Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМЫ ЗАЩИТЫ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.

В семейных отношениях заключена одна из важнейших сторон жизни человека. Семья, будучи «ячейкой общества», имеет большое влияние на него, потому что играет ключевую роль в продолжении человеческого рода, в воспитании детей и становлении личности.

Как отмечает И.В. Афанасьева, «поступательное развитие российского общества невозможно без прочных, стабильных семейных отношений, которые, в свою очередь, зависят от стабильности общества, от социальной политики государства по отношению к семье, от таких политических, экономических, культурных, образовательных и иных условий, которые позволили бы семье выполнять ее основные функции в полном объеме»[1].

Таким образом, поддержка семьи, создание условий, обеспечивающих права и интересы как семьи в целом, так и ее отдельных членов, является приоритетным направлением государственной политики.

Семейные права граждан должны быть обеспечены средствами защиты на случай их нарушения. В Российской Федерации семейные отношения, в том числе, в области защиты семейных прав, регулируются Семейным Кодексом Российской Федерации (далее – СК РФ).

СК РФ содержит ряд норм, предусматривающих формы и способы защиты семейных прав. В соответствии со ст.7 СК РФ граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих, прав, если иное не установлено Семейным кодексом. В том или ином объеме о праве граждан на защиту семейных прав говорится также в ст.ст. 1,8,23,42,56,64,68,121 др. СК РФ[2].

Итак, семейное законодательство предоставляет гражданам возможность самостоятельно распоряжаться правом на защиту семейных прав. Бывают и такие ситуации, когда защита семейных прав не только право, но обязанность, если речь идет о защите прав несовершеннолетних детей. Законодатель в данном случае обязывает родителей и лиц, их заменяющих, а также уполномоченные органы.

Под защитой семейных прав следует понимать обеспеченную законом возможность самостоятельного обращения в суд или к иным компетентным органам с требованием о принятии предусмотренных законом мер, направленных на пресечение незаконных действий, признание или восстановление нарушенного семейного права. Семейные права могут защищаться всеми доступными, предусмотренными законодательством способами.

Согласно п. 1 ст. 8 СК РФ защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ, государственными органами или органами опеки и попечительства. Отсюда следует вывод, что субъектом защиты семейных прав, помимо лица, чьи права нарушены, могут выступать государственные органы.

Примечательно, что действующее законодательство не содержит перечень форм защиты семейных прав, акцентируя внимание лишь на том, что защита семейных прав осуществляется судом. Однако, как справедливо отмечает В.И. Зубков, это не означает, что при защите семейных прав не могу быть использованы иные формы защиты, например, административные[3].

Таким образом, защита семейных прав может осуществляться посредством любой из форм, возможно, даже одновременное их сочетание. Помимо судебного и административного порядка, отметим также такую форму защиты семейных прав как самозащита, которая предполагает защиту гражданами своим семейных прав путем совершения действий, пресекающих нарушение права, самостоятельно, без обращения в суд или в государственные органы.

Рассмотрим каждую из форм защиты семейных прав подробнее. Среди всех форм защиты основная роль принадлежит, безусловно, судебной защите нарушенных прав.

Как мы уже отмечали, защита нарушенных прав может быть не только правом, но и обязанностью, если речь идет о защите семейных прав ребенка. Соответствующее положение закреплено в п. 3 ст. 56 СК РФ, согласно которой должностные лица, а также иные граждане, которым становится известно о нарушении прав ребенка, а также об угрозе его жизни и здоровью, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту проживания ребенка, который, в свою очередь, обязан принять меры по защите прав и законных интересов данного ребенка[3].

Лицо становится субъектом защиты своих прав, в том числе семейных, по достижении 14 лет, именно с этого возраста, согласно абз. 2 п. 2 ст. 56 СК РФ, он имеет право быть участником гражданского процесса. Однако и тут есть определенные ограничения. Даже достигший 14 лет несовершеннолетний не имеет права выступать в роли истца по делу об ограничении или лишении родительских прав. В исключительном случае по достижении 14 лет усыновленный имеет право подать иск об отмене усыновления.

Отметим, что помимо судов, к судебным органам, защищающим семейные права в пределах своей компетенции, относятся мировые судьи.

Ещё одной формой защиты семейных прав является административная. Защита семейных прав в административном порядке возможна лишь в случаях, предусмотренных СК РФ. Например, согласно п. 2 ст.65 СК РФ родители (один из них) при наличии разногласий между ними по вопросам, касающимся воспитания и образования детей, вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Защита семейных прав административные органами осуществляется в одной из следующих форм:

1.              Самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции, включая разрешение на какие-либо действия, в том числе, на установление отцовства только по заявлению отца ребенка, контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом, разрешение разногласий между 

родителями по вопросам воспитания и образования детей, заключение договора о передаче ребенка на воспитание в семью приемными родителями и проч.

2.               Направление требований в суд в порядке искового производства, например, речь идет о правомочиях органа опеки и попечительства требовать отмены усыновления, признания брака или соглашения об уплате элементов недействительным по предусмотренным законом основаниям.

3.              Участие в семейном разбирательстве. Так, орган опеки и попечительства наделен правом участвовать в рассмотрении судами следующих категорий дел: о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных законом (ст. 28 СК РФ), о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах (ст. 70, 72 СК РФ), об отмене усыновления (ст. 140 СК РФ).

Некоторые вышеперечисленные формы взаимосвязаны. В частности, согласно ст. 70 СК РФ лишение родительских прав осуществляется судом как по заявлению, так и с участием органа опеки и попечительства.

Отметим, что защита семейных прав может также осуществляться путем обращения к государственному органу или должностному лицу. Например, такой порядок предусмотрен в законодательстве для защиты детей, лишенных родительского попечения. В данном случае органы исполнительной власти обязаны организовать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и всячески содействовать устройству этих детей в семьи.

Проанализировав семейное и гражданско-процессуальное законодательство, а также нормы Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», можно сделать вывод, что органам опеки и попечительства принадлежит большая роль в защите семейных прав.

Наконец, третья форма защиты семейных прав, неюрисдикционная – самозащита семейных прав, которая представляет собой защиту нарушенного права самими участниками семейных правоотношений. Такая форма допустима в случаях, когда субъект семейного правоотношения располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя без помощи суда или государственных органов.

Отметим, что самозащита семейных прав весьма распространена на практике, что вполне объяснимо. Во-первых, данная форма позволяет более оперативно реагировать на незаконные действия нарушителей, во-вторых, предпринимаемые в порядке самозащиты меры, как правило, более действенны, чем те, которые применяются органами опеки и попечительства или судебными органами[4].

Например, равенство супругов в семье и участие в воспитании детей может быть реально обеспечено лишь фактическими действиями супругов, направленными в защиту своих прав.

Таким образом, формы защиты семейных прав условно можно разделить на юрисдикционные и неюрисдикционные. В первом случае защита нарушенных прав осуществляется путем вмешательства уполномоченных органов (суд, органы опеки и попечительства и другие), во втором – граждане самостоятельно защищают нарушенные семейные права без обращения и вмешательства уполномоченных органов, то есть речь идет фактически о самозащите семейных прав.

Защита нарушенных прав может осуществляться посредством любой из вышеописанных форм, а иногда - одновременно двух или даже трех из них.

 

1 Афанасьева И.В. Условия стабильности семейно-брачных отношений // Нотариус. 2002. №3. С.27.

2     Семейный  кодекс  Российской  Федерации  от  29.12.1995  N  223-ФЗ  (ред.  от  28.03.2017)  //  URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 27.04.2017).

3   Зубков В.И. Опыт изучения семейного насилия в современной России // Социально-гуманитарные знания.2012. № 5. С.254.

4     Семейный  кодекс  Российской  Федерации  от  29.12.1995  N  223-ФЗ  (ред.  от  28.03.2017)  //  URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 27.04.2017).

Список литературы и источников

 

1.          Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения 27.04.2017).

2.          Афанасьева И.В. Условия стабильности семейно-брачных отношений // Нотариус. 2002.№3. С.27-32.

3.          Галкина Е.П. Трансформация института семьи в условиях современных модернизационных процессов // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 193 – 200.

4.          Зубков В.И. Опыт изучения семейного насилия в современной России // Социально- гуманитарные знания. 2012. № 5. С.250-266.