Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.

В большинстве стран мира семья и семейно-демографическая ситуация находятся под пристальным вниманием науки и общества, ведь благополучная семья –  опора государства, основа политической  и социальной стабильности, общественного согласия[1].

В современных социально-экономических и политических реалиях молодые семьи постоянно испытывают трудности, которые непосредственно влияют на процессы становления и развития семьи. Так, на благополучие молодой семьи оказывают негативное влияние такие социально-экономические проблемы, как отсутствие собственного жилья, неудовлетворительная материальная обеспеченность, проблемы трудоустройства и прочее.

Таким образом, специфика становления и функционирования молодой семьи требует особого подхода к решению проблем молодых супругов при реализации государственной социальной политики.

В  Российской  Федерации  сформирована  обширная  правовая  база  по  вопросам  правового регулирования семьи, основу которой составляют Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, а также Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996 № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики», Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, соответствующая нормативно-правовая база сформирована и на уровне регионов Российской Федерации.

В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, в частности, указано, что одним из актуальных вопросов в жизнеобеспечении любой семьи является приобретение собственного жилья.

Согласно статистике, только четверть граждан проживает в отдельной квартире или доме со всеми коммунальными удобствами, где на одного человека приходится не менее 18 кв. метров. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи.

Согласно результатам комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного в 2011 году, семьи с детьми в 2,5 раза чаще, чем семьи без детей, испытывают стесненность жилищных условий, семьи, имеющие 3 и более детей, - чаще почти в 4 раза[2].

Большинство молодых семей не могут приобрести жилье без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного кредита, они оне в состоянии заплатить первоначальный взнос при получении кредита. Кроме того, молодые семьи не имеют возможности накопить необходимую сумму для первого взноса.

При этом у данной категории населения есть одно значительное преимущество: она имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации. То есть помощь государства в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться стимулом для дальнейшего профессионального роста.

Государство, создавая подобные программы, понимает, что подобная поддержка молодых семей послужит основой стабильных условий жизни для наиболее активной части населения, что, в свою очередь, положительно скажется на демографической ситуации в стране. Кроме того, возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы. Таким образом, решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Итак, в современных условиях, когда не все семьи могут позволить себе приобрести жилье и многим из них необходима финансовая помощь, решением жилищного вопроса должны стать создание дополнительных механизмов стимулирования строительства жилья экономического класса и внедрение инновационных финансовых мер поддержки семей при приобретении жилья самостоятельно.

В целях обеспечения доступности жилья в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», предусмотрена реализация программы «Жилье для российской семьи», которая предполагает строительство жилья экономического класса. Планируется, что до конца 2017 года доступным жильем будут обеспечены 460 тыс. семей[3].

Помимо этого, в Российской Федерации действует несколько федеральных программ и подпрограмм, направленных на решение жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Общим для всех программ является соблюдение претендентами на участие в них – молодыми семьями следующих важных условий:

1.   каждый из супругов (или единственный родителей неполной семьи) не должен быть старше 35 лет[4];

2. семья должна получить статус нуждающейся в улучшении жилищных условий;

3.   в семье должен быть как минимум один ребенок (данное требование, однако, характерно не для всех программ и зачастую наличие детей в семье способствует увеличению процента субсидии);

4. у семьи должен быть постоянный источник дохода для оплаты государственно ипотеки. Перечислю вкратце действующие государственные программы для молодых семей.

1.               «Молодая семья».

Эта программа была разработана в 2010 году и действует как на федеральном, так и на региональных уровнях. Она предусматривает государственную поддержку в виду 30 % субсидии при покупке квартиры.

В 2015 году в эту программу были внесены значительные изменения, например, теперь программа направляет людей на постройку жилья для среднего класса, а не на покупку нового, кроме того, субсидию нельзя потратить на приобретение вторичного жилья.

2.        «Жилище»

Данная федеральная программа, нацеленная на то, чтобы в России сформировался рынок жилья эконом-класса, был устранен недостаток комфортного жилья и повысилось качество жилищного фонда. Данная программа реализует национальный проект «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», о котором мы писали выше.

3.          «Обеспечение жильем молодых семей».

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы доказала свою эффективность с 2011 по 2015 года. За указанный период 108,5 тыс. молодых семей улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Кроме того, положительной тенденцией является существенное увеличение числа субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации данной подпрограммы.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» базируется на следующих принципах:

1. добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

2.     признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

3.    возможность для молодых семей реализовывать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз.

Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств, в том числе собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства материнского капитала.

Таким образом, данная подпрограмма позволяет семейным парам получить льготы на приобретение комфортного жилья (не обязательно квартир, можно построить дом, погасить жилищный кредит, внести взнос в жилищно-строительный или жилищно-накопительный кооператив). Субсидия от государства составляет от 30% до 35%.

Можно сделать вывод, что в современных условиях российское государство проводит целенаправленную семейную политику  в отношении молодых  семей, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. В обозримой перспективе, на мой взгляд, она должна быть направлена на решение жилищных вопросов молодых семей.

 

 

1   Борисенков В.П. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2014. 5 (24). С. 3.

2   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р г. «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // URL: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата доступа 17.05.2017).

3   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р г. «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // URL: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата доступа 17.05.2017).

4 Данное требование основано на предусмотренном в законодательстве определении молодой семьи.

 

Список литературы и источников

 

1.    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р г. «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // URL: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата доступа 17.05.2017).

2.     Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/12182235/#block_1002 (дата доступа 17.05.2017).

3.     Борисенков В.П. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2014. 5 (24). С. 1-24.