Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНСТИТУТА ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
21 июня 2018г.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы об особых экономических зонах, дана классификация и приведены основные принципы функционирования свободных экономических зон, рассмотрен зарубежный опыт создания. Уделено внимание истории организации ОЭЗ в России, проанализированы основные виды ОЭЗ, рассмотрено развитие ОЭС в отдельных субъектах РФ. В настоящее время в России начата работа по созданию особых экономических зон всех основных типов, распространенных в мире: промышленно производственных, технико-внедренческих, туристско- рекреационных. Даны основные характеристики создаваемых в России особых экономических зон.

Ключевые слова: ОЭЗ, особые экономические зоны, стратегическое планирование, законодательство ОЭЗ, инновационный ваучер.

Annotation. The article deals with questions about special economic zones, classifies and gives the main principles for the operation of free economic zones, and reviews foreign experience of creation. The attention has been paid to the history of the organization of the SEZ in Russia, the main types of SEZ have been analyzed, the development of ECO in some regions of the Russian Federation has been considered. At present, Russia has begun work on the creation of special economic zones of all the main types that are widespread in the world: industrial production, technology-innovative, tourist-recreational. The main characteristics of the special economic zones being created in Russia are given.

Key words: SEZ, special economic zones, strategic planning, SEZ legislation, innovation voucher.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) является территорией, ограниченной субъектом Российской Федерации или городом или другой территорией, имеющим законодательно закрепленный особый правовой статус.

На этих территориях созданы условия для содействия бизнесу, налоговой, таможенной, административной и финансовой поддержке. Как предприниматели Российской Федерации,  так и иностранные бизнесмены, готовые инвестировать в российскую экономику, могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[1] особая экономическая зона является частью территории Российской Федерации, определяемой Правительством Российской Федерации и на которой может применяться специальный режим осуществления предпринимательской деятельности, а также таможенная процедура свободной таможенной зоны.

В настоящее время, учитывая последние изменения, часть 1 ст. 4 Федерального закона «О ОЭЗ» предусматривается наличие 4 видов особых экономических зон, которые уже существуют:

1)   промышленно-производственная ОЭЗ: в Республике Татарстан, и таких областях как: Липецкая,

Псковская, Свердловская, Калужская и Самарская;

2)    техническая и инновационная ОЭЗ: в Санкт-Петербурге, Зеленоградском административном округе Москвы, в г. Дубне Московской области и городе Томске;

3)    туристско-рекреационная ОЭЗ: в республиках Алтай и Бурятия, Алтайский край, Иркутская область;

4)   портовая ОЭЗ: в Ульяновской области и Хабаровском крае. [2]

Активный период для формирования законодательства об особых экономических зонах начался в 1990-х годах, когда Верховный Совет РСФСР в своем решении № 106-I «Об образовании зон свободного предпринимательства» принял предложения Ленинградского и Выборгского городских районов, Приморского края, в том числе и Находки, Калининградского, Сахалинского и Читинского областных Советов народных депутатов об объявлении этих территорий зонами свободного предпринимательства. Совет Министров РСФСР разработал и представил в Верховный Совет РСФСР двухмесячный проект резолюции о правовом статусе зон свободных предприятий, а также алгоритм деятельности организаций и предприятий в этих территориях, инвестиционных и налоговых режимов для движения капитала и услуг, регулирования трудовых отношений, условий социальной защиты работников. Позднее Совет Министров РСФСР утвердил соответствующие положения. В таблице 1 (приложение 1) выделены свободные экономические зоны РСФСР (конец 1991 г.)

К моменту распада СССР на территории государства формально существовало 11 ОЭЗ общей площадью 1 млн. км2, что составляет 7% территории с населением 18,5 млн. человек, то есть 13% населения. [3]

Особые экономические зоны, существующие в России, не являются однородными. Различия обусловлены спецификой региона и целями предоставления этого статуса. Во-первых, все ОЭЗ можно разделить на две группы: закрытые, то есть, замкнутые и интегрированные. Закрытые либо замкнутые территории изолированы и географически, острова, полуострова, в редких случаях они организованы внутри городов. Все, что производится в этих зонах, экспортируется. Интеграционные ОЭЗ имеют разные уровни взаимосвязи с экономикой своей страны и других государств.[4]




Формирование более 50% ВВП, образуется в результате ряда стран ориентированных на МСП направленных на инновационное развития в рамках стратегического планирования. Проводя изучение мирового социально-экономического рейтинга подтверждает то, что страны, в которые входят в первую десятку, совершили довольно быстрый прорыв в направлении инновационного развития, в основном за счет стимулирования взаимодействия МСП и науки, что представлено в таблице 2. (приложение 2) Рассматривая данную таблицу видно что Россия занимает 49-е место в данном рейтинге, в то время как МСП составляет около 20% ВВП (МИП около 10%).[5]

Анализируя зарубежные исследования (Cornet M., Vroomen B. и т.д.)[6], а так же и ряд аналитических материалов разрешают сформулировать вывод того, что одним из эффективных инструментов увеличения инновационного спроса и стимулирования применения РИД, также роста активного взаимодействия бизнеса, в главном направлении с взаимосвязью с МСП и наукой являются инновационным ваучером. Данный инструмент в рамках стратегического плана развития предприятия формирует финансовое стимулирование приобретения внешних инновационных консалтинговых услуг, внедрения новых технологий и предназначен для улучшения инноваций посредством формирования инноваций и новых потенциалов направленных на развитие бизнеса[7].

Инновационные ваучеры рассмотренные в трудах А.В. Грибовского и С.Е. Ушаковой описываются в виде перспективного инструмента направленного на стимулирование инновационной деятельности малых предприятий.[8] В.М. Киселевым и М.В. Яковлевой отмечена необходимость рассмотрения более обширного использования простых, доступных и быстрых инструментов, в виде инновационных ваучеров.[9] Черновой Д.В. и Малышкиной М.В. выделяются инновационные ваучеры как один из наиболее распространенных инструментов оказывающих влияние на стимулирование инноваций в развитых странах.[10]

На основе использования инновационного ваучер стратегическое планирование инновационного развития МСП дает гарантию целевого расходования средств, так как оно оплачивает конкретные исследовательские и опытно-конструкторские работы по РИД или консультационные услуги, направленные на улучшение развития бизнеса. Этот инструмент направлен на обеспечение баланса целевых расходов и свободный выбор поставщиков знаний и услуг для МСП, содействует сотрудничеству науки и бизнеса в целях удовлетворить потребности бизнеса в  инновациях. Максимальное формирование инновационной деятельности можно наблюдать в тех странах, которые применяют модель инновационных ваучеров используя механизмы международного сотрудничества, к примеру - Дания, Австрия, Германия, Нидерланды и т.д.

Следовательно, вывод  видится в  том, что  особые экономические зоны в Калининградской и Магаданской областях отличаются  от  других тем, что  они  направлены на комплексное развитие всей территории этих районов и особых экономических зон, созданных в соответствии с Законом Российская Федерация № 116-ФЗ, направленные на достижение конкретных целей.



Приложение 1 

Таблица 1 - Свободные экономические зоны РСФСР (конец 1991 года)




Приложение 2 

Таблица 2 - Глобальный индекс инноваций (2014 г.)





1 Федеральный закон 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (с изм. От от 18.07.2017 N 177-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4339

2 Пушкин А.В. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование / А.В. Пушкин. - М.: Альпина Бизнес Букс (Юнайтед Пресс), 2016. – С. 265

3   Курбанов А. Х., Пахомов В. И., Плотников В. А. Интеграция экономики Крыма в российскую экономическую     систему:     состояние     и     перспективы     //     Известия      Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2014. - № 4. – С. 18-23.

4 Шимко П.Д. Оптимальное управление экономическими системами / П.Д. Шимко. - М.: [не указано], 2014. – С. 549

5      The  Global  Innovation  Index  2014.  URL:  http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx? page=data-analysis (дата обращения: 01.06.2015).

6    Cornet M., Vroomen B., Steeg M. Do innovation vouchers help SMEs to cross the bridge towards science? The Hague: SPB Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis, 2006. 50 p.

7 Поддержка инновации на уровне регионов и муниципалитетов. Руководство для государственных служащих (Великобритания). URL: http:// www.uiis.com.ua/files/Hopkinson.pdf

8   Грибовский А.В., Ушакова С.Е. Механизмы государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом» // Наука. Инновации. Образование. 2014. № 16. С. 205—221.

9     Киселев В.Н., Яковлева М.В. Инновационные ваучеры — новый инструмент поддержки инновационной деятельности // Инновации. 2012. № 4 (162). С. 38—42.

10        Чернова Д.В., Малышкина М.В. Особенности инновационных систем зарубежных  стран // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 1(99). С. 136—140.

 

Список литературы

 

1         Федеральный закон 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (с изм. От от 18.07.2017 N 177-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4339

2         Алтынов Сергей Зона особого внимания; Эксмо - М., 2015. - 704 c.

3         Грибовский А.В., Ушакова С.Е. Механизмы государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом» // Наука. Инновации. Образование. 2014. № 16. С. 205—221.

4         Киселев В.Н., Яковлева М.В. Инновационные ваучеры — новый инструмент поддержки инновационной деятельности // Инновации. 2012. № 4 (162). С. 38—42.

5         Коростелева А.М., Троценко С.Е., Попова Г.С. Практика применения зарубежного опыта развития

ОЭЗ в России // Евразийский союз молодых ученых. 2015. № 5-2 (14). С. 343-344.

6         Курбанов А. Х., Пахомов В. И., Плотников В. А. Интеграция экономики Крыма в российскую экономическую систему: состояние и перспективы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2014. - № 4. – С. 18-23.

7         Махмудова О.Х., Махмудова Т.Х. Свободные экономические зоны (СЭЗ) как особая форма международной экономической интеграции // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 50-2. С. 31-36.

8         Чернова Д.В., Малышкина М.В. Особенности инновационных систем зарубежных стран // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 1(99). С. 136—140.

9         Швилкин Б. Н. Зона особого назначения. Из жизни создателей атомного оружия в СССР; Ленанд –М., 2015. - 120 c.

10      Шимко П.Д. Оптимальное управление экономическими системами / П.Д. Шимко. - М.: [не указано],2014. – С. 549