Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.
ISSUES OF QUALITY OF LEGAL EDUCATION

 

Salikhova Sabina, Mirzaev М.А.

 

(Salikhova Sabina Student Law Institute UNIVERSITY Republic of Dagestan,

Mirzaev М.А. And Associate Professor of the Department of theory of State and law of the DSU)

 

Аннотация: в публикации сделана попытка обобщить имеющийся опыт в подготовке юристов. Изложен материал, касающийся процесса подготовки юристов в юридических вузах европейских стран. Даны оценки вопросам подготовки юристов и постановки учебных процессов в разных странах.

Abstract: in the publication seeks to summarize experience in the training of lawyers. Contained material relating to the process of preparing lawyers in law schools in European countries. Estimation training lawyers and learning processes in different countries.

Ключевые слова: образование, форма, спортивные костюмы, администрация, низкое качество, дискуссия, Германия, Бельгия, Голландия, Москва, С.-Петербург, Франция, Италия.

Keywords: education, form, Tracksuits, administration, poor quality discussion, Germany, Belgium, Holland, Moscow, St. Petersburg, Russia, France, Italy.

 

Общий уровень получающих дипломы высшего юридического образования сегодня, увы, весьма невысок, особенно по сравнению с советским периодом. Это связано, прежде всего, с тем, что доступ в коммерческие вузы и на платные отделения государственных вузов сегодня открыт практически для всех желающих. Поэтому среди студентов-юристов есть те, кто просто не способен освоить требуемый объем знаний и кто в советский период мог претендовать в лучшем случае на среднеспециальное образование. Большинство коммерческих институтов, однако, не исключают студентов за неуспеваемость, поскольку являются заинтересованными в каждом, кто платит деньги. Такая политика, помимо всего прочего, бьет и по качеству образовательного процесса, поскольку преподаватели вынуждены ориентироваться на отстающих. В результате лекция превращается в чтение азбучных истин. Меняется и форма экзаменов. Прекрасно отдавая себе отчет, что большинство студентов не смогут подготовить требуемый материал, администрация и преподаватели снисходительно относятся к списыванию, а в некоторых вузах оно даже официально разрешено. Произошла деградация студенческой морали. Имеется практика, когда студенты-юристы посещают или стараются посещать лекции в спортивных костюмах, а на перерывах обсуждают не правовые проблемы, а последние модели сотовых телефонов. Другие причины, вызывающие ухудшение общего и профессионального уровня студентов, лежат в иных сферах. Современная школа часто не справляется с задачей создания начального багажа знаний, требуемого для освоения более высоких материй. Общественная мораль, отрицательно относившаяся к неуспевающим студентам в советский период, сегодня безразлична к такому качеству, как стремление приобрести новые знания. Как нам представляется, упал и общий уровень преподавательского состава. Широко распространено совместительство, и некоторые специалисты читают лекции в 5 и более вузах. Времени на усовершенствование содержания и способа подачи материала не остается. В увядающем состоянии, несмотря на многочисленные защиты кандидатских и докторских диссертаций, находится и юридическая наука. Среди преподавателей юридических вузов много непрофессионалов: историки, философы, вчерашние студенты, заполнившие дефицит квалифицированных преподавательских кадров. Во многом высшее юридическое образование утратило право называться высшим. Часть студентов последнего курса часто не могут дать элементарные определения базовых терминов: "государство", "право", "норма" и пр. Четыре, пять лет, проведенные в стенах юридического вуза, становятся временем, потраченным впустую, а юридическое образование - в значительной степени фикцией.

Низкое качество выпускников юридических вузов - в конечном счете внутрикорпоративная проблема. Гораздо более важной проблемой представляется увеличение их количества. Ежегодно вузы миллионного российского города выпускают не менее 2000 юристов (20 - 30 вузов по 100 - 200 студентов ежегодно). В Москве и С.-Петербурге эти цифры на порядок выше. Если предположить, что такие объемы выпуска сохранятся в течение 40 лет (средний срок трудовой активности), - к 2045 г. каждый 10, а то и каждый пятый трудоспособный будет иметь юридическое образование. Если эти специалисты не начнут обслуживать население всего остального земного шара, чего, конечно же не будет, страну ждет тяжелый кризис. Нужно помнить и о том, что не менее модными сегодня являются другие гуманитарные специальности: экономика, психология, иностранные языки и пр. В силу естественных причин инженеры, врачи и слесари, получившие образование в советский период, скоро уйдут с рынка труда. Уже сейчас многие сектора промышленности страдают от дефицита молодых кадров. Через несколько лет мы можем оказаться в ситуации, когда в стране большинство специалистов будут гуманитариями, не способными ни построить самолет, ни починить канализационные трубы. В короткий же срок исправить такое положение будет невозможно. С другой стороны, рынок юридических услуг не безграничен. Юриспруденция является надстроечной профессией, которая процветает только в условиях развитого товарообмена. Соответственно большая часть сидящих сегодня за партами студентов не сможет получить работу по специальности и будет вынуждена пытаться реализовать себя в других сферах. В условиях наличия амбиций, вытекающих из факта наличия высшего образования, и неспособности получить новую специальность они будут безработными, тяжелым камнем висящими на шее родителей и национальной экономики. В Западной Европе в настоящее время проходят серьезные дискуссии по вопросам юридического образования. Многие страны Западной Европы его реформируют. Это, например, касается Германии, где уже несколько лет обсуждается эта проблема, Италии, где этот вопрос включен в рамки реформы высшего образования, и, наконец, Франции, которая регулярно реформирует эту систему и вновь обсуждает возможность   проведения новых реформ. Подобные обсуждения проводятся и в Бельгии и частично в Голландии. Таким образом, российские юристы не являются единственными, кто испытывает трудности в этой области. Никогда не следует забывать, что западноевропейские системы очень сильно различаются. Неправильно думать, что есть только одна модель, одна определенная структура, принятая большинством стран Западной Европы. На основании этого мы подходим к первому вопросу, над которым следует подумать. Он касается структуры юридического образования. Под структурой мы понимаем совокупность разнородных элементов, которые не относятся к содержанию образования. Это, например, вопрос продолжительности обучения, которую иногда определяют циклами. В этом отношении образовательные структуры очень сильно различаются. Первый критерий, касающийся структуры, связан с делением (или нет) обучения на курсы. В некоторых странах обучение праву делится именно таким образом: это, например, касается Испании (пять лет), Франции (обычно четыре года), Бельгии (пять лет). Эта первая модель, по примеру школы, основана на преемственности образования: нельзя перейти на старший курс, не усвоив того, что преподается на предыдущем курсе. Продвижение должно быть одинаковым для всех. Обычно эта модель сочетается с идеей определения обязательного содержания обучения, во всяком случае, на первые годы. В этом случае обучение на первом курсе является одинаковым во всех университетах, на втором оно также почти полностью совпадает, различия начинаются на третьем курсе; они особенно значимы на четвертом курсе. Модели с делением на курсы противостоит, в частности, канадская модель. В Канаде ведутся большие исследования в отношении юридического образования. Модель этой страны основана на понятии «зачетных единиц» или "кредитов": обучение является достаточно индивидуальным, но каждый студент во время учебы, продолжительность которой различна, должен набрать определенное количество зачетных единиц. В одних странах принято, чтобы обучение студентов, которые параллельно работают или начинают учебу позже, длилось существенно дольше, чем это происходит в среднем. Тем не менее, оно определено более или менее четкими рамками. Обычно обучение заканчивается выпускным экзаменом: в Германии система обучения с зачетными единицами завершается очень строгим государственным экзаменом; в Италии - защитой «диссертации» (но это не докторская диссертация в общепринятом смысле). Таким образом, уже можно отметить первое противопоставление между структурированными, поэтапными и унифицированными системами, различия в которых появляются постепенно, и системами, основанными на индивидуальной схеме обучения, завершающимися выпускным государственным экзаменом. Существует и второй дифференцирующий критерий, который, впрочем, сочетается с первым. В некоторых странах обучение разбито на циклы, в других циклов нет. Например, в Англии обучение разбито на два цикла: это два периода, два уровня и по завершении соответственно два звания - «бакалавр» и «магистр». По примеру британской системы в Германии недавно создана магистратура, но она не имеет широкого распространения. Во Франции сочетаются системы с делением на курсы и на циклы: первый цикл длится два года, второй цикл имеет такую же продолжительность, третий цикл длится от года до восемнадцати месяцев. Французская система по продолжительности близка к испанской, где предусмотрено пятилетнее обучение, но без деления на циклы.

Столь краткий обзор разнообразных структур не должен привести к вопросу, какая же модель является «хорошей». Скорее следует спросить, что же четко определяет каждую систему. Первым фактором, объясняющим различия, является значимость профессиональной подготовки (и значимость профессиональных кругов юристов-практиков). В системах с делением на курсы превалирует идея, согласно которой задача университетов состоит скорее в интеллектуальной подготовке, нежели в профессиональной: отдельно присуждаются академические звания и профессиональная квалификация. Такова ситуация во Франции: университетский диплом второго цикла не позволяет заниматься судейской или адвокатской практикой. Для этого следует получить дополнительную подготовку. Однако в некоторых странах университетские дипломы являются одновременно дипломами, разрешающими профессиональную деятельность: в Германии второй государственный экзамен является экзаменом, означающим допуск к профессиональной деятельности. В Испании, где обучение разбито на курсы, диплом в конце обучения является одновременно разрешением на адвокатскую практику, однако эта система критикуется. Тот же вопрос деления на академическое звание и диплом, позволяющий заниматься профессиональной деятельностью встает в отношении врачей или шире - в отношении всех профессий, где сочетаются академическая и профессиональная подготовка. Второй фактор, объясняющий различия в системах обучения разных стран, связан с большим или меньшим значением, придаваемым унификации высшего образования: должны ли университеты иметь общую структуру для всех дисциплин? В странах, где юридическое образование делится на курсы, образование организовано одинаковым образом по всем дисциплинам: экономике, химии, географии, языкам и т.д. Такая организация основана на предположении, что освоение любой науки должно идти по одной и той же схеме: то есть это некоторый идеал универсального образования, в котором участвуют преподаватели, ученые и профессионалы-практики. Другие страны, где унификация образования не предусмотрена, менее амбициозны, или более прагматичны. В настоящее время европейские страны стремятся не к унификации, а к сближению этих различных моделей. Третий фактор, это соотношение европейского и международного права в образовании и подготовке юристов. Следует задать вопрос, какое место в юридическом образовании должно занимать европейское право, и особенно изучение зарубежных правовых систем. Эта проблема не является чисто умозрительной. За последние двадцать лет европейские студенты стали гораздо более мобильными. Мобильность преподавателей также растет. Это особенно касается Голландии, где университеты не только приглашают на время преподавателей из всех стран Европы, но их также принимают на постоянную работу. Во многих европейских странах сейчас можно получить диплом по праву другой страны. Этот подход является определяющим не только в связи с растущей мобильностью юристов, но также в связи со значимостью компаративизма для образования. Сравнение само по себе означает познание. На наш взгляд, важнее проникнуть в суть какой-либо правовой системы, чем быть крупным специалистом по какому-либо законодательству и знать его в деталях. Такая способность помогает значительно продвинуться в постижении своей собственной системы. Хочется заметить, что отечественная высшая школа традиционно в своем устроении ориентировалась на германскую, в какой-то мере – французскую систему подготовки юридических кадров. Советская система в этом плане не добавила ничего принципиально нового, просто законсервировав до поры то, что имело место в прошлом. Поэтому, как оказалось, и для нас, живущих в нынешнюю эпоху, остаются дороги имена немецких и французских ученых – Савиньи, Штейна, Лабанда, Ориу, Дюги, Гирке, Иеринга, Еллинека и других, как дороги способы и формы их научного творчества. Между тем, за прошедшее время европейское юридическое образование претерпело весьма существенные изменения: в настоящее время на Западе существует мощная тенденция к тому, чтобы трактовать юриспруденцию не как науку, а как ремесло, совокупность определенных технических приемов, которым и следует обучать людей, желающих стать юристами. Такая система высшего профессионального образования более всего характерна для американской высшей школы, но, как уже отмечалось, с целью повышения конкурентоспособности европейского образования, она усиленно внедряется, более того – стала нормой и в Европе. Но при таких условиях вряд ли можно констатировать, что сегодня европейская система высшего юридического образования обладает именами, равновеликими тем, которые были перечислены выше, и не потому, что таких ученых нет, а потому, что в них нет необходимости. Итак, можно констатировать, что современная европейская система профессионального юридического образования, ориентированная на подготовку высококлассных ремесленников юриспруденции, обладает в высшей степени утилитарным характером. Со своей стороны, осознавая необходимость и неизбежность вхождения в нее российской высшей школы, мы должны ответить на вопрос, в какой мере мы готовы принять свойственный ей крайний утилитаризм. Следует напомнить, что в советскую эпоху в системе подготовки юридических кадров существовали специализированные юридические учебные заведения (например, юридические техникумы, в меньшей степени – юридические институты). Выпускники этих учебных заведений были высокими профессионалами в той достаточно узкой сфере деятельности, для работы в которой, собственно, их и готовили. Однако существенным недостатком такой подготовки было то, что эти специалисты с большим трудом приспосабливались к работе в иных отраслях юриспруденции, как и имели сложности в случае, если менялись условия работы в избранной ими области (например, в случаях вступления в силу новых законов). В то же время, выпускники университетов, имея универсальное юридическое образование и хорошую теоретическую подготовку, такого рода сложностей не испытывали. При всех тех изменениях, которые происходят в настоящее время в Европе, положение в ней характеризуется одним совершенно очевидным качеством – стабильностью действующих правовых механизмов. Ничего подобного нельзя сказать о современной России. При том, что она переживает сейчас период становления новых правовых механизмов (что проявляется, в частности, в активном законотворчестве наших законотворческих органов на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов), в нашей стране происходят глобальные, качественного характера, изменения в правосознании, включая, разумеется, и профессиональное правосознание. В таких условиях профессиональное юридическое образование, предполагающее формирование у студентов исключительно практических навыков становится не только невозможным, но и бессмысленным. Таким образом, интеграция российского профессионального юридического образования в систему европейской высшей школы, несомненно, необходима, более того, надо полагать, что она неизбежна. Однако, отдавая себе в этом отчет, следует подумать над тем, как реализовать эту задачу с минимальными издержками, ибо справедливы и сейчас слова С.Н. Булгакова, произнесенные им сто лет назад при поступлении на службу в Московский университет: «Ремесленный специалист не должен убивать в себе мыслителя, тоскующего о цельном знании». И в заключение хочется привести слова Ф. Ницше: «Школьное дело будет в крупных государствах в лучшем случае посредственным, по той же причине, по которой в больших кухнях пища изготовляется в лучшем случае посредственно».

Список литературы и источников

 

1.        Бондарь Н.С. Современные ориентиры российского юридического образования:    национальные традиции или космополитические иллюзии? // СПС «КонсультантПлюс».

2.        Куксин И.Н. Проблемные аспекты влияющие на качество современного профессионального образования // Ценности и смыслы, 2014, №2(30). С.74-77.

3.        Куксин И.Н. Реформа высшего юридического образования в России: от модернизации к традициям // Политика. Власть, Право: Материалы I Международной научно-теоретической конференции, посвященной памяти и 79-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ, члена- корреспондента РАН, доктора юрилических наук, проесора Мальцева Геннадия Васильевича (Москва-Белгород, 26 апреля 2014 г.). Белгород, 2014. С.44-53.

4.        Куликов В. Сдавайтесь, кто может // Российская газета, 2014, 24 июля.

5.        Наумкина          В.В.  Двухуровневое  юридическое  образование  и  компетентностный  подход: вопросы теории // Юридическое образование и наука, 2012, № 4 // СПС «КонсультантПлюс».

6.        Новицкий И.Б. Римское право. М.: Кронус ,2011

7.        Носов         С.И. О некоторых проблемах юридического образования и аттестации научных кадров высшей квалификации // СПС «КонсультантПлюс».

8.        . Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. 2-е изд., доп. М., 2010. 672 с.

9.        Информационный ресурс : www.allpravo.ru

10.     Информационный ресурс: www.law-students.net/ - Сайт студентов и выпускников Юридического факультета СПбГУ.