31 января 2016г.
Экономика и право – две категории, которые должны быть неразрывно связаны в государстве, стремящемся к прогрессивному развитию. История на примерах некоторых стран показала, что сбалансированное законодательство – основная часть фундамента, на котором основываются экономические отношения. Таким образом, одна из важнейших задач государства – обеспечить достаточное, целесообразное и современное правовое регулирование экономики, учитывая свои национальные особенности. Российская Федерация, как верно отмечается в Конституции РФ, многонациональная страна. На протяжении всех этапов развития России, возможно проследить её собирательную роль для близлежащих стран. Это обуславливается доминирующим положением российского государства в своем регионе, что проявляется в политическом, правовом и экономическом сферах. Такое положение дел не может не привести к тому, что власти зарубежных стран будут пользоваться успешным опытом Российской Федерации, а иностранные граждане стремиться попасть в страну с качественно лучшими условиями для заработка.
Вопрос трудовых мигрантов в России был актуален во все времена, однако, после развала Советского союза, данная проблема стала особенно острой для населения и государства. По прошествии более 20 лет самостоятельной жизни, наша страна продвинулась достаточно далеко в совершенствовании трудового законодательства в сфере мигрантов, что подтверждается недавно веденными новеллами в данной отрасли права. Эти изменения касаются, прежде всего, экзаменов для иностранных граждан и патентных отношений. Рассмотрим их.
До изменения законодательства иностранные граждане обязаны были сдавать только русский язык. Однако нововведения, вступившие в силу с 1 января 2015 года, поменяли это положение. Теперь в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, указанного в ст. 13.1 Федерального закона, иностранные граждане обязаны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации. [2;3]. Такая система тестирования довольно распространена в ряде западных государств. Она помогает лучше приобщиться к новому обществу и узнать некоторые правовые нормы для обеспечения правовой безопасности иностранного гражданина. С другой стороны пропорция желающих работать в России мигрантов и достаточная сложность экзаменационных работ, в свою очередь может вызвать риск появления коррупционной составляющей в данном процессе.
Федеральный закон № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» меняет ранее существовавшую систему квот для мигрантов, приезжающих в Россию из «безвизовых» стран на систему патентов.[3] Данное правило не чуждо для нашего законодательства. До вступления изменений в силу деятельность «безвизовых» трудовых мигрантов привязывалась к патенту лишь в случае, если граждане Российской Федерации привлекали их к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Сейчас указанная норма выглядит иначе.
Федеральный закон, внесший изменения, позволяет любому иностранному гражданину на основе патента работать как у физических, так и у юридических лиц в рамках осуществления предпринимательской деятельности. Для того, чтобы получить патент, мигранту следует соблюсти следующую процедуру:
- при пересечении границы указать в миграционной карте «работа» в качестве цели визита в Россию;
- в течение 30 календарных дней обратиться в отделение ФМС за получением патента, предоставив установленные п.2 ст. 13.1 Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документы;
- в течение 10 дней получить патент, который может действовать от одного месяца до года; [2]
Примечательно, что стоимость патента устанавливается субъектом России. Это позволит регионам самостоятельно определять количество мигрантов путем установления более высокой или низкой цены, а также ограничения или полного запрета на их выдачу. При этом есть определенные условия, при которых ФМС может не принять заявление о выдаче патента или же отказать в его предоставлении. В первом случае, при наличии условий, что:
- иностранец не представил необходимые документы (кроме миграционной карты и документа о постановке на учет по месту пребывания – содержащиеся в них данные служба может получить сама);
- ФМС России или Правительством РФ было принято решение о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории конкретного субъекта РФ;
- в течение года до подачи заявления иностранец уже получал отказ в выдаче или переоформлении патента либо патент был аннулирован. [2]
Отказать же мигранту вправе в случае:
- осуществления иностранцем трудовой деятельности с привлечением труда третьих лиц;
- представления поддельных документов;
- нарушения миграционного законодательства два и более раза за год и т. д.
- если сам иностранный гражданин направит заявление об аннулировании выданного ему патента;
- непредставления в территориальный орган ФМС России копии трудового договора или гражданско- правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
- отсутствия сведений о работодателе или заказчике работ (услуг) в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. [1;2]
Одним из интересных моментов нам представляется установление сроков в отношении патента. Трудовое законодательство устанавливает, что патент может действовать не более 12 месяцев. Переоформить его можно также не более чем на год и сделать это можно всего единожды. Таким образом, мигрант может работать в России постоянно не более двух лет. [2]
Обобщая сказанное о патентах, можно сделать вывод, что она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным можно отнести то, что отменяется не оправдавшая себя систему квот, которая давала простор некоторым лицам к коррупционным действиям, а отрицательные последствия могут выразиться в увеличении количества «бесхозных» мигрантов и в уплате больших и зачастую неоправданных административных штрафов.
Таким образом, несомненно, обозначенные изменения в регулировании отношений трудовых мигрантов, являются шагом вперед. Нововведения с теоретической части выглядят правильными и целесообразными. Однако главная задача обеспечить выполнение норм на практике и своевременное реагирование законодателя на изменения в отношениях, связанных с осуществлением трудовой деятельности мигрантов.
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 31.12.2014).
2. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 31.12.2014, с изм. от 12.03.2015) // «Российская газета» федеральный выпуск №3008 от 31 июля 2002 года.
3. Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // «Российская газета» федеральный выпуск №6542 от 27 ноября 2014 года.