Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТАТУС ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.

С начала XX века проблема сиротства и беспризорности приобрела ярко выраженный характер по причине разрушительных последствий мировых войн и природных катаклизмов, в результате которых многие несовершеннолетние потеряли своих родителей, их любовь, заботу и возможность жить и воспитываться в родной семье, как наиболее приемлемой среде существования и взросления, потеряли свой дом и, тем самым, пополнили ряды беспризорников, маргиналов и зачастую преступников, пытаясь выжить и уцелеть в жестоком мире взрослых людей.

Эти события стали отправной точкой для разработки и принятия новых международно-правовых актов, имеющих цель защитить детей – самую уязвимую и слабую категорию населения – и стать фундаментальной основой национального ювенального законодательства. Иными словами, действующие декларации и конвенции, принятые мировым сообществом, способствуют закреплению, обеспечению реализации и защите прав ребенка в различных странах мира, поскольку подписав и ратифицировав указанные документы, большинство государств тем самым признают свою обязанность заботиться о подрастающем поколении, создавать благоприятные условия для физического, психического, нравственного и духовного развития несовершеннолетних, а также осуществлять функции опекуна и попечителя в отношении детей, потерявших родителей.

Современное международное гуманитарное право признает сиротство неблагоприятным и неприемлемым явлением социальной жизнедеятельности ребенка и устанавливает определенные гарантии прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрим основополагающие международные универсальные и региональные акты, посвященные данному вопросу.

Согласно шестому принципу Декларации прав ребенка 1959 г. ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, в противном случае органы государственной власти и общественные организации обязаны осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи.

Указанный принцип получил более детальную регламентацию в Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г.

В частности, в разделе «Общее благополучие семьи и ребенка» сказано, что в случае ненадлежащей заботы родителей о своем ребенке он может быть передан на воспитание родственникам, в другую семью или специальное учреждение либо усыновлен при условии наилучшего обеспечения его прав и законных интересов. Передача детей на воспитание или усыновление должна быть законодательно регламентирована и осуществляться лицами, имеющими специальную профессиональную подготовку. При этом ребенок- сирота имеет следующие права: 1) право на обеспеченность и постоянную заботу; 2) право на имя, гражданство и законного представителя; 3) право знать о своем происхождении, если это не противоречит наилучшему обеспечению его интересов; 4) право вернуться к своим родителям; 5) право быть законным членом приемной семьи или семьи усыновителя и пользоваться всеми вытекающими отсюда правами.

В заключение отметим, что если в стране происхождения ребенка не представляется возможным обеспечить должную заботу о нем, Декларация допускает усыновление за границей при условии наличия соответствующего законодательного регулирования данного вопроса, осуществления эффективного государственного контроля за соблюдением прав усыновляемого, а также категорического запрета и предупреждения незаконной, в том числе корыстной, передачи ребенка.

Рассмотренные нами положения легли в основу соответствующих теме исследования статей Конвенции о правах ребенка 1989 г. – главного международного акта, который регулирует статус детей как лиц, имеющих право на особую заботу и помощь, и обязателен для исполнения всеми государствами- участниками.

Так, статья 9 Конвенции с целью обеспечения наилучших интересов ребенка допускает возможность разлучения его с родителями на основании судебного решения в случае, когда родители жестоко обращаются с ним, не заботятся о нем или не могут договориться о месте его проживания при разводе. Такой несовершеннолетний имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства, включая замену родительского ухода на передачу на воспитание, либо усыновление, либо в соответствующее учреждение с учетом его этнического происхождения, религиозной и культурной принадлежности, а также родного языка (ст. 20 Конвенции).

Согласно ст. 21 Конвенции при усыновлении детей-сирот государства-участники должны обеспечить законность предпринимаемых в данном направлении мер компетентными органами, в том числе при усыновлении ребенка в другой стране в качестве альтернативного способа ухода за ним. Одновременно с этим государства-участники должны принимать эффективные меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы (ст. 11 Конвенции).

При этом ребенок вправе поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если это не противоречит его интересам, а законные представители несут ответственность за воспитание, развитие и обеспечение наилучших интересов несовершеннолетнего.

Россия подписала и ратифицировала Конвенцию еще в далеком 1990 году, тем самым приняв обязательство исполнять ее положения, включая предоставление периодических докладов о принятых мерах по закреплению признанных в Конвенции прав ребенка и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав (ст. 44).

По результатам рассмотрения четвертого и пятого докладов РФ о положении в области прав несовершеннолетних в нашем государстве Комитет ООН по правам ребенка 31.01.2014 г. принял Заключительные замечания, в том числе в отношении детей, лишенных семейного окружения (п. п. 39-48). Отметим основные из них:

1)     в российском законодательстве нет закона о независимых общественных проверках детских учреждений для детей-сирот;

2)   количество детей с особыми потребностями, помещенных в приемные семьи, недопустимо мало;

3)   приемным семьям часто не хватает подготовки в области воспитания детей;

4)   распространено жестокое обращение с детьми, переданными на попечение в приемные семьи;

5)   дети, помещенные в учреждения по уходу, подвергаются надругательствам, включая сексуальное насилие; частым наказанием за их плохое поведение становится помещение в психиатрические лечебные учреждения и лечение в них;

6)      широко распространена практика принудительного разлучения детей с их родителями на основании лишения либо ограничения родительских прав;

7)        число  усыновленных  (удочеренных)  детей-инвалидов  остается   незначительным  из-за сохраняющейся стигматизации таких детей в обществе;

8)   наличие так называемых ящиков для младенцев позволяет анонимно избавляться от детей в ряде регионов РФ, что является нарушением ст. ст. 6-9 и 19 Конвенции, которые закрепляют право ребенка на жизнь и здоровое развитие; право на регистрацию с момента рождения, право на имя и гражданство, право знать своих родителей и на их заботу; право на сохранение своей индивидуальности; право на совместное проживание со своими родителями; право на государственную защиту от отсутствия заботы и небрежного обращения;

9)     также Комитет отмечает, что дети моложе четырех лет, помещенные в детские дома на территории тюрем, могут посещаться их матерями во внерабочее время, однако отсутствуют специальные блоки, где дети могли бы проживать вместе с ними.

Принимая во внимание все указанные выше проблемы, Комитет ООН по правам ребенка рекомендует Российской Федерации как государству-участнику Конвенции усовершенствовать действующее ювенальное законодательство; обеспечить приоритет семейного устройства детей-сирот; проводить систематическую подготовку приемных семей по вопросу о воспитании детей и регулярно отслеживать условия проживания несовершеннолетних в таких семьях; ужесточить ответственность виновных в жестоком обращении с детьми лиц; обеспечить, чтобы разлучение детей с их родителями использовалось лишь в качестве крайней меры и только на основании судебного решения; создать эффективные механизмы по упрощению процесса усыновления/удочерения сирот на национальном и международном уровнях, в том числе детей-инвалидов; обеспечить надлежащую проверку семей, в которые предполагается передать детей на воспитание; оказать всестороннюю информационную поддержку детям, передаваемым на усыновление/удочерение, на предмет их происхождения, прав и законных интересов; активизировать усилия по устранению основных причин, лежащих в основе отказа от новорожденных детей, посредством оказания услуг в области планирования семьи, надлежащего консультирования и социальной поддержки в случае незапланированной беременности женщины.

В заключение разговора о международно-правовом законодательстве, регулирующем статус детей, оставшихся без попечения родителей, отметим, что помимо универсальных международных правовых актов, посвященных правам несовершеннолетних, существуют международные ювенальные акты регионального характера, действующие в рамках ограниченной территории. В качестве примера можно привести Европейскую конвенцию об усыновлении детей 1967 г., Африканскую хартию о правах и благополучии ребенка 1990 г., Европейскую конвенцию о контактах, связанных с детьми 2003 г., однако Российская Федерация в настоящих документах не участвует.

Таким образом, в настоящее время проблема детей-сирот не теряет своей актуальности, а, наоборот, становится все более острой и требующей поиска максимально эффективных способов разрешения. Особую тревогу вызывает все возрастающее количество так называемых социальных сирот, то есть несовершеннолетних, чьи родители живы, но по тем или иным причинам не могут либо не хотят заботиться и воспитывать своих детей. В этих случаях государства отдают предпочтение устройству таких детей в другие семьи, но, к сожалению, многие из них все же попадают в специализированные учреждения, где, находясь на полном государственном обеспечении, получая образование и необходимую медицинскую помощь, одновременно лишены родительской любви и внимания, эмоционального благополучия и психологического комфорта, которые может дать только родная семья и родной дом.

Список литературы

 

1.     «Декларация прав ребенка» (Принята 20.11.1959 г. Резолюцией 1386 на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)//СПС «Консультант Плюс».

2.   «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях»  (Принята  03.12.1986  г.  Резолюцией  41/85  Генеральной  Ассамблеи  ООН)//СПС «Консультант Плюс».

3.    «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.)//СПС«Консультант Плюс».

4.   Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка по результатам рассмотрения 4 и 5 периодических докладов РФ от 31.01.2014 г.//СПС «Консультант Плюс».