Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ УСЫНОВЛЕНИИ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 июня 2017г.

Дети-сироты проживают во всех государствах мира. Согласно данным организации «World Orphans» в мире насчитывается более 150 миллионов детей-сирот, около 6000 детей становятся сиротами ежедневно[1].

Декларация прав ребенка 1959 г. закрепляет принцип, согласно которому на обществе и на органах публичной власти лежит обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию[2].

Наиболее предпочтительной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей.

Хотя правовой институт международного усыновления ещё в СССР, его практическое применение началось с 1991 года, когда иностранные граждане впервые обратились по вопросу усыновления в Российскую Федерацию. Изначально данный вид усыновления происходил по аналогии с усыновлением российскими гражданами в рамках постановления Главы администрации по месту нахождения ребенка[3].

В 1995 году международное усыновление получило закрепление в ст. 165 Семейного кодекса Российской Федерации, а в 1996 году вопросы усыновления были переданы суду на местном уровне, а затем суду на уровне субъекта федерации.

За 25 лет существования института международного усыновления более ста тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обрели семью. Кроме того, важно отметить, что зачастую это дети, которые имеют хронические заболевания, являются инвалидами или имеют отклонения в психическом или физическом развитии.

Процедура международного усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предполагала два пути. Во-первых, иностранные граждане могли напрямую обратиться в органы опеки и попечительства, во-вторых, они могли обратиться в аккредитованные представительства. Данные представительства вели сопровождение данных усыновителей, то есть осуществляли перевод документов на русский язык, выступали по доверенности во всех органах и организациях, а также в суде, в качестве переводчиков, организовывали пребывание иностранных граждан в России, а также несли ответственность перед органами опеки и попечительства за предоставление информации об усыновленном ребенке в течение первых трех лет, посредством предоставления отчетов об адаптации, жизни и развитии ребенка в семье усыновителей с приложением фотоматериалов.

Российские органы опеки и попечительства предпочитали работать с аккредитованными представительствами, так как они выступали гарантами предоставления отчетов о жизни ребенка в семье усыновителей. Не посредников, что запрещено российским законодательством, а аккредитованных представительствах, сопровождающих иностранных усыновителей в вопросе усыновления ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации.

При это, если проанализировать все случаи, где происходило нарушение прав ребенка по международному усыновлению, связаны с отсутствием аккредитованного представительства в деле усыновления.

Необходимо отметить, что международное усыновление предполагало передачу на усыновление не новорожденного ребенка, а ребенка, которого в течение восьми месяцев органы опеки и попечительства предлагали на усыновление российским гражданам и в первую очередь родственникам под опеку.

Россия является одним из лидеров по количеству детей, переданных на международное усыновление. Большое количество детей-сирот свидетельствует о том, что государственная политика в сфере детства далека от совершенства, государство не способно защитить своих маленьких граждан, а институт семьи развит слабо, ведь приоритетными усыновителями всегда являются родственники ребенка[4].

Тема международного усыновления стала объектом пристального внимания после принятия Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», более известного как «Закон Димы Яковлева» в память об умершем 8 июля 2008 в США из-за халатности своих приёмных родителей усыновленном из России.

В соответствии со ст. 4 наложен запрет на усыновление американскими гражданами российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей»[5].

Отметим, что до принятия данного закона Соединенные штаты Америки занимали лидирующую позицию по общему числу усыновленных из России детей, а также детей с инвалидностью.

У данного закона есть и положительные, и отрицательные стороны. Безусловно, существовали объективные причины для его принятия. Во-первых, к моменту принятия данного акта было известно 17 случаев гибели российских детей в результате жестокого обращения с ними в американских приемных семьях, гораздо больше детей стали жертвами издевательств.

При этом Следственный комитет Российской Федерации практически не получал правовой помощи по расследованию данных дел, то есть фактически следственные органы вынуждены самостоятельно расследовать преступления, совершаемые приемные родителями российских детей.

Кроме того, не исключен вариант вывоза российских детей за рубеж посредством института усыновления в целях дальнейшей их продажи на органы.

Очевидно, что, если имеют место случаи жестокого обращения с усыновленными, государство обязано создать эффективный механизм контроля за их судьбой.

В свою очередь после принятия закона сотни российских детей лишились основного права: жить и воспитываться в семье, потому что не каждая приемная российская семья готова принять ребенка-инвалида или имеющего хроническое заболевание, а российское здравоохранение − «поставить на ноги» такого ребенка.

В Российской Федерации, к сожалению, отсутствует система реабилитации детей-инвалидов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а американские усыновители располагают и системой реабилитации,  и системой обучения детей, которых в   нашем образовании   называют «необучаемыми» и помещают в учреждения социальной защиты.

В январе 2013 г. в Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) была подана коллективная жалоба от четырех американских семей, которые не согласны с решением российских судов о прекращении производства по делам об усыновлении в связи с вступлением в силу «Закона Димы Яковлева».

Американцы жаловались на нарушение Россией статей 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и 14 (запрет на дискриминацию) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. по причине отказа им в усыновлении российских детей. Дело в том, что процесс усыновления американскими родителями российских детей проходил последнюю стадию в суде, когда был принят «Закон Димы Яковлева». К этому времени между американскими семьями и российскими детьми, по  словам заявителей, уже начали складываться семейные отношения.

В январе 2017 года ЕСПЧ признал неправомерным запрет на усыновление российских детей в США. Для покрытия морального ущерба Российская Федерация должна выплатить истцам в общей сложности 75 тыс. евро, а для возмещения судебных издержек – еще 13,6 тыс. евро. Правомерность данного решения заслуживает отдельного анализа, ведь каждое государство вправе самостоятельно регулировать вопросы усыновления, исходя из своих интересов. В этой связи неудивительно, что данное решение было обжаловано[6].

После 2013 года ситуация с устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, внушает оптимизм. Количество таких детей снижается год от года, однако не за счет передачи детей на международное усыновление, а путем увеличения числа приемных семей.

Важно четко понимать, что в отличие от усыновления приемная семья – это коммерческая форма опеки, за которую ежемесячно платит государство, предоставляет льготы и ссуды.

Одновременно с этим растет количество детей, которых вернули обратно в детские дома,

большинство из них жили в приемных семьях. При этом государство не обязывает приемных родителей вернуть деньги, которые они получали на содержание ребенка. Возврат очень негативно влияет на ребенка, его психологическое состояние, ведь ребенок как будто теряет семью во второй раз.

Наконец, как  свидетельствует статистика, количество случаев жестокого обращения  с усыновленными или взятыми под опеку детьми стало расти. То есть российское гражданство усыновителя или опекуна не является гарантией от подобных проявлений.

Возникает вопрос: как с помощью правовых средств разрешить данную ситуацию?

Прежде всего, необходимо создать систему сопровождения приемной семьи и помощи приемным родителям. Кроме того, в законодательстве необходимо предусмотреть механизм возврата федеральных единовременных пособий в бюджет в случае отмены опеки (усыновления) ребенка.

Если говорить о международном усыновлении, представляется, что запреты на усыновление американскими гражданами российских детей будут постепенно сняты. Для того, чтобы избежать ситуаций, которые послужили причиной принятия данного закона, следует заключить дополнительные двусторонние соглашения, которые установят новые правила и гарантии безопасности для детей.

 

 

1 Orphan Statistics: World Orphans // URL: http://worldorphans.org/wp-content/uploads/2015/05/Orphan-Statistics.pdf. (date of access: 06.05.2017).

2 Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 06.05.2017).

3 Шангареев А.Т. О международном усыновлении в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2013. № 2. С. 37.

4 Ивлева Т.В. Проблема усыновления российских детей // Вестник Башкирского университета. 2013. № 9. С.928.

5   Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Российская газета. № 302. 29.12.2012.

6         Как изменил жизнь сирот «закон Димы Яковлева». Расследование РБК // URL: http://www.rbc.ru/investigation/society/17/01/2017/585802559a794798dcb9e688   (дата   обращения   06.05.2017).

 

Список литературы и источников

 

1.        Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 06.05.2017).

2.        Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Российская газета. № 302. 29.12.2012.

3.        Как изменил жизнь сирот «закон Димы Яковлева». Расследование РБК // URL: http://www.rbc.ru/investigation/society/17/01/2017/585802559a794798dcb9e688 (дата обращения 06.05.2017).

4.        Orphan Statistics: World Orphans // URL: http://worldorphans.org/wp-content/uploads/2015/05/Orphan- Statistics.pdf. (date of access: 06.05.2017).

5.        Ивлева Т.В. Проблема усыновления российских детей // Вестник Башкирского университета. 2013.№ 9. С. 928 929.

6.        Шангареев А.Т. О международном усыновлении в Российской Федерации // Социально- политические науки. 2013. № 2. С. 37-40.