Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ КАК ОДИН ИЗ РЕГУЛЯТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
18 января 2016г.

    Состояние и эффективность функционирования национальной образовательной системы непосредственно связано с инновационным развитием. Более того, рост ВВП, уровня и качества жизни населения невозможно без современной системы образования (в самом широком смысле), отвечающей на т.н. «вызовы времени», которые хорошо известны каждому думающему гражданину своей страны. Государство проявляет реальную поддержку образования и заинтересованность в его качественных результатах, так как оно всегда было и остается важнейшей составляющей системы национальной безопасности. Именно поэтому, в 2005 году Президентом России объявлены четыре приоритетных национальных проекта, в числе которых - программа по повышению качества образования: Национальный проект «Образование». Одним из основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» в области  высшего профессионального образования является формирование сети национальных университетов и бизнес-школ.

     Как известно, все субъекты образовательных отношений могут быть ранжированы по различным критериям. Например, в источнике [4] утверждается, что «наиболее целесообразным представляется дифференциация субъектов на индивидуальные (ученик, учитель, студент, директор (ректор) образовательного учреждения) и институциональные (образовательные учреждения, их подразделения, органы управления образованием и т.д.). Но, во всяком случае, главной их юридической характеристикой, выражающей их именно правовое качество, т.е. именно как субъектов образовательных правоотношений, является их правосубъектность. Именно содержание и особенности правосубъектности того или иного участника образовательных отношений в значительной, если не в определяющей, степени обусловливает и специфику их правового статуса». Здесь рассмотрим лишь один вопрос, связанный с деятельностью федеральных университетов как одних из главных субъектов публичных образовательных отношений: переход на эффективные контракты.  

    В работах [1,2,4] указано, что в теории образовательного права образовательные правоотношения принято делить на преципионные, возникающие на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности, и комиторные. Их определение можно найти, например, на сайте Федерального Центра образовательного законодательства [4], что придает им определенную легальность. Ввиду того, что содержание статьи связано с исследованием публично-правовых отношений, процитирую указанный выше источник: «комиторные правоотношения - все иные правоотношения в сфере образования, складывающиеся на основе норм административного, гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права, опосредованно обеспечивающих процесс и результат образовательной деятельности, в целом функционирования всей системы образования в соответствии с ее главной целью и общественно-государственной образовательной политикой».

    В настоящее время одним из «рычагов» повышения эффективности российской образовательной системы принято считать возможность принципиальных изменений в области трудовых правоотношений работников бюджетной  сферы.  Таким  образом,  публично-правовые  (в  частности,  комиторные)  правоотношения, определяющие особенности правосубъектности федеральных университетов, могут включать и элементы трудового законодательства. В частности, в рамках реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных)  учреждениях на  2013-2018 годы, Минобрнауки России направило письмо №АП-1073/02 от 20 июня 2013 года «О разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и работников», в котором рекомендуется механизм стимулирования работников к повышению качества оказания услуг – т.н. «эффективный контракт». Эффективный контракт можно охарактеризовать как новую идеологию поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012 – 2018 годы. Это предложение следует дополнить ремаркой: по версии Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации. Министерство подразумевает под «эффективным контрактом» «трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на утвержденных учредителем государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, а также утвержденных работодателем в установленном порядке системе оплаты труда, системе нормирования труда работников учреждения, системе оценки эффективности деятельности работников учреждений, способствующие наиболее полному отражению в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда и предоставления льгот». Следовательно, эффективные контракты в более широком смысле можно рассматривать как один из важных инструментов, регулирующих образовательные правоотношения в федеральных университетах.

    Рассмотрим эффективный контракт в контексте повышения эффективности деятельности федерального университета. Например, по мнению ректора Южного федерального университета М.А. Боровской «система эффективных контрактов позволит университету улучшить показатели академической активности за счет поощрения наиболее перспективных сотрудников. Руководители структурных подразделений, особенно те, с кем уже заключен эффективный контракт, смогут делегировать выполнение какой-то части показателей программы развития. Они получат возможность посмотреть свои коллективы и почувствовать, кто пойдет на конкурс и сможет эффективно выполнять эту работу. Соответственно, речь идет о создании системы совместного труда с университетом, системы аффилированности ученых с ЮФУ. Сам по себе эффективный контракт является формой персонифицированных социально-трудовых отношений с научно-педагогическими сотрудниками, который содержит в себе должностные обязанности, особые условия оплаты труда, меры социальной поддержки и критерии оценки эффективности деятельности сотрудника для выплаты дополнительных бонусов. Для ученых будут учитываться показатели выполняемых работ и научных публикаций, цитируемость статей, занятость в учебном процессе и многие другие» [3].

    В настоящее время уделяется большое внимание содержательной стороне эффективного контракта, в ущерб его основному, юридическому смыслу. Отбросив неюридические мотивы внедрения эффективного контракта можно увидеть юридическую тавтологию, ибо эффективный контракт принципиально ничем не отличается от обычного трудового договора. Более того, по мнению автора, термин «эффективный контракт» является буквальным переводом термина «effective contract», что, как правило, означает «действующий контракт». Ясно, что к эффективности это не имеет никакого отношения. Процедура перехода на эффективные контракты, также подтверждает то, что существующие трудовые договоры останутся в силе и будут дополнены некоторыми приложениями. С одной стороны они должны «создать связь между повышением зарплат и достижением «конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг»», с другой - позволяют работодателю легально изменить баланс прав и обязанностей в свою пользу. В заключение отмечу, что идеологи «эффективного контракта» надеются на существенное повышение зарплат работникам бюджетной сферы, причем ресурсы для повышения зарплат, согласно проекту программы, должны быть найдены в самой системе, (что, вообще говоря, не всегда возможно). Вопрос о реальной эффективности «эффективных контрактов» уместно завершить высказыванием министра финансов России Антона Силуанова: «Мы в Минфине пытаемся объяснить своим коллегам, что деньгами заливать любые проблемы уже нельзя – надо заниматься структурными реформами» [5].

 

Список литературы

1.      Бажанов Н.Н. Правовое регулирование деятельности институционального субъекта образовательных правоотношений// Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно- практической конференции. 10 апреля 2014 г. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.-Часть 1. (С.185-187).

2.      Бажанов Н.Н. Федеральный университет как субъект образовательных правоотношений//Актуальные проблемы развития науки и образования: сборник научных трудов Международной заочной научно- практической конференции. 5 мая 2014 г. – Москва: АР-Консалт, 2014.

3.      Боровская М.А. Система эффективных контрактов [Электронный ресурс]//Блог ректора ЮФУ, URL:http://rector.sfedu.ru (дата обращения 30.05.2014).

4.      Образовательные правоотношения [Электронный ресурс]// Федеральный центр образовательного законодательства, URL: http://lexed.ru/pravo/theory/ (дата обращения 17.05.2014).

5.      Силуанов А.Г. Интервью аналитическому еженедельнику КОММЕРСАНТЪ ВЛАСТЬ/№ 14 (1069) 14.04.2014, С.27.