Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.

Несовершеннолетнее материнство в современном Российском обществе является одной из проблем, которая носит острый социальный характер. Данная проблема широко рассматривается учеными в сфере социологического исследования, но со стороны государственных органов в сфере социального обеспечения должного развития не получила. Во всем мире ежегодно несовершеннолетними матерями становятся примерно 15 млн. подростков. По данным Федеральной службы государственной статистики в России каждый год рождается около 2 млн. детей (2014 г. – 1942683 чел., 2015 г. – 1940579 чел.) [10] из них более 200 тыс. рождены несовершеннолетними.

В качестве основных причин раннего (несовершеннолетнего) материнства следует выделить изменение социальных норм в сексуальной сфере, трансформацию брачно-семейных отношений, отсутствие государственной системы образования по вопросам полового просвещения [11, с. 33]. К причинам можно отнести низкое нравственное воспитание ребенка в семье (как правило в семьях, находящихся в социально опасном положении), пропаганда «свободных сексуальных отношения» в СМИ и сети Интернет [3, 5, 7], а также не знание современных подростков о способах контрацепции.

На сегодняшний день ни в законодательстве, ни в научной литературе не дано единообразного и легального понятия термину «несовершеннолетняя мать», а также не определены возрастные границы данного социального явления. В законодательстве Российской Федерации (далее – РФ) закреплено, что совершеннолетием является достижение лицом 18 лет, в исключительных случаях при наличии ряда установленных оснований лицо может прибегнуть к эмансипации в возрасте 16 лет. Таким образом, мы будем рассматривать «несовершеннолетнюю мать», как девушку, родившую ребенка в возрасте от 14 до 18 лет (границу 14 лет можно объяснить тем, что по статистическим данным около 10% девочек-подростков начинают половую жизнь в возрасте 14 лет).

Конституция РФ в ч. 1 ст. 38 гарантирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, в Конвенции ОНН о правах ребенка 1989 г. закреплено преимущество интересов и благосостояния несовершеннолетних во всех сферах общества, т.е. данное подразумевает, что несовершеннолетнее материнство является таким социальным явлением, которое требует со стороны государства и общества особого внимания [9, c. 38]. Однако проанализировав действующее законодательство РФ можно увидеть, что регулирование вопросов оказания социальной помощи несовершеннолетним матерям отсутствует, т.к. не являлись объектом специального внимания государственных органов по поддержке и реабилитации [1, с. 158]. Основным нормативно-правовым актом регулирующие вопросы детства, материнства (отцовства) и семьи, в том числе права и обязанности несовершеннолетних матерей, является Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ). Так, СК РФ установлено, что вне зависимости  от возраста матери  ей гарантируется совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании (ст. 62 СК РФ). Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» дает возможность в трудных жизненных ситуациях несовершеннолетним матерям претендовать на получение помощи, но как отмечает Сироткина Е.С. в правоприменительной практике установленные нормы не реализуются [12, с. 27.].

Как указывалось выше, лицо, достигшее 16 лет, имеет право на досрочное приобретение полной дееспособности. Гражданский кодекс РФ в п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 27 закрепляет два случая наступления дееспособности до достижения лицом 18 лет: первое – вступление несовершеннолетнего лица в брак, второе – осуществление лицом трудовой или предпринимательской деятельности. Таким образом, при осуществлении одного из условий несовершеннолетние матери становятся дееспособными, а, следовательно, осуществляют права и обязанности, предусмотренные семейным и гражданских законодательством, по воспитанию своего ребенка в полном объеме и  несут ответственность за него. Несовершеннолетней матери, не достигшей 16 лет, назначается опекун, который будет осуществлять воспитание малолетней матери и ее ребенка [9, с. 39].

Говоря о государственных пособиях, следует отметить, что для несовершеннолетних матерей специальных пособий в российском законодательстве не предусмотрено, к тому же не все предусмотренные государством пособия полагаются для данных граждан. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», предполагает для несовершеннолетних матерей право на получение единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, а также если несовершеннолетняя мать является студенткой очной формы, то она имеет право на получение пособия по беременности и родам.

В связи с тем, что государством не предусмотрено дополнительных выплат и пособий, то Гурко Т.А. был проведен опрос о необходимости введения специальных выплат несовершеннолетним матерям. Опрос показал, что 76% опрошенных за дополнительную материальную поддержку для несовершеннолетних незамужних матерей, 81% считают, что все несовершеннолетние матери нуждаются в дополнительной помощи и поддержки, лишь 10% опрошенных высказали опасение, что дополнительная государственная помощь может сформировать иждивенческий настрой у малолетних мам и это может вызвать дополнительный рост несовершеннолетнего материнства [2, с. 88].

На наш взгляд, как на государственном, так и муниципальном уровне следует проводить следующие меры помощи несовершеннолетним матерям:

1.                   Введение  на  региональном  и  муниципальных  уровнях  в  Российской   Федерации дополнительной материальной помощи несовершеннолетним матерям, в виде пособий и льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте до достижения матерью 18 лет, внеочередное поступление ребенка в детский сад, помощь в трудоустройстве и получении образования, бесплатное детское питание, снижение платы за коммунальные услуги).

2.                   Введение в общеобразовательных школах предмета «Сексуальное воспитание», на котором подростки могли бы узнавать важную информацию о репродуктивном здоровье и межличностных отношениях, а также обсуждать интересующие вопросы. На данных занятиях следует поднимать вопросы о методах контрацепции, негативных влияний ИППП, СПИДа, профилактике подростковых беременностей и раннего вступления в половую жизнь и др. [11, с. 39]

3.                   Создание, как в областных центрах и крупных городах, так и в небольших населенных пунктах государственных социальных центров поддержки несовершеннолетних матерей. В данные центрах опытные педагоги и психологи должны оказывать юным матерям психологическую помощь, помогать реализовывать свои материнские возможности, помогать им самостоятельно нести ответственность за свою повседневную жизнь и жизнь своего ребенка, предоставлять временное место проживания, а также обеспечивать необходимыми вещами родившегося ребенка (кроватка, коляска, набор необходимой одежды), если у новоиспеченной матери нет на это средств.

Кроме того, мы согласны с Евдокимовым К.Н., Капинус О.С., Скляровым С.В., Таскаевым Н.Н. и другими учеными, что через социальные сети и сеть «Интернет» распространяется негативная информация, вовлекающая девушек в занятие проституцией, употребление наркотиков, азартные игры, что приводит как ранней беременности и материнству. Поэтому следует ужесточать российское законодательство в данной сфере и виновных в распространении социально-вредной информации привлекать к уголовной ответственности, как в развитых зарубежных странах [3, 5, 7, 13, 14]. При этом органы прокуратуры играют важнейшую роль в защите информационных, социальных, экономических и иных конституционных прав несовершеннолетних матерей [5, 6, 8].

Подводя итог можно сказать, что раннее материнство является одной из основных проблем современной молодежи. Ранее начало половой жизни является неким сигналом для родителей, общества и в целом для государства о существующей проблеме, который должен в первую очередь заставлять государство задуматься над тем, какие проводить меры для профилактики несовершеннолетнего материнства, а в случае рождения ребенка несовершеннолетней матерью какую социальную помощь ей оказать.

 

Список литературы

 

1.          Греченкова Т. И. Социальный возраст материнства : дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2004. 225 с.

2.          Гурко Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин // СОЦИС. 2002. № 11. С. 83—91.

3.          Евдокимов К.Н. Сравнительно-правовой анализ законодательства России и зарубежных стран, регламентирующего уголовную ответственность за совершение компьютерных преступлений // Юридический мир. 2017. № 3. С. 45-49.

4.          Евдокимов К.Н. К вопросу о совершенствовании конституционно-правовых гарантий информационных прав и свобод человека и гражданина в российской федерации // ГлаголЪ правосудия. 2015. № 2 (10). С. 62-64.

5.          Евдокимов К.Н., Таскаев Н.Н. Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические аспекты // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Байкальский государственный университет. 2016. С. 66-74.

6.          Евдокимов К.Н. Роль конституции РФ в развитии современного российского общества и деятельности органов прокуратуры // Проблемы совершенствования прокурорского надзора сборник статей. Иркутск, 2013. С. 9-13.

7.          Криминология. Общая часть. Учебник /Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Капинус О.С. и др. -Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.

8.          Криминология. Особенная часть. В 2 т. Т. 2 / отв. ред. О.С. Капинус. -М.: Юрайт, 2016. 311 с.

9.          Реймар Е.А. Несовершеннолетнее материнство: правовые аспекты // Социальное и пенсионное право. 2016. № 1. С. 38-40.

10.       Рождаемость, смертность и естественный прирост [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 10.04.2017).

11.       Сироткина Е.С. Феномен несовершеннолетнего материнства: мнение специалистов сферы образования и социальной защиты // Женщина в российском обществе. 2010. № 4. С. 32-40.

12.       Сироткина Е.С. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работы: Дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2013. 215 с.

13.       Скляров С.В., Евдокимов К.Н. Современные подходы к определению понятия,  структуры и сущности компьютерной преступности в Российской Федерации // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 2. С. 322-330.

14 Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Амосова Т.В. Сравнительное правоведение : учебное пособие. - Иркутск, 2016. 175 с.