее документ.

 

Список литературы

 

1)                   Сайт Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hcfe.ru/hectare/ полноеназвание

2)                   Сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, 2017. Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных  на территориях                субъектов         Российской     Федерации,   входящих        в            состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».    [Электронный                ресурс]    –                                  Режим             доступа: https://надальнийвосток.рф/npa/view?id=11