Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЯ «ИНОСТРАННОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО»

Авторы:
Город:
Чебоксары
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Государство вступает в правоотношения с самыми различными субъектами права, в том числе с иностранными юридическими лицами, международными хозяйственными организациями или даже с отдельными иностранными предпринимателями. В настоящее время на российские рынки выходят крупные транснациональные компании стран Азии, Америки, Европы в сфере высоких научных технологий, телекоммуникации, энергетики, авиастроения, транспорта и т.д. Глобализация и интеграция все чаще привлекает на российский рынок иностранные компании, которые осуществляют деятельность не только в своей стране, но и за ее пределами, например, в сфере развития сотрудничества в мирном использовании атомной энергии, можно указать страны Южной Америки (Чили, Бразилия) и Юго-Восточной Азии (Индия).

   Юридические лица создаются и приобретают правовой статус на территории определенного государства, однако «бизнес», не ограничивается государственной границей и может распространяться на территорию других стран. Они вправе заключать  договора с иностранными партнерами и осуществлять внешнеэкономическую деятельность, поэтому здесь важно определить некий критерий национальности юридического лица или его личный закон «принадлежности». В данном аспекте проблема критерия на основе признака национальности, позволяет государству в определенной степени регулировать допуск иностранного капитала и устанавливать правовой режим в отношении деятельности иностранных инвесторов.

   В каждой правовой системе существуют свои способы определения национальности и содержатся различные коллизионные нормы, закрепляющие гражданскую правоспособность (личный статут) юридического лица. В п. 1 ст. 25 Закона Италии «Реформа итальянской системы международного частного права» от 1995 г. № 218, указано: «общества, товарищества, ассоциации, фонды, а также любые другие правовые образования, как открытые, так и закрытые, даже если они не обладают характером юридического лица, регулируются правом страны, на территории которой был завершен процесс их учреждения. Однако в случае, когда орган управления таких правовых образований находится в Италии или когда их основная деятельность осуществляется на территории Италии, применению подлежит итальянское право» [4].

   Безусловно, личный закон юридического лица является основной коллизионной привязкой при определении правового положения, так как устанавливается государственная принадлежность лица и решается вопрос его статута: является ли организация юридическим лицом, когда возникает и прекращается его пра- воспособность, как  создается,  реорганизуется и ликвидируется данное юридическое лицо. При этом нужно заметить, что критерий «национальности» по отношению к юридическим лицам применяется лишь относительно, чем к гражданам. По данному поводу Ж.-П. Нибуайе утверждал, что принадлежность к той или иной национальности может быть только у физического лица, так как она определяется психическим укладом, национальным характером. Немцем, французом, итальянцем может быть только живой человек, но не юридическое лицо. С его точкой зрения, не согласен А.М. Ладыженский, полагавший, что юридические лица имеют гражданство, и установить его зачастую бывает чрезвычайно важно [6, c. 264]. Не редко в научных исследованиях отмечается что, вопросы набора характеристик, достаточных для того, чтобы хозяйствующий субъект мог считаться международным юридическим лицом, закрепления и реализации специального правового статуса таких лиц, определения права, подлежащего применению при регулировании их деятельности, являются спорными и до конца не решенными даже в теории международного частного права [8, c. 83].

    Рассматриваемый нами критерий национальности, лишь общее понятие, которое не в состоянии раскрыть «де-юре» принадлежность юридического лица к определенному государству, и соответственно, решить возникшую проблему «де-факто». В тоже время, доктриной международного частного права  признано, что отдельные категории субъектов права, такие как юридические лица, подчиняются национальным законам, то есть законам государств, к которым они принадлежат, а критерии, определяющие принадлежность юридического лица, сформировались в коллизионные привязки, которые отвечают на вопрос: право какого государства, подлежит применению для определения правового положения юридического лица. В соответствии с гражданским законодательством юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, будет подчиняться нормам российского права (ст. 1202 ГК РФ). В других странах, Голландии, Польше, Беларуси национальность юридического лица определяется по месту учреждения, а в Германии, Франции, Бельгии, Испании – по месту оседлости, под которым понимается место нахождения штаб-квартиры или административного центра [1, c. 47]. Таким образом, для развития международного сотрудничества, определение применимого к юридическому лицу права, является крайне важным.

    Отсутствие единых четких критериев, а также наличие различных коллизионных привязок в законодательстве стран, регулирующих практику международных частных правоотношений, приводит к необходимости утверждения общих принципов определения национальности юридических лиц, на межгосударственном уровне. Существование «коллизии» обусловлено наличием в законодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки. В частности, правоспособность юридических лиц определяется в одних странах по закону страны, в которой данное лицо имеет свою оседлость, а в других - по закону страны, на основании которого юридическое лицо было образовано и зарегистрировано. В Российской Федерации коллизионный вопрос о критериях определения национальности юридических лиц решается неоднозначно, и закрепляются нормой, определяющей личный статус юридического лица, в частности, его правоспособность. В практике европейских государств также широко применяется и критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица. В международных договорах могут предусматриваться иные критерии или сразу несколько критериев определения личного закона юридического лица.

   Таким образом, приходится констатировать, что в науке до настоящего времени, не достигнуто единство взглядов относительно определения критерия иностранного юридического лица. В. М. Корецкий ссылается на то, что все критерии «равно хороши, ибо каждый из них освещает одну сторону проблемы... Все они равно недостаточны, ибо стараются охватить явление в целом, под непременным условием подведения всех случаев под одну категорию» [5, c. 258].

   Деятельность иностранного юридического лица во многом зависит от страны, где находятся его административные органы, поэтому в качестве критерия и принципа национальности юридического лица, зачастую признают место постоянного нахождения административно-исполнительного органа. Так, Гражданский кодекс Литвы определяет гражданскую правоспособность иностранного юридического лица в соответствии с законами государства, на территории которого фактически имеется местонахождение юридического лица (его правление или дирекция и т.д.) [2].

   В соглашении о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений, между ФРГ и Италией, использован только критерий местонахождения [7]. Согласно ст. 110 Закона Бельгии от 16 июля 2004 г. «О Кодексе международного частного права», юридические лица регулируются правом государства, на территории которого они имеют свое основное предприятие со времени инкорпорации. Если иностранное право отсылает к праву государства, в соответствии с которым юридическое лицо было создано, то последнее подлежит применению [3].

    Важным фактором определения правового статуса иностранного юридического лица в международном частном праве, является прямое воздействие, с одной стороны, национального права государства, а с другой государства, на территории которого оно действует или предполагает действовать, т.е. территориальный закон.

    Учитывая вышесказанное, представляется, что критерий национальности не может быть принят как единственный критерий при определении  личного  статута  юридического  лица. Применение  этого  критерия может быть оправдано, если он применяется не самостоятельно, а наряду с другими критериями, например, места осуществления основной деятельности или нахождения исполнительного органа.



Список литературы

1.     Ануфриева Л.П. Иностранные юридические лица: правовое положение в России // Российская юстиция. 2011. № 2.

2.     Гражданский кодекс Литвы от 18 июля 2001 г // СПС Консультант Плюс.

3.     Закон Бельгии от 16 июля 2004 г. «О Кодексе международного частного права» // СПС Консультант Плюс.

4.     Закон Италии «Реформа итальянской системы международного частного права» от 1995 г. // СПС Консультант Плюс.

5.     Корецкий В.И. Очерки англо-американской доктрины и практики международного частного права // Избранные труды. Том 2. Часть I. Международное частное право. Киев, 2009.

6.     Ладыженский А.М. Теории национальности юридических лиц в международном частном праве // Советский ежегодник международного права. М., 2005.

7.     Международное частное право. Иностранное законодательство. М., 2001.

8.     Седова Ж.И. Международное юридическое лицо: особенности правового регулирования специального статуса // Арбитражная практика. 2002. N 1.