Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Пенза
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о поиске объективных критериев оценки работы Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Особое внимание уделяется анализу двух групп индикаторов, а именно показателям входящих ресурсов и количественным показателям активности детского омбудсмена.

Ключевые слова: Уполномоченный по правам ребенка, защита прав детей, эффективность деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

 

OBJECTIVE PERFORMANCE INDICATORS COMMISSIONERS

FOR THE CHILDREN’S RIGHTS IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract. The article discusses the search for objective criteria for the evaluation of the work of Commissioners for children's rights in the constituent entities of the Russian Federation. Special attention is paid to the analysis of two groups of indicators, namely indicators of input resources and quantitative indicators of activity of Ombudsman for children.

Keywords: Ombudsman for children's rights, protection of the rights of children the effectiveness of the Ombudsman for the rights of the child.

Оценку эффективности ряда направлений работы Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации во многом можно определить через систему показателей, используемых в других науках (экономической, политической, демографической и т.п.) для изучения эффективности деятельности государственных и общественных институтов.

Эти показатели предварительно можно разделить на следующие группы:

1)   абсолютные и относительные;

2)   факторные и результативные;

3)   количественные и качественные;

4)   статичные и динамичные;

5)   частные и интегральные [6].

Первая из названных групп дает характеристику либо общего числа единиц в данной группе объектов, либо сумму значений какого-нибудь признака для данной совокупности. Расчет абсолютных индексов вытекает из необходимости общего представление о количественной стороне рассматриваемых явлений (например, знание абсолютных показателей численности населения позволит упорядочить субъекты Федерации и т.п.). Также требует обоснованного сравнения объектов за счет построение относительных показателей, выражающих удельные величины данного объекта (например, количество повторных жалоб на нарушение прав ребенка в общем количестве обращений).

При решении конкретной задачи Уполномоченным по правам ребенка весьма важной представляется группировка, в которой различаются факторные и результативные показатели. Факторные показатели – это независимые признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними показатели (например, состав населения по возрасту). Результативные показатели – это зависимые показатели, которые изменяются под влиянием факторных признаков (например, уровень детской преступности и т.п.). Еще одна важная для нашего исследования типология выделяет частные и интегральные показатели.

Кроме указанной классификации признаков, для систематизации большого количества индикаторов эффективности деятельности правозащитных структур некоторые ученые предлагают использовать следующие (распространенные в теории экономики и государственного управления) категории показателей результатов проекта и процесса: показатели входящих ресурсов (Input measures), показатели процессов (Process measures), показатели непосредственных  результатов (Output measures), показатели конечных эффектов (Outcome measures), показатели влияния (Impact measures) [7].

По нашему мнению, оценка эффективности работы Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации требует сочетания различных подходов к ее определению с использованием объективных и субъективных методов. Это позволит получить обобщающий (интегральный) показатель, которые поможет обеспечить методологическое единство всех показателей системы и однозначную оценку динамики исследуемого процесса.

Искомый показатель должен  отражать конечные итоги социального действия и количественно измерять изменения по результатам работы Уполномоченного по правам ребенка.

Важны и отдельные агрегированные индексы, которые могут отражать эффективность по отдельным направлениям деятельности омбудсмена. При этом индикаторы определяются исходя из телеологических составляющих работы Уполномоченного, основной целью которого является не определение какого-либо показателя или управление отдельным процессом, а получение необходимого результата.

Комплексную оценку можно проводить количественным и качественным методом. К количественным методам оценки государственно-правовых институтов следует отнести, прежде всего, методы научной статистики (факторный анализ, сложение и умножение вероятностей, многомерная классификация и др.).

Для систематизации большого количества возможных показателей эффективности деятельности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации предлагается следующая группировка индикаторов:

1)   показатели входящих ресурсов;

2)   количественные показатели активности Уполномоченного;

3)   показатели процессов;

4)   результативные показатели (показатели конечных эффектов и влияния);

5)   оценочные показатели.

На основе анализа перечисленных показателей, по нашему мнению, возможно проведение наиболее объективной оценки и выработка рекомендаций по совершенствованию работы детских правозащитников в различных субъектах Российской Федерации.

В настоящей статье мы рассмотрим подробнее две группы объективных индикаторов, а именно показатели входящих ресурсов и количественные показатели активности омбудсмена.

Под показателями входящих ресурсов следует понимать материальные, организационные, трудовые и другие расходы на обеспечение деятельности Уполномоченного по правам ребенка в субъекте России.

Основным  показателем   входящих ресурсов является финансовое   обеспечение деятельности детского правозащитника.

К сожалению, вопросы материального обеспечения работы детских правозащитников в настоящее время практически не регулируются нормами действующего законодательства. В лучшем случае в региональных нормативно-правовых актах содержаться общие формулировки о материальных гарантиях детского правозащитника.

Согласно статье 24 Закона Пензенской области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Пензенской области» материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством для лиц, занимающих государственные должности Пензенской области. Однако в Законе Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» среди расходов бюджета Пензенской области не предусмотрены затраты на обеспечение функционирования Уполномоченного по правам ребенка в регионе [4].

По нашему мнению, в целях повышения эффективности защиты прав несовершеннолетних необходимо закрепить обязанность обеспечения финансирования деятельности Уполномоченного в региональных законах о бюджете на очередной плановый период.

Сумма, предусмотренная региональным бюджетом на обеспечение деятельности Уполномоченного по правам ребенка, будет являться основным показателем входящих ресурсов. Помимо этого, к данным показателям необходимо отнести кадровые ресурсы Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации (укомплектованность аппарата, уровень квалификации сотрудников и т.д.).

Количественные показатели активности Уполномоченного отражают объем проделанной работы Уполномоченным по правам ребенка по различным направлениям деятельности. К данным показателям следует отнести количество рассмотренных жалоб о нарушении законных интересов детей, количество проведенных мероприятий по восстановлению и предупреждению нарушенных прав ребенка, количество законодательных инициатив и т.д.

При этом фиксация показателей непосредственных результатов позволяет не только констатировать количественные индикаторы работы детского омбудсмена, но и проследить динамику и тенденции развития вопросов, связанных с уровнем правовой защищенности детей, за несколько лет. Например, исходя из данных, содержащихся в докладе Уполномоченного по правам ребенка в г. Санкт-Петербург за 2015 год в адрес детского омбудсмена поступило 4242 письменных обращения, что на 26 % больше, чем в 2014 году (3352 обращения) и более чем в три раза больше, чем в первый год работы омбудсмена (2010 год - 1185) [2]. Анализируя данные цифры, нельзя утверждать, что увеличение числа обращений свидетельствует об ухудшении положения с правами несовершеннолетних или о неудовлетворительной работе детского правозащитника. Наоборот, увеличение данного показателя подтверждает факт повышения доступности института Уполномоченного, увеличения доверия к нему.

В зависимости от модели компетенции омбудсмена выделяются две модели работы с обращениями:

1)   реактивная (реагирование на обращение);

2)   проактивная (проведение расследований по собственной инициативе).

В ряде регионов законодательно закреплена смешанная модель реагирования на нарушение прав детей. Например, согласно Закону Кировской области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Калужской области» при нарушении прав ребенка Уполномоченный, помимо рассмотрений жалоб, имеет право по собственной инициативе принять соответствующие меры в целях устранения нарушения прав детей [5]. Аналогичные нормы содержатся в законах Иркутской области, Забайкальского края и т.д.

Количество проактивных действий Уполномоченного по правам ребенка существенный положительный показатель его работы.

Необходимой также являться регулярная деятельность детского правозащитника по проверке изменения регионального законодательства на предмет их соответствия законным интересам детей. Для этого Уполномоченный по правам ребенка в субъектах Российской Федерации должен организовать обязательную проверку вновь принятых нормативных правовых актов и законопроектов, а также регулярно проводить анализ по выявлению потребности в нормативном урегулировании общественных отношений, связанных с обеспечением прав детей.

К сожалению, в настоящее время детским правозащитникам предоставлено недостаточно полномочий в законотворческой деятельности: они, как правило, не обладают правом законодательной инициативы, очень редко им предоставлена возможность осуществления правовой экспертизы проектов нормативных актов, касающихся вопросов обеспечения и защиты прав несовершеннолетних.

Учитывая более широкие возможности Уполномоченного по правам ребенка при Президенте, на наш взгляд, будет целесообразно представление ему региональными детскими омбудсменами ежегодно отчета о правотворческой деятельности и предложений об актуальном изменении законодательства.

Сегодня уже многие региональные омбудсмены в докладе за отчетный период это делают. Только в докладе Уполномоченного по правам ребенка в городе Санкт-Петербург за 2015 год содержится более 20-ти предложений по изменению федерального и регионального законодательства [2].

Помимо перечисленных, к важным количественным показателям деятельности Уполномоченного следует отнести количество возбужденных уголовного и административных дел после обращения детского омбудсмена; количество выявленных должностных лиц, нарушивших закон, количество выявленных фактов бездействия органов государственной власти по вопросам обращения несовершеннолетних или их представителей; анализ и обобщения, проведенные Уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации; количество участия в качестве представителя несовершеннолетнего, эксперта или иного лица в гражданском, уголовном или административном процессах.

Предлагаемая методика определения эффективности работы Уполномоченного по правам ребенка требует выявления не только положительных количественных показателей его деятельности, но также отрицательных и вариативных.

Отрицательные показатели характеризуют негативные проявления деятельности Уполномоченного и требуют принятия мер от детского правозащитника по уменьшению их количества (например, количество обращений в суды и другие государственные органы, признанные необоснованными). Вариативные показатели требуют достижения их оптимального значение, не превышающего и не понижающего определенные целевые характеристики (например, численность сотрудников аппарата Уполномоченного по правам ребенка).

Отдельно в группе количественных показателей следует выделять индексы, характеризующие координационную деятельность Уполномоченного по правам ребенка. К ним необходимо относить количество проведенных координационных и межведомственных совещаний, созданных межведомственных групп, осуществленных совместных выездов по факту нарушения прав несовершеннолетних (отдельно учитываются выезды в муниципальные образования субъекта Российской Федерации), совместных информационных писем, обзоров в сфере предупреждения нарушений прав несовершеннолетних и других мероприятий.

Безусловно, одним из основных показателей работы Уполномоченного является количество положительных решений по итогам рассмотрения обращений к детскому правозащитнику. Согласно доклада Уполномоченного по правам ребенка в г. Санкт-Петербург за 2014 год из 1508 заявлений о действительных нарушениях прав детей в 70 % случаев права восстановлены; в 30 % случаев права не восстановлены по объективным причинам или работа по заявлениям продолжилась в 2015 год [1].

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации П.А. Астахов в июле 2015 года отметил, что эффективность работы детских омбудсменов по обращениям граждан за 2014 год - 66 процентов; в 2013 году - 61 процент [3].

По итогам исследования нами отобрано следующие показатели активности детского омбудсмена, которые позволят оценить эффективности ряда направлений его работы: количество рассмотренных Уполномоченным обращений; количество самостоятельно выявленных Уполномоченным нарушений прав ребенка; количество актов реагирования; количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы; количество возбужденных уголовных дел после обращения Уполномоченного; количество возбужденных дел об административных правонарушениях после обращения Уполномоченного; количество контрольных мероприятий по восстановлению нарушений прав ребенка; количество контрольных мероприятий по предупреждению нарушений прав ребенка; количество выявленных должностных лиц, нарушивших закон; количество законотворческих инициатив; количество участия в гражданском, уголовном, административном процессах; количество участия представителей аппарата Уполномоченного в процедурах медиации; количество заседаний Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка; процент положительно решенных жалоб о восстановлении нарушенных прав ребенка.

Перечисленные показатели подлежат анализу в динамике (за период не менее 3 лет) и могут быть использованы для предварительного сравнения деятельности Уполномоченных в отдельных регионах Российской Федерации.

Формирование научно обоснованной системы индикаторов, отражающих добросовестное отношение Уполномоченного по правам ребенка к своим должностным обязанностям, позволит разработать дальнейшие действия по улучшению ситуации в сфере защиты прав несовершеннолетних.

 

Список литературы

 

1.          Ежегодный доклад за 2014 год Уполномоченного по правам ребенка в г. Санкт-Петербург [Электронный   ресурс]        //    URL:   http://www.spbdeti.org/files/doklad_uppr_v_spb_2014.pdf.   (дата обращения: 12.05.2017).

2.          Ежегодный доклад за 2015 год Уполномоченного по правам ребенка в г. Санкт-Петербург [Электронный ресурс] // URL:    http://www.spbdeti.org/files/Agapitova_S._Doklad_2015_-_sayt.pdf. (дата обращения: 12.05.2017).

3.          Интервью с П.А. Астаховым: В РФ растет число восстановленных в родительских правах // Российская Газета, 01.06.2015 г.

4.          О бюджете Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Закон Пензенской области от 22.12.2014 г. № 2658-ЗПО // Пензенские губернские ведомости, 25.12.2014.№ 76. С. 1.

5.          Об Уполномоченном по правам ребенка в Кировской области: Закон Кировской области от 06.11.2012 г. № 219-ЗО (ред. от 09.12.2014 г.) // Вести. Киров. № 101(1856). 13.11.2012; № 2(2101).16.01.2015.

6.          Рудяга А.А. Абсолютные и относительные статистические показатели / Федеральное агентство по образованию, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». Ростов-на- Дону: Редакционно-издательский центр РГЭУ «РИНХ», 2008.

7.          Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика: Дисс. … докт. полит. наук. М., 2007.