Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРАВОПОРЯДКА: СРАВНЕНИЕ МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО ОПЫТА

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.

Полицейские системы России - с одной стороны и - Великобритании и США - с другой, в результате длительной эволюции оказались построены на противоположных принципах централизации и децентрализации. В принципе такие варианты построения характерны не только для данных государств: централизованными являются, например, полиции Австрии, Франции, да и большинства стран континентальной Европы (но не всех), децентрализованной - полиция Германии.

В настоящее время в Великобритании, в отличие от большинства современных государств, в принципе не существует общенациональной (федеральной) полиции. Полиция в Англии и Уэльсе состоит из муниципальной полиции графств (5 отрядов), полиции городов (6 отрядов), объединенной полиции (34 объединенных отряда), полиции метрополии (столичной полиции), полиции лондонского Сити.

Официальные названия полицейских органов Соединенного Королевства:

-   полномочная полиция в 51 местном отделении на территории Англии, Уэльса, Шотландии[1]:

-    полицейская служба Северной Ирландии;

-    Лондонская полиция в столице Великобритании.

Провинциальные силы полиции в Англии и Уэльсе, включающие в себя полицию графств и городов, а также объединенную полицию, представляют собой регулярные провинциальные полицейские отряды на местах. Деятельность каждого из них контролируется так называемой «местной полицейской властью», под которой понимается своего рода управляющее учреждение, осуществляющее общее руководство полицейским отрядом, т.е. соединением полицейских подразделений.[2]

Значительное количество полицейских организаций создается в США на уровне графств, тауншипов, городов, небольших населенных пунктов и студенческих городков (кампусов). Все они могут быть объединены названием «местная полиция».

Местные полицейские формирования США весьма разнообразны по численности, структуре, осуществляемым функциям и т.д. Принципиально можно выделить три их типа: полиция графств (округов); муниципальная полиция городов; иные полицейские формирования самостоятельных в административном отношении населенных пунктов.

В целом можно отметить, что полиция США еще менее централизована и унифицирована, чем полиция Великобритании. Проявляется это, в первую очередь, в отсутствии органа центрального правительства, осуществляющего общее руководство полицией и контроль за полицейской деятельностью. В Великобритании, как и в России, таким органом является министерство внутренних дел[3].

То есть зарубежная практика правоохранительной деятельности также свидетельствует о том, что наряду с корпусом профессиональной полиции используется потенциал местного населения, создаются в той или иной форме подразделения муниципальной (местной) милиции».

Таким образом, на современном этапе децентрализация полицейской деятельности в России наиболее реальна на муниципальном уровне путем создания дополнительных по отношению к собственно федеральной полиции структур. В силу различных причин такие структуры получили название муници- пальной милиции[4].

Безусловно, здесь надо подчеркнуть, что в современной истории России уже имелся негативный опыт создания таких подразделений. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления"[5] в 1990-е годы был проведен эксперимент, в котором приняли участие подразделения милиции 87 муниципальных образований численностью около 9 тыс. человек в 10 субъектах РФ. В числе участников эксперимента оказалась и Саратовская область.

Результаты эксперимента показали, что к выполнению функций по охране общественного порядка оказались не готовы ни субъекты РФ, ни муниципальные образования. В итоге абсолютное большинство муниципальных органов не смогли содержать подразделения муниципальной милиции на уровне нормативов МВД. За период эксперимента объем финансирования муниципальной милиции не превысил 60 - 65% расчетной потребности.

В связи с этим, отмечая, что в целом неудачный опыт создания муниципальной милиции в Российской Федерации, на наш взгляд, не свидетельствует о порочности самого подхода.

Что  касается  правовых  предпосылок  создания  правоохранительных  структур  на  уровне муниципальных образований, то они являются достаточно убедительными. Следует, подчеркнуть, что в соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, в том числе, самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка.

Что же касается собственно законодательных актов о муниципальной милиции, то проекты такого рода документов появлялись с 2003 года неоднократно, в том числе, и в последние годы. Так, летом 2011 года группой депутатов - представителей «Единой России» был разработан проект изменений в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающий создание нового правоохранительного органа муниципальной милиции, представляющей собой объединение граждан для охраны общественного порядка[6]. Муниципальная милиция, согласно проекту, не должна была получить таких прав, как полицейские, например, на ношение оружия, вхождение в жилище, конвоирование преступников и других, чтобы не дублировать полицию, однако могла бы пользоваться большими полномочиями, нежели существующие во многих регионах добровольные народные дружины. Проект был поддержан, в том числе и главой координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы М. Пашкиным который указал при этом на успешный пример США, в которых конкуренция между федеральными органами безопасности и полицией штата способствует раскрытию многих дел и правильному распределению нагрузки. В то же время он заметил, что «без оружия полноценно охранять улицы просто невозможно, так как «муниципальные милиционеры» станут легкой жертвой толпы или тех самых преступников, от которых они, по замыслу, должны оберегать граждан». Эти и некоторые другие причины и повлекли в последующем снятие законопроекта с рассмотрения.

В 2014 году появился еще один проект закона о муниципальной милиции, разработанный, на этот раз, депутатами «Справедливой России». Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, «создание в 2011 г. строго вертикальной структуры полиции еще более "отдалило" региональные власти и органы местного самоуправления от управления органами охраны правопорядка и снизило порог их ответственности за состояние общественного порядка и общественной безопасности на соответствующих территориях. Изучение опыта зарубежных государств показывает, что наиболее распространенным подходом в этих условиях является создание автономных муниципальных органов охраны общественного порядка, находящихся в ведении местного самоуправления.

По мнению автора, муниципальная милиция должна была быть самостоятельным органом на уровне муниципального района и города, который непосредственно подчиняется главе муниципального образования. Она не должна входить в структуру местной администрации, что обеспечит ее независимость в вопросах охраны общественного порядка и уменьшит риск субъективизма в руководстве ею.

В то же время, принципиальным видится введение обязательной выборности главы этого органа напрямую населением, как это, например, предусмотрено в местной полиции США, а не назначение главой муниципального образования.

Введение выборности должностных лиц местной полиции позволит населению муниципального образования реально воздействовать на ее работу по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Соответственно, с нашей точки зрения, модель местной полиции с выборными ее руководителями будет не только отвечать основным принципам демократического общества, но и способна существенно снизить уровень ее коррумпированности и повысить степень реальной ответственности перед гражданами.

1                    Закон       Соединенного       Королевства       о       полиции       1996       г.      (Police       Act       1996)       // http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/16.

2                     Кацуба   Ю.И.   Система   обеспечения   внутренней   безопасности   Соединенного   Королевства Великобритании и  Северной Ирландии. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2012.

3                      Власихин В. А. Основные черты правовой системы США // Россия и Америка в XXI веке (электронный научный журнал). 2007. №3 / http://www.rusus.ru/?act=read&id=62

4                      Смирнов  К.С.  Институт  полиции  в  России:  об  актуальности  и  задачах  историко-правового исследования // История государства и права. 2012. № 9. С. 36.

5                      Указ Президента РФ от 17.09.1998 № 1115 (ред. от 16.11.1998) "О проведении в ряде муниципальных образований     эксперимента  по     организации      охраны     общественного     порядка     органами     местного самоуправления" // Собрание законодательства Рос. Федерации.1998. № 38. Ст. 4783.

6 Винокурова Е. Возвращение милиции // http://www.gazeta.ru/politics/2011/06/21_a_ 3670629.shtml

Список литературы

 

1.     Закон Соединенного Королевства о полиции 1996 г. (Police Act 1996) // http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/16.

2.     Кацуба Ю.И. Система обеспечения внутренней безопасности Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2012.

3.     Власихин В. А. Основные черты правовой системы США // Россия и Америка в XXI веке (электронный научный журнал). 2007. №3 / http://www.rusus.ru/?act=read&id=62

4.     Смирнов К.С. Институт полиции в России: об актуальности и задачах историко-правового исследования // История государства и права. 2012. № 9. С. 36.

5.     Указ Президента РФ от 17.09.1998 № 1115 (ред. от 16.11.1998) "О проведении в ряде муни ципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления" // Собрание законодательства Рос. Федерации.1998. № 38. Ст. 4783.