Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СООТНОШЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА И ОБЯЗАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.

Обратившись к анализу норм Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), можно заметить, что термин «интересы ребенка» является одним из наиболее употребляемых.

Нечаева А.М. в научной статье «Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты» подсчитала, что данный термин упоминается применительно к различным правовым ситуациям более 40 раз. Таким образом, «интересы ребенка» пронизывают всю сферу отношений, связанных с правовым положением ребенка в семье[1].

Например, интересы ребенка упоминаются:

1.                   При перечислении его прав (ч.2 п.2 ст. 54, ч. 1 п.1 ст. 56 СК РФ).

2.                   Как ориентир для деятельности органов опеки и попечительства, на которых государство возложило защиту несовершеннолетних (ст. 121 СК РФ).

3.                   При решении вопроса о целесообразности устройства ребенка в семью, заменяющую родительскую, – под опеку (попечительство), на усыновление в приемную семью (п. 1 ст. 145, п. 1, 3 ст. 124, п. 2 ст. 131 СК РФ).

4.                   При разрешении судом споров о воспитании (п. 3 ст. 65, ч.1 п. 3 ст. 67, ч.2 п.1 ст. 68, п. 4 ст.72 СК РФ).

5.                   В  случае необходимости  заслушать  мнение несовершеннолетнего  по вопросу, который затрагивает его интересы (ст. 57 СК РФ).

6.                   В правилах, относящихся к судебному процессу по расторжению брака (п.1 ст. 23, п.2 ст. 24 СК РФ).

7.                   При рассмотрении вопроса о признании брака несовершеннолетнего недействительным (п. 2 ст. 29 СК РФ).

8.                   При изменении имени, фамилии несовершеннолетнего (п. 1 ст. 59 СК РФ).

9.                   При записи усыновителя в качестве родителя (ст. 136 СК РФ).

10.                При восстановлении родительских прав (п. 4 ст. 72 СК РФ).

11.                При определении имущественных долей при разделе общего имущества супругов (п. 2 ст. 39 СК РФ)[2].

Это далеко неполный перечень прямых ссылок на интересы ребенка в тексте СК РФ. Однако надо понимать, что кроме прямого указания, есть и косвенные отсылки (то есть они подразумеваются) в иных статьях.

Такое широкое употребление термина «интересы ребенка» связано с тем, что законодатель исходит из принципа приоритетной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, предусматривает особые меры их охраны и защиты.

Примечательно, что несмотря на то, что перечень интересов ребенка в семейно-правовой сфере достаточно внушительный, в законодательстве не закреплены прямо их признаки, то есть может сложиться впечатление, что они в принципе не поддаются определению. Однако это не так. Для того, чтобы выявить сущность интересов ребенка, целесообразно обратиться к международно-правовым актам, где впервые они получили свое закрепление.

Преамбула к Конвенции о правах ребенка 1989 года закрепляет положение, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Соответственно, на государств-участников ложится обязанность по обеспечению максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка[3].

Положения международного права повлияли на многие национальные кодексы, в том числе на СК РФ 1995 года. Например, в п. 3 ст. 1 СК РФ, который закрепляет основные начала семейного законодательства, развитие несовершеннолетних названо объектом защиты его интересов. Это положение находит свое отражение в конкретных статьях СК РФ. Например, ч.2 ст. 63 СК РФ возлагает на родителей обязанность заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Таким образом, можно сделать вывод, что основу интересов ребенка составляет его развитие.

Хотя вопросы обеспечения прав и интересов детей достаточно широко освещены в доктринальной литературе, и попытки определения понятия интересы ребенка были предприняты в большом количестве научных трудов, унифицированный подход к данной правовой категории до сих пор не выработан.

Интересной представляется авторская концепция интересов ребенка, предложенная Шолгиной О.И. в ее диссертационном исследовании. Согласно данной концепции, под интересами ребенка следует понимать оптимальные и объективно обоснованные условия проживания, содержания и воспитания ребенка, обеспечивающие его физическое, психическое, нравственное и духовное развитие[4].

Отметим, что традиционно содержание интересов ребенка раскрывается с точки зрения осуществления родительских прав и обязанностей, а также сквозь призму процессуальных особенностей рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей.

В свою очередь, согласно ст. 47 СК РФ права и обязанности родителей на происхождении детей от родителей, удостоверенном в установленном законом порядке. При этом отметим, что родительское правоотношение возникает между ребенком и каждым из родителей.

Если родителей как участников родительского правоотношения законодатель наделяет правам и обязанностями, то их несовершеннолетних детей - только правами. При этом большинству прав ребенка корреспондируют обязанности родителей[5].

Родительским правам и обязанностям присущи определенные особенности. Так, родители наделены равными правами и несут одинаковые обязанности в отношении своих детей, не имеет значения, ребенок родился в зарегистрированном браке или нет, признано отцовство в добровольном или судебном порядке.

Кроме того, родительские права и обязанности ограничены во времени и прекращаются при достижении ребенком восемнадцати лет или приобретении ребенком полной дееспособности ранее восемнадцати лет.

Согласно п. 1 ст. 65 СК РФ при осуществлении прав и обязанностей родителями должен соблюдаться приоритет интересов ребенка. Данная норма носит принципиальное значение, потому что возможны ситуации, когда интересы родителей противоречат интересам ребенка. Например, родители всегда заняты и не уделяют должного внимания духовному развитию своего ребенка. В данной ситуации речь идет о том, что права несовершеннолетнего на всестороннее развитие ущемляются.

Отметим ещё одну особенность родительских прав и обязанностей: согласно п.1 ст. 63 СК РФ родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, исключение составляют ситуации, когда нарушаются интересы ребенка.

Семейное законодательство не только закрепляет права родителей, но и накладывает на них определенные обязанности: по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК РФ), по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Таким образом, осуществление родительских прав одновременно является и исполнением родительских обязанностей.

Рассмотрим закрепленные в российском семейном законодательстве права и обязанности родителей:

1.                   Родители имеют права и несут обязанность по воспитанию своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

2.                   Родители наделены преимущественным правом на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).

3.                   Родители  обязаны  заботиться  о  здоровье,  физическом,  психическом,   духовном  и

нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родителям запрещается причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК).

4.                   Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

5.                   С учетом мнения детей родители имеют право выбор образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

6.                   Родители вправе и обязаны защищать права и законные интересы своих детей без специальных полномочий на этой (п. 1 ст. 64 СК РФ).

7.                   Родители вправе требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не законных основаниях (п. 1 ст. 68 СК РФ).

8.                   Проживающий отдельной от ребенка родитель имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не долен препятствовать реализации этого права (п. 1 ст. 66 СК РФ).

9.                   Проживающий отдельно от ребенка имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Отметим, что в соответствии с ныне действующим семейным законодательством родители не только обязаны воспитывать своих детей, они наделены таким правом. Это нововведение относительно действовавшего ранее Кодекса о браке и семье РСФСР, который в статье 52 предусматривал только соответствующую обязанность.

Как мы указывали, родители владеют преимущественным правом лично воспитывать своих детей. Они свободны в выборе методов и способов воспитания, однако при этом должны исходить из интересов ребенка, общества и государства. В свою очередь государство должно принимать меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей.

Воспитывая своего ребенка, родители обязаны заботиться о его здоровье и всестороннем развитии (физическом, психическом, нравственном, духовном).

Очевидно, что важнейшей предпосылкой всестороннего развития личности ребенка является крепкое здоровье. Конституция Российской Федерации признает за каждым человеком право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41)[6]. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается детям бесплатно. Кроме того, охрана здоровья детей обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения, предоставлением детям доступной медико-социальной помощи.

На здоровье ребенка оказывает влияние целый комплекс условий: питание, занятие физкультурой и спортом, своевременное предоставление медицинской помощи, здоровый микроклимат в семье.

В свою очередь, духовное и нравственное развитие ребенка зависит прежде всего от личных качеств родителей, их духовных ценностей.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, непроявление заботы о детях может повлечь за собой семейно-правовую (ограничение либо лишение родительских прав при недостойном поведении родителей), гражданско-правовую (ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за вред, причиненный несовершеннолетними детьми), административную (ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей) и уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Образование, как мы уже отмечали, является неотъемлемой частью процесса воспитания ребенка. Так, согласно п. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 63 СК РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования. Данная норма закреплена в п. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 63 СК РФ родители, исполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения. Эта норма основана на положениях Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Следует сказать, что аналогичная норма содержится в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, где и в какой форме ребенок получит образование (очно или заочно, в форме самообразования, экстерната, семейного образования).

При этом, однако, необходимо учитывать требования ст. 10 Закона «Об образовании в Российской Федерации» о том, что избранная форма образования должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту[7].

Отметим, что учитывать мнение ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязательно независимо от его возраста. При этом в случае противоречия желания ребенка его интересам либо невозможности их выполнения в силу объективных причин, законодатель оставляет решение данного вопроса на усмотрение родителей.

Например, ребенок хочет обучаться в частной школе, где учатся его друзья, однако семья недостаточно материально обеспечена.

Важно понимать, что закрепленные семейным законодательством права родителей по защите прав и законных интересов ребенка соотносятся с правом ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

Более того, родители защищают не только права детей в семейно-правовой сфере, но также и права, которые закреплены нормами  других отраслей права (жилищные права ребенка, право на социальное обеспечение, наследственные права),  и интересы, которые вообще не входят в сферу правового регулирования.

Будучи законными представителями своих детей, родители защищают их права и законные интересы в отношениях с физическим и юридическими лицами, в административных и судебных органах. Специальных полномочий, как мы уже отмечали, не требуется, необходимо лишь предъявить документы, которые подтверждают происхождение ребенка и паспорт законного представителя.

Способы защиты законных прав и интересов детей могут быть самыми разнообразными: родители могут принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать восстановления нарушенного права ребенка, могут выступать от имени несовершеннолетних в суде и т.п.

Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. При наличии разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

 

1 Нечаева А.М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты // Государство и право. – 2012. – № 1. – С. 77.

2   Семейный кодекс  Российской  Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред.  от  30.12.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.02.2017).

3 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС КонсультантПлюс.

4 Шолгина О.И. Интересы ребенка как объект семейно-правового спора: автореф. дис… канд. юрид. наук. – М.,2011. – С.10.

5 Гриневич И.М. Права и обязанности родителей в отношении детей. Осуществление родительских прав // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 152-154.

6   Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения: 20.02.2017).

7   Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

 

Список литературы

 

1.        Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС КонсультантПлюс.

2.        Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения: 20.02.2017).

3.        Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.02.2017).

4.        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

5.        Гриневич И.М. Права и обязанности родителей в отношении детей. Осуществление родительских прав // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 152-154.

6.        Нечаева А.М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты // Государство и право. –2012. – № 1. – с. 77-85.

7.        Шолгина О.И. Интересы ребенка как объект семейно-правового спора: автореф. дис… канд. юрид. наук. – М., 2011. – 28 c.