11 июня 2017г.
Любое право, гарантированное субъекту, имеет значение только в том случае, когда существуют законодательно закрепленные механизмы его реализации и защиты от потенциальных нарушений.
Защиту прав и законных интересов несовершеннолетних можно рассматривать двояко: в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет о защите не только от совершенных, но и от потенциальных правонарушений, то есть имеется в виду деятельность по предотвращению правонарушений и нормотворческая деятельность, связанная с установлением санкций за возможные правонарушения. В узком смысле защита понимается как комплекс специальных мер государственного принуждения, применяемых к лицу, совершившему преступление[1].
Реальность такова, что на сегодняшний день большое число детей становятся жертвами насилия, невольными участниками вооруженных конфликтов, объектами торговли людьми. Проблемы детской проституции и детской порнографии также нуждаются в скорейшем искоренении.
Более того, несовершеннолетние часто становятся жертвами жестокого обращения в собственной семье, испытывают негативное влияние со стороны родственников, что зачастую приводит к различным расстройствам психики, и делает детей агрессивными, а также становится причиной, по которой дети уходят из дома, становятся беспризорниками, подвергая свою жизнь опасности.
Таким образом, необходимость эффективного механизма защиты прав и законных интересов несовершеннолетних не вызывает сомнений.
Если мы обратимся к анализу положений Конвенции о правах ребенка (далее - Конвенция), важнейшего международного документа, определившего основные принципы деятельности в сфере семейной политики для мирового сообщества, то заметим, что в ней «защита» трактуется в широком смысле и включает в себя в том числе защиту несовершеннолетнего от тех неблагоприятных факторов, которые могут негативно воздействовать на ребенка и угрожают его здоровому развитию[2].
В зависимости от того, в каких правовых нормах закреплены соответствующие меры защиты, а также от органа ее осуществляемого, защита прав и законных интересов несовершеннолетних подразделяется на международную и внутригосударственную.
Рассмотрим подробнее процедуры международной и внутригосударственной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и сделаем вывод об их соотношении.
Статья 43 Конвенции учредила Комитет по правам ребенка (далее – Комитет) в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с Конвенцией[3]. Именно этот договорной орган осуществляет международную защиту прав ребенка в широком смысле.
Комитет также наблюдает за выполнением двух Факультативных протоколов к Конвенции, касающихся участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. 19 декабря 2011 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила третий Факультативный протокол, касающийся процедуры сообщений, который позволит детям обращаться в Комитет с жалобами касательно нарушений их прав, закрепленных в Конвенции и первых двух Факультативных протоколах к ней. Протокол был открыт для подписания в феврале 2012 г. и вступит в силу после его ратификации десятью государствами-членами.
Все государства-участники обязаны регулярно предоставлять Комитету доклады о выполнении соответствующих прав. Государства должны предоставить первоначальный доклад через два года после присоединения к Конвенции, а затем периодические доклады каждые пять лет. Комитет изучает каждый доклад и излагает государству-участнику свои соображения и рекомендации в виде «заключительных замечаний»[4].
Заключительные замечания подлежат широкому распространению в государстве-участнике и должны служить основой для проведения национальных дебатов по вопросу о путях содействия соблюдению положений Конвенции. Рассматривая заключительные замечания в качестве важного документа, Комитет ожидает от правительств выполнения содержащихся в них рекомендаций.
На заседаниях Комитета ведется запись хода обсуждения. Организация Объединенных Наций публикует пресс-релизы о ходе дискуссий и более подробные краткие отчеты о деятельности Комитета. Комитет призывает публиковать в виде сводного документа доклад государства-участника, краткие отчеты и заключительные замечания по каждой стране.
Целью всего процесса обсуждения докладов государств-участников является привлечение интереса общественности к соответствующим проблемам. Проводящиеся в Комитете обсуждения как правило являются открытыми; закрытый характер носит лишь предварительное обсуждение в рамках предсессионной рабочей группы и процесс подготовки заключительных замечаний Комитета. Аналогичным образом представляется важным обеспечить открытый и гласный характер процедуры подготовки доклада на национальном уровне; такой подход Комитет будет только приветствовать.
Ряд органов в области прав человека способствуют в рамках своей компетенции более полному уважению прав ребенка. Помимо Комиссии по правам человека, Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств и ее Рабочей группы по современным формам рабства, которая занимается вопросами эксплуатации детей и неправомерного с ними обращения, в области защиты прав человека действуют следующие международные органы:
1. Комитет по правам человека;
2. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;
3. Комитет по ликвидации расовой дискриминации;
4. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;
5. Комитет против пыток.
Представляется, что главная ценность Конвенции состоит в том, что она не только задает минимальный стандарт обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего, но и определяет наиболее типичные общественно опасные посягательства на эти права и возможные меры защиты.
Механизм защиты прав ребенка по смыслу Конвенции состоит из трех элементов: нормы национального законодательства, нормы международного права конкретного государства, а также система правовых средств органов, учрежденных Конвенцией.
Рассматривая внутригосударственную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, отметим, что в Российской Федерации практически все дела о защите нарушенных или оспариваемых прав подведомственны суду. Соответствующее положение закреплено в статье 46 Конституции Российской Федерации[5]. Таким образом, внутригосударственная защита нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется судами, прокуратурой, правоохранительными органами.
Однако на практике, как правило, такой защитой занимаются органы специальной компетенции. К ним относятся: органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, а также уполномоченный по правам ребенка субъектов Российской Федерации.
Данные органы тесно взаимодействуют с органами судебной власти, принимают участие в судебных заседаниях, присутствуют при исполнении решений суда о передаче детей, дают заключения по вопросам проживания ребенка и порядке общения в случае, если один из родителей проживает отдельно от ребенка.
В зависимости от того, какие права и законные интересы несовершеннолетнего нарушены, их защита может осуществляться в порядке административного, гражданского или уголовного производства.
Как правило, процессуальное законодательство всех отраслей права содержит большое количество процессуальных гарантий, обусловленных участием в производстве несовершеннолетних. Отметим, что закрепление данных гарантий также является одной из мер по охране и защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Отвечая на вопрос о соотношении внутригосударственных и международных защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, вновь обратимся к тексту Конвенции. Статья 2 возлагает на государства обязанности уважать и обеспечивать все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком. Кроме того, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Таким образом, положения Конвенции признают за государством-участником право использовать для защиты прав ребенка внутригосударственный механизм, закрепленный в законодательстве. При этом необходимо, чтобы такой механизм мог реально, а не номинально защитить нарушенные права.
В данном случае, на наш взгляд, Конвенция, как и во многих своих положениях, исходит из принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка. Согласимся, что, например, в ситуации, когда конкретный ребенок подвергается домашнему насилию, более эффективной и гораздо более оперативной окажется процедура защиты его прав территориальным органом опеки и попечительства, нежели Комитетом по правам ребенка.
Таким образом, механизмы международной и внутригосударственной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних не являются взаимоисключающими и могут даже действовать одновременно. Однако, на наш взгляд, логично и правильно, если государство-участник Конвенции самостоятельно определяет более традиционный для себя механизм защиты прав законных интересов несовершеннолетних, при условии, что данный механизм действительно способен обеспечить защиту нарушенных прав.
1 Рабец А.М. Ювенальное право Российской Федерации. – М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 348.
2 Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года //URL. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 18.04.2017).
3 Там же.
4 Комитет по правам ребенка // URL. http://www.ohchr.org/RU/HRBodies/CRC/Pages/CRCIntro.aspx (дата обращения 18.04.2017).
5 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г // Российская газета. №237. 25.12.1993.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г // Российская газета. № 237. 25.12.1993.
2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // URL. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 18.04.2017).
3. Рабец А.М. Ювенальное право Российской Федерации. – М.: Издательство Юрайт, 2015. 447 с.
4. Комитет по правам ребенка // URL. http://www.ohchr.org/RU/HRBodies/CRC/Pages/CRCIntro.aspx (дата обращения 18.04.2017).