Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.

Несовершеннолетние  достаточно часто устраиваются  на  работу.  Это  может  быть  вызвано, как желанием иметь больше карманных денег, так и желанием помочь семье, испытывающей материальные трудности. При этом статистика свидетельствует о том, что наем несовершеннолетних – одно из основных нарушений нанимателя. С несовершеннолетними не заключают трудовой договор и не отправляют на прохождение медосмотра, как следствие большинство из них получают зарплату в разы ниже положенной, а могут и не получить вовсе, работают в условиях, причиняющих вред их здоровью и проч. Таким образом, эффективная защита трудовых прав несовершеннолетних является актуальным вопросом на сегодняшний день.

 Конвенция о правах ребенка предусматривает право несовершеннолетнего на защиту от экономической эксплуатации. Данному праву корреспондирует обязанность государств-участников принимать законодательные, административные, социальные меры, а также меры в области образования, чтобы реализовать положения Конвенции на практике. Государства, в частности, устанавливают минимальный возраст для приема на работу, определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда, предусматривают виды наказания и санкций для эффективного осуществления международных стандартов в области защиты прав несовершеннолетних работников[4].

Помимо Конвенции о правах ребенка защита несовершеннолетних от экономической эксплуатации на международном уровне предусмотрена в целом ряде конвенции Международной организации труда, участницей которых Российская Федерация является в порядке правопреемства.

На внутригосударственном уровне сформирована обширная нормативно-правовая база в сфере защиты труда несовершеннолетних.

Отметим ст. 11 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которая называется «Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости», в ней предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации [2].

Как    видно,    данный    закон    устанавливает   общие    положения    о    защите    трудовых    прав несовершеннолетних, более конкретные правовые средства защиты содержатся в Трудовом Кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В трудовом законодательстве и законодательстве о занятости населения (на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации) закреплена целая система экономических, организационных и правовых гарантий, обеспечивающих реализацию права несовершеннолетних на защиту от экономической эксплуатации. К ним относятся гарантии:

1.                   в области трудоустройства;

2.                   при заключении трудового договора;

3.                   сокращенный рабочий день;

4.                   ежегодный оплачиваемый отдых;

5.                   право использовать ежегодный отпуск в любое удобное для несовершеннолетнего время;

6.                   ежегодный медицинский осмотр за счет работодателя;

7.                   установление пониженных норм выработки;

8.                   в области оплаты труда: работодатель вправе за счет собственных средств производить доплаты к заработной плате несовершеннолетних, допущенных к сдельным работам, до размера тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы;

9.                   запрет на применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, некоторых других работах;

10.                запрет направлять в служебные командировки, привлекать к работе в ночное время и сверхурочным работам, в выходные и нерабочие праздничные дни работников моложе 18 лет;

11.                ограничение предельных норм переноски и передвижения тяжестей;

12.                запрет на расторжение трудового договора без согласия государственной инспекции охраны труда субъекта Российской Федерации и районной (городской) КДН и ЗП[3].

Обратимся к рассмотрению данных гарантий и ответственности за их нарушение.

Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016)  «О занятости населения в Российской Федерации» несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Обязанность по содействию в трудоустройстве гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Для обеспечения временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет разрабатываются и реализовываются региональные программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, проводятся специальные мероприятия по профилированию.

Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают квоту для приема на работу несовершеннолетних граждан, что является важным средством обеспечения их трудоустройства. Размер квоты устанавливается в каждом субъекте Российской Федерации отдельно, исходя из численности работников организации. Например, ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 (ред. от 30.04.2014) «О квотировании рабочих мест» устанавливает размер квоты для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 в 2 % от среднесписочной численности работников, если их число превышает 100 человек[4].

Трудоустройство в счет квоты осуществляется работодателем по направлению органов службы занятости. Иногда квоты по приему несовершеннолетних могу устанавливаться для конкретных организаций, которые должны не только принять на работу несовершеннолетних, но и обязаны об этом отчитаться, в противном случае их могут привлечь к ответственности.

Ст. 63 ТК РФ устанавливает минимальный возраст, с которого несовершеннолетний может быть участником трудовых отношений. Заключение трудового договора возможно с 16 лет[5].

Трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, если несовершеннолетний к этому моменту уже получил, получает основное общее образование либо в соответствии со статьями 61 и 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оставил общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или был отчислен из организации, осуществляющей образовательную деятельность. В случае заключения трудового договора с лицом, достигшим возраста пятнадцати лет, получающим основное общее образование, следует учитывать, что работа таким лицом должна выполняться в свободное от получения образования время и без ущерба для освоения образовательной программы[6].

Заключение трудового договора с лицом в возрасте от 14 до 15 лет в силу части третьей статьи 63 ТК РФ возможно при соблюдении следующих условий: подросток, достигший четырнадцати лет, должен быть учащимся; предлагаемая подростку работа должна относиться к категории легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью; работа по трудовому договору должна выполняться лишь в свободное от получения образования время и без ущерба для освоения образовательной программы; на заключение трудового договора должно быть получено письменное согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства. Если другой родитель возражает против заключения трудового договора с лицом, не достигшим возраста пятнадцати лет, необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего и органа опеки и попечительства.

По общему правилу заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, не допускается, за исключением выполнения работ для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений только в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках без ущерба его здоровью и нравственному развитию, по подготовке к спортивным соревнованиям и участию в спортивных соревнованиях по определенному виду (видам) спорта. Для заключения трудового договора необходимо письменное согласие одного из родителей (опекуна) и разрешение органа опеки и попечительства. При этом в силу части пятой статьи 348.8 ТК РФ разрешение органа опеки и попечительства, необходимое для заключения трудового договора со спортсменом, не достигшим возраста четырнадцати лет, выдается на основании предварительного медицинского осмотра. В данном случае трудовой договор от имени такого лица подписывается одним из родителей (усыновителем, опекуном)[7].

Отметим, что установление в законодательстве минимального возраста, с которого ребенок может быть участником трудовых отношений, выполняет две позитивные функции: с одной стороны, предоставляет несовершеннолетнему работать, что играет важную роль для семей с небольшим достатком, с другой стороны, государство заботится о том, чтобы несовершеннолетний получил общее образование, право на которое гарантировано как Конвенцией о правах ребенка, так и отечественным законодательством[8].

Предусмотренные государством дополнительные гарантии несовершеннолетних работников выделены в отдельную главу 42 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет».

Таким образом, в нормах российского трудового законодательства и законодательства о занятости населения достаточно полно реализованы положения Конвенции о правах ребенка в части защиты несовершеннолетних от экономической эксплуатации.

За нарушение вышеуказанных требований закона о защите трудовых прав несовершеннолетних предусмотрена административная ответственность по статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение законодательства о труде и об охране труда) и наложение административного штрафа в установленных законодательством размерах[9].

Однако данная мера ответственности работодателя при дальнейшем игнорировании требований законодательства о труде может повлечь для него лишение права замещать определенные законом должности, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом, поскольку нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное нарушение, образует состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено наказание в виде дисквалификации, без альтернативы.

 

Список литературы и источников

 

1.              Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 15.04.2017).

2.               Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм.  и доп.,   вступ.  в силу  с 01.01.2017)   // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 16.04.2017).

3.               Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 16.04.2017).

4.              Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»            //  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158272/307b9638d24d24fa83f0937c6a7f80ffd1a4b aa5/ (дата обращения 16.04.2017).

5.               Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 (ред. от 30.04.2014) «О квотировании рабочих мест» // URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=154391&rnd=261745.1235131 61&dst=100008&fld=134#0 shtml (дата обращения 15.04.2017).

6.              Рабец А.М. Ювенальное право Российской Федерации. – М.: Издательство Юрайт, 2015. 447 с.

 

1 Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года //URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 15.04.2017).

2   Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // URL: http://base.garant.ru/179146/ (дата обращения 16.04.2017).

3 Рабец А.М. Ювенальное право Российской Федерации. – М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 329.

4    Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 (ред. от 30.04.2014) «О квотировании рабочих мест» // URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=154391&rnd=261745.123513161&dst=1000 08&fld=134#0 shtml (дата обращения 15.04.2017).

5 Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу  с  01.01.2017)  //  URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/  (дата  обращения 16.04.2017).

6    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // URL:       http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158272/307b9638d24d24fa83f0937c6a7f80ffd1a4baa5/(дата обращения 16.04.2017).

7  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» //URL:       http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158272/307b9638d24d24fa83f0937c6a7f80ffd1a4baa5/(дата обращения 16.04.2017).

8 Рабец А.М. Ювенальное право Российской Федерации. – М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 334.

9   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 16.04.2017).