Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИСТЕМА КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН

Авторы:
Город:
Курган
ВУЗ:
Дата:
21 июня 2018г.

В Федеральном законе от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»[1] закреплено следующее определение понятия «коррупция»: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Сравнив иранский и российский варианты официально закрепленных определений, можно прийти к выводу, что с содержательной точки зрения они имеют существенное различие. С одной стороны, в обоих определениях объективная сторона коррупционного деяния описывается как «нарушающее законодательство страны, приносящее вред интересам общества и государства, предпринимаемое сознательно с целью получить выгоду материального характера для себя или иных лиц». Вместе с тем, в иранском варианте определения в качестве субъекта коррупционных деяний выступает физическое или юридическое лицо, а российский закон в аналогичном случае упоминает должностное лицо. С точки зрения сущности коррупции правильнее говорить о субъекте должностном лице. Вероятно, иранский вариант, закрепляющий в качестве субъекта коррупции физическое лицо, необходимо трактовать ограничительно, подразумевая «должностное лицо», так как вести речь о коррупции вне рамок наличия у лица властных полномочий не имеет смысла.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность в области противодействия коррупции в Исламской Республике Иран является Закон «О повышении административной дисциплины и противодействии коррупции»[4]. В оригинале на персидском языке название этого закона звучит следующим образом: داسف اب هلباقم و یرادا ماظن تملاس ءاقترا نوناق (ганун-э эртэга-э салямат-э незам-э эдари ва могабелэ ба фэсад), что на русский язык дословно переводится как «закон о повышении здоровья административной системы и противодействии коррупции». Ставя на одну смысловую линию понятия «коррупция» и «здоровье административной системы», иранские законодатели отчетливо обозначили, что они рассматривают коррупцию как «болезнь». Действительно, если властные структуры поражены ею, то государственное регулирование в области политики и экономики начинает работать неэффективно, удовлетворяя материальные потребности узкого круга лиц, а не решая вопросы, имеющие значение для всей страны.

Названный закон закрепляет ряд ключевых положений, имеющих первостепенное значение в области борьбы с коррупцией. Так, в нем дается определение данного явления: «В настоящем законе под коррупцией подразумевается действие или бездействие, предпринимаемое физическим или юридическим лицом по отношению к лицу, группе лиц или организации, нарушающее законодательство страны и наносящее ущерб общественному имуществу, интересам или безопасности общества и государства. Эти деяния должны предприниматься сознательно с целью получения выгоды напрямую или косвенно для себя или третьих лиц. Примером может служить получение или дача взятки, растрата, сговор, злоупотребление служебным положением, нецелевое расходование средств, служебный подлог, уничтожение или сокрытие служебной документации».

В отношении юридических лиц в качестве субъектов коррупции в Иране необходимо сказать особо. Как следует из содержания статьи 143 Закона «Об исламских уголовных наказаниях»[5] (УК ИРИ), уголовная ответственность распространяется на физических лиц, однако, юридические лица могут подвергаться «уголовной ответственности», в случае, если их законный представитель совершит преступление от имени или для извлечения какой-либо выгоды для данного юридического лица. Хотя дословный перевод требует употребления словосочетания «уголовная ответственность юридических лиц», правильнее будет говорить о существовании в правовой системе Ирана административной ответственности для юридических лиц в рамках уголовного процесса.

В рассматриваемом законе ИРИ закреплены права и обязанности органов, участвующих в той или иной степени в процессе противодействия коррупции в стране. Статья 4 закрепляет, что Министерство информации обязано для предотвращения совершения коррупционных действий осуществлять оперативное обеспечение особо уязвимых точек в экономической сфере государства, таких как осуществление крупных сделок с иностранными государствами, реализации значительных инвестиционных проектов, национальных программ, при наличии сведений о нарушениях в ходе их осуществления. Свою деятельность в указанной сфере Министерство информации осуществляет только после получения судебного разрешения. Таким образом, основная специальная служба ИРИ является ключевым субъектом не только при осуществлении разведывательной и контрразведывательной деятельности, но и в области экономической безопасности, хотя эта задача конкретно не прописана в Законе «О создании Министерства информации Исламской Республики»[6]. Учитывая, что свою деятельность в области экономической безопасности Министерство информации санкционирует с органами судебной власти, можно утверждать, что они являются значимым субъектом в области противодействия коррупции, а не только в сфере осуществления правосудия.

Согласно статье 11 рассматриваемого нормативного правового акта органы судебной власти обязаны предоставить органам исполнительной власти предложения по улучшению правового регулирования в сфере борьбы с коррупционными преступлениями. В данном случае имеется в виду, что эти органы на основе анализа практики рассмотрения и вынесения приговоров по административным и уголовным делам коррупционной направленности должны предоставлять компетентным инстанциям (Меджлису, отдельным министерствам) предложения по изменению или принятию нормативных правовых актов в области противодействия коррупции.

Не только судебные органы занимаются анализом ситуации в стране с точки зрения противодействия коррупции и разрабатывают меры по ее улучшению. Министерство внутренних дел также обязано разрабатывать систему мер по улучшению деятельности неправительственных организаций, занимающихся предотвращением и борьбой с коррупцией, а также оценкой показателей коррупции. Указанная система мер должно предоставляться в Меджлис ежегодно.

Министерство экономики и полезных ископаемых обязано в процессе осуществление своей деятельности осуществлять контроль над экономической активностью физических и юридических лиц и в случае обнаружения нарушений оповещать компетентные органы с предложением по улучшению ситуации, а также создать информационную базу кредитных рейтингов юридических лиц и предоставить ее для открытого использования. Создание единой базы кредитных рейтингов юридических лиц является мерой по увеличения «прозрачности» и понятности бюрократических процессов, особенно в области осуществления государственных закупок и выполнения государственных заказов. Подписание контракта со стороны государственного органа с юридическим лицом, имеющим низкое место в рейтинге, или созданное незадолго до объявления соответствующего заказа, будет являться сигналом о возможном сговоре или, в целом, нарушении хода выполнения государственного заказа.

Наличие у Министерства экономики и полезных ископаемых контрольных полномочий за экономической деятельностью физических и юридических лиц, с одной стороны, является позитивным элементом для предотвращения коррупционных деяний, с другой, наличие большого числа контрольных органов может существенно осложнить активность в области экономики.

Правительство ИРИ в рамках реализации рассматриваемого закона обязано на основе исламских норм при взаимодействии с остальными ветвями власти подготовить «Кодекс этики и поведения государственных служащих»[7] в рамках реализации цели по повышению административной дисциплины. Служащие органов, являющихся субъектами данного закона, обязаны следовать требованиям этого кодекса. С точки зрения содержания данные требования просты, но составлены с учетом специфики исламской идеологии, действующей в Иране. Сами государственные служащие в этом нормативном правовом акте названы «слугами Бога», их призывают выполнять свою работу таким образом, чтобы «Бог остался доволен ими». Положения Кодекса апеллируют к морально- нравственной сфере, призывая государственных служащих в своей деятельности руководствоваться требованиями их совести и этическими исламскими нормами. Но необходимо отметить, что в Кодексе не содержится положений, описывающих санкцию за несоблюдение требований, закрепленных в нем.

Еще одним органом в общей системе контроля за деятельностью субъектов данного закона является Управление планирования и контроля президента Ирана. В его обязанности помимо прочего входит отслеживание и документальная фиксация действий субъектов рассматриваемого нормативного правового акта, а также их обнародование. Это положение Закона «О повышении административной дисциплины и противодействии коррупции» является дополнительным фактором обеспечения большей прозрачности деятельности исполнительных органов власти.

Необходимо особо подчеркнуть тот факт, что президент Ирана является вторым по важности должностным лицом в Исламской Республике, а большинство субъектов анализируемого закона являются именно органами исполнительной власти, во главе которой стоит президент Ирана. В конечном счете именно на нем замыкаются информационные потоки в сфере деятельности данной ветви власти, и если мотивы корпоративности будут у президента ИРИ выше вопросов результативности, то вся система органов исполнительной власти рискует быть пораженной коррупционными проявлениями.

В целом, государственное устройство в этой стране представляет собой систему гражданских и религиозных органов власти с ведущей ролью последних. В статье 57 Конституции устанавливается, что в Иране существуют законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, которые функционируют отдельно друг от друга на основе норм, заложенных в Конституции этой страны и под контролем правления народа и принципа велаят-э факих (هیقف تیلاو). Лидер Исламской революции – Рухолла Хомейни – данный принцип обосновывал как власть праведного факиха (рахбара, Верховного лидера, Верховного руководителя, Духовного лидера), т.е. ученного правоведа, знатока исламских законов, над государственной жизнью.

Высшее должностное лицо Ирана имеет существенные рычаги влияния на президента. Он подтверждает компетентность претендентов на пост президента ИРИ до проведения выборов, а также подписывает указ о назначении президента на должность после окончания выборов. Также рахбар полномочен отстранить президента от власти в предусмотренных законом случаях.

Помимо иных важнейших полномочий, Верховный лидер напрямую участвует в деятельности по противодействию коррупции. Он выпускает указы, которые являются частью правовой основы, регулирующей общественные отношения в данной сфере. Так, согласно указу рахбара[2] был создан Совет по борьбе с коррупцией. Помимо утверждения о создании указанного органа, в этом нормативном правовом акте имеется ряд иных значимых положений, относящихся к сфере противодействия коррупции. В частности, Верховный лидер подчеркивает, что основными органами, осуществляющими противодействие коррупции в ИРИ являются Генеральная инспекция, Министерство информации и Счетная палата. Также рахбар обращает внимание, что СМИ хотя и публикуют значительный массив информации относительно коррупционной тематики, эта информация не должна носить пропагандистский и спекулятивный характер. Верховный лидер призывает СМИ своими действиями «не способствовать нарушению общественного спокойствия».

Нормативные правовые акты рахбара Ирана имеют важное значение для правовой системы этого государства, так как они занимают второе место после исламских норм (положения Корана и Сунны) в иерархии источников права. Поэтому анализ этих актов представляет особый практический интерес. К примеру, чтобы пресечь деятельность оппозиционных действующей власти СМИ, компетентные государственные органы вправе сослаться на вышеприведенные слова Верховного лидера. И это будет являться достаточным основанием для принятия официального решения и осуществления определенных процессуальных действий.

Нормативного правового акта, который бы более подробно регулировал деятельность Совета по борьбе с коррупцией, не имеется. Исходя из материалов о его деятельности можно заключить, что данный орган имеет совещательные и координирующие функции. Со стороны некоторых иранских ученных деятельность этого совета оценивается как неэффективная[9].

Еще одним координирующим органом в ИРИ, участвующим в противодействии коррупции, является Совет по управлению контролирующих инстанций. Согласно статье 221 «Программы развития ИРИ на следующие пять» данный орган создается с целью налаживания взаимодействия для улучшения эффективности работы контролирующих инстанций и укрепления функции управления в стране. Совет состоит из двух представителей от контролирующих инстанций каждой ветви власти[3].

Совет по управлению контролирующих инстанций выполняет следующие обязанности: разрабатывает критерии измерения административной дисциплины в органах, являющихся субъектами данного закона, и обнародует их; производит обобщенную оценку состояния административной дисциплины и доводит ее результаты до сведения соответствующих должностных лиц и населения ежегодно; оценивает усилия органов, являющихся субъектами данного закона, в области предотвращения и борьбы с коррупцией, выявляет сильные и слабые стороны в деятельности контролируемых органов, а также представляет им предложения по совершенствованию их деятельности.

Согласно Положению «О критериях оценки уровня административной дисциплины» в ИРИ выделяются следующие критерии в области противодействия коррупции при оценки деятельности государственных органов: соблюдение законодательства; степень внедрения автоматизированных (электронных) систем в деятельность; «прозрачность» деятельности; эффективность осуществления внутриведомственного контроля; подотчетность; соблюдение должностных требований; прохождение сотрудниками обучения и переподготовки; уровень профессионализма сотрудников; количество ресурсов, затраченных органом в ходе своей деятельности, а также эффективность их использования[8].

Указанный список критериев оценки представляется обоснованным, полным и необходимым. Действительно, анализ подобного рода сведений позволить сделать объективный вывод об эффективности работы любого органа.

 

Список литературы

 

1.        Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС «Консультант Плюс».

2.        Указ      рахбара    Исламской      Республики     Иран      «О      создании     Совета     по      борьбе     с коррупцией» [Электронный ресурс] // URL:    https://salamatedari.ict.gov.ir/fa/ghavanin/low6 (на перс. языке).

3.        Программа      развития      Исламской      Республики       Иран       на       следующие       пять лет [Электронный ресурс] // URL: http://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/fa/ir/ir038fa.pdf (на перс. языке).

4.        Закон Исламской Республики Иран «О повышении административной дисциплины и противодействии коррупцией» [Электронный ресурс] // URL: http://rc.majlis.ir/ fa/law/show/132295 (на перс. языке).

5.        Закон   Исламской   Республики   Иран   «Об   исламских   уголовных   наказаниях» [Электронный ресурс] // URL: http://ghanoonbaz.com/anavin/Kaifary/mojazat92.htm (на перс. языке).

6.        Закон Исламской Республики Иран «О создании Министерства информации Исламской Республики» [Электронный ресурс] // URL: http:// rc.majlis.ir/fa/law/show/90795 (на перс. языке).

7.        Кодекс      этики      и      поведения      государственных       служащих       [Электронный ресурс] // URL: http://moghararat.iut.                                           ac.ir/sites/                 moghararat/files/                upload_files/4._ mnshwr_khlqy_w_dry_khrmndn_dwlt.pdf (на перс. языке).

8.        Положение         «О         критериях         оценки         уровня         административной дисциплины» [Электронный ресурс] // URL: http://bazresi.nigc.ir/Portal/ File/ShowFile.aspx?ID=a1dfbe7a- 26ec-44fc-bbd0-f9379ea823e0 (дата обращения: 19.10.2017) (на перс. языке).

9.        Алави   М.   Создание   Совета   по   борьбе   с   коррупцией   является   неэффективным шагом [Электронный ресурс] // URL: http:radiogoftogoo.ir/NewsDetails/?m= 175107&n=130858 (на перс. языке).

10.     Мосадег М. Т. Борьба с коррупцией в двух главных шагах [Электронный ресурс] // URL: http:www.mashreghnews.ir/news/784848/% (на перс. языке).