Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.

В современном российском обществе остро стоят проблемы нестабильности брака, распространения внебрачных рождений, увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей.

На конец 2015 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 482 000 человек. С одной стороны, это цифра  внушает оптимизм, так как по словам вице- премьера Голодец, за последние четыре года данная цифра снизилась в два раза[1]. Это связано в тем, что за последние годы государственная политика в интересах детей, реализуемые федеральные, региональные и муниципальные целевые программы, прежде всего в области образования, воспитания, здравоохранения, организации детского отдыха, создали реальные предпосылки для положительной динамики охраны прав и законных интересов детей.

С другой стороны, цифра по-прежнему остается высокой, ведь около  полумиллиона детей по- прежнему уязвимы в правовом и социальном плане.

Ю.В. Николаева справедливо отмечает, что проблема детей-сирот свидетельствует о бессилии государства, если в решение проблем детства не вовлекается гражданское общество с его многообразными инициативами, не скованными ведомственными рамками и интересами[2].

Тем временем, проблема детской безнадзорности и беспризорность в России является одним из факторов угрозы национальной безопасности

Забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является одним и важнейших элементов социальной функции любого современного государства.

Нормы международного и российского права подчеркивают необходимость поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 1 ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством[3].

Правовые институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимают особое место в семейном праве Российской Федерации. Формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, посвящен Раздел VI[4].

Кроме того, в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя[5].

Именно в нормах данного Закона определен круг лиц, которые относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Во-первых, это дети-сироты, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Во-вторых, это дети, оставшиеся без попечения родителей. В отличие от первой группы детей, ко второй относятся  лица в возрасте до 18 лет, которые остались  без попечения родителей по одной из следующих причин:

1.    в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;

2. в связи с ограничением родителей в родительских правах;

3.в связи с признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограничено дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими;

4. в связи с отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

Таким образом, ко второй категории детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель относит, помимо детей-сирот, также детей, имеющих родителей.

Настоящим законом установлены дополнительные (помимо тех, которые распространяются на всех детей) гарантии на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд и социальную защиту от безработицы.

Кроме того, в данном законе регламентировано, каким образом осуществляется судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10).

За защитой своих прав дети-сироты и дети,  оставшиеся без попечения родителей,  а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Предусмотренные законом дополнительные гарантии играют важную роль для реализации в полном объеме детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, прав, которые предусмотрены для несовершеннолетних.

Отметим, что дети из числа детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так как в Российскую Федерацию попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства различными способами, они пополняют число беспризорных, попадающих в специализированные учреждения.

Несмотря на достаточно подробную законодательную регламентацию правового статуса детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их жизненное становление, социализация, подготовка к самостоятельной жизни и успешная интеграция в общество на современном этапе протекают достаточно тяжело.

Сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери или отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Как правило, эти усилия завершаются успешно благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

При этом тяжелое экономическое положения невольно сокращает количество тех, кто готов это сделать. В особое тяжелое положение попадают дети, осиротевшие в подростковом возрасте, так как чаще всего они уже приобрели за годы жизни в семье асоциальные навыки, что затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение[6].

В доктрине под правовым статусом личности понимают совокупность прав лица, его обязанностей и ответственности за их невыполнение.

Главным признаком ребенка как носителя специального правового статуса являются возрастные границы, которые обуславливают психофизические особенности несовершеннолетних и определяют специфику их право- и дееспособности, а также деликтоспособности.

Специфика статуса ребенка определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие права не могут быть реализованы им лично. Ответственность за их реализацию лежит на других субъектах: родителях, лицах, их заменяющих и государстве, в лице специальных органов и учреждений.

Общим, объединяющим правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, является то, что эти дети живут без родителей и фактически лишены отдельных прав, закрепленных в Семейном кодексе Российской Федерации.

Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, определяется, с одной стороны, правовым статусом личности несовершеннолетнего ребенка - система прав и свобод, содержание которых определяется конституционным положением. Отраслевой статус личности несовершеннолетнего ребенка закреплен прежде всего нормами семейного права. Несовершеннолетние дети имеют индивидуально- правовой статус, который опосредуется их индивидуально-правовыми возможностями.

С другой стороны, правовой статус детей, оставшихся без попечения  родителей, определяется действующим законодательством, анализ которого позволяет сделать вывод, что на реализацию имущественных прав детей существенное влияние оказывают иные субъекты соответствующих правоотношений, прямо или косвенно воздействующие на права ребенка-подопечного. Юридическое содержание правоотношений с таким обязательным субъектом, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, характеризуется только субъективными правами последнего без соответствующих обязанностей.

 

Список литературы и источников

 

1.        Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 12.05.2017).

2.        Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от ред. от 28.03.2017) // Российская газета. № 17.27.01.1996.

3.        Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ. 1996. № 52. Ст. 5880.

4.        Число      детей-сирот      в      России      сократилось     вдвое      за      четыре      года      //      URL:http://www.rbc.ru/politics/17/11/2016/582d7c8d9a79474d2f34c7ca (дата обращения 12.05.2017).

5.        Николаева Ю.В. О государственной политике в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Адвокат. 2009. № 6. С. 14-18.

6.        Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право.2012. № 6. С. 60-66.