Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ГОЛОСОВАНИЯ ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА ВЫБОРНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
18 января 2016г.

   Как точно отметил русский классик: "строгость русских законов смягчается необязательностью их исполнения" [1], и как бы нам ни хотелось опровергнуть это высказывание, мы вынуждены согласиться с тем, что проблема реализации законодательных закреплений существует в Российской Федерации и на сегодняшний день. Исходя из самой логики существования законов в государстве, они создаются не только для того, чтобы иметь место быть, а с целью практического применения в случаях, ради которых они и выработаны. Если нормативные предписания закрепляются только ввиду создания видимости реальных гарантий обеспечения интересов граждан, общества и государства, то их действительная ценность способствует не только нивелированию значения законодательства, но и потери доверия общества к государству.

    Рассмотрим проблему функционирования на практике института отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (далее - отзыва депутата), закрепленного Федеральным законом от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статья 24 данного ФЗ предусматривает в качестве одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления голосование по отзыву депутата. Основанием для инициирования и проведения данной процедуры предполагаются конкретные противоправные действия (бездействия) или принятые решения должностного лица, установленные в судебном порядке [2].

    Инициирование данной процедуры изначально представляет собой значительную сложность, поскольку для неё установлены правила, предъявляемые для проведения местного референдума. В соответствии со статьёй 36 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для того, чтобы создать предпосылку проведения местного референдума необходимо преодолеть значительное количество стадий от создания инициативной группы не менее 10 человек и регистрации её в избирательной комиссии до сбора подписей и, если всё-таки их удастся собрать, это абсолютно не гарантирует успех при проведении самого голосования, так как для разрешения вопроса в пользу инициаторов необходимо, чтобы за отзыв высказались не менее половины граждан, пожелавших осуществить своё волеизъявление [3].

    Особенности проведения местного референдума не входят в предмет рассмотрения нашей работы, поэтому следует ограничить приведенные выдержки из закона подведением следующего итога: процедура инициирования и проведения голосования по отзыву депутата является излишне громоздкой, в связи с чем создаются объективные препятствия в виде огромного количества бюрократических формальностей, для осуществления населением соответствующего муниципального образования права применить к конкретному должностному лицу, избранному на соответствующую должность благодаря волеизъявлению этого же населения, меры ответственности.

    Несмотря на то, что законодательство субъектов Российской Федерации также, как и федеральное, содержит положения о возможности реализации рассмотренной нами формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, в частности ст.16 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" [4], ст.11 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 N 162-з  "О  местном самоуправлении в Республике Башкортостан"  [5],  Закона Волгоградской области от 3 июля 2000 N 425-ОД "Об отзыве депутата Волгоградской областной Думы" [6], установленные гарантии так и остаются призрачными, не создавая достаточных условий для реального функционирования установленного механизма.

   Отметив существование проблемной ситуации в рассматриваемой области необходимо задаться вопросом: в чем причина недееспособности института отзыва. Казалось бы, ответ прост, именно его в большинстве случаев принято применять в ситуациях, когда законодательные положения не способны функционировать не практике - низкая правовая культура населения в целом и на уровне муниципального образования, в частности.

    Прецеденты инициирования населением процедуры отзыва в Российской Федерации существуют, однако до своего логического завершения, во всяком случае до сегодняшнего дня, они не  доходили. Так попытка инициирования отзыва депутата Волгоградской областной думы по Красноармейскому одномандатному избирательному округу яркое тому подтверждение [7]. Причем избирательная комиссия инициативную группу зарегистрировала, но дальше этого этапа процесс не пошёл: Постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области от 1 июня 2011 года № 117/791 было отказано в назначении даты голосования по отзыву в связи с недостаточным количеством собранных подписей [8].

    Итак, основная проблема отсутствия реальной способности функционирования института голосования по отзыву депутата заключается именно в объективных предпосылках, установленных законодателем - сложностью, многоступенчатостью самой процедуры. Единственный выход в сложившейся ситуации - ожидание того момента, когда законодатель сам осознает необходимость упрощения существующей процедуры и внесет соответствующие целесообразные и необходимые изменения.

 

Список литературы

1.      [Электронный ресурс]. URL: http:// forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=92205 (дата обращения: 7.05.2014).

2.      Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с изменениями и дополнениями, последние внесены Федеральным законом от 28.12.2013 № 416-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Справочная правовая система "Консультант плюс" [Электронный ресурс]. URL:http://base.consultant. ru (дата обращения: 7.05.2014).

3.      Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (с изменениями и дополнениями, последние внесены Федеральным законом от 02.04.2014 № 51-ФЗ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Справочная правовая система "Консультант плюс" [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 7.05.2014).

4.      Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 N 420-79 (с изменениями и дополнениями, последние внесены 04.04.2014) "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" Справочная правовая система "Консультант плюс" [Электронный ресурс].URL:http://base.consultant.ru (дата обращения: 7.05.2014).

5.      Закон Республики Башкортостан от 18.03.2005 N 162-з ( с изменениями и дополнениями, последние внесены от 27.12.2013) "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" Справочная правовая система "Консультант плюс" [Электронный ресурс].URL:http://base.consultant. ru (дата обращения: 7.05.2014).

6.      Закон Волгоградской области от 03.07.2000 N 425-ОД (с изменениями и дополнениями, последние внесены от 07.12.2009) "Об отзыве депутата Волгоградской областной Думы" Справочная правовая система "Консультант плюс" [Электронный ресурс].URL:http://base.consultant.ru (дата обращения: 7.05.2014).

7.      Официальный сайт  территориального общественного самоуправления Волгоградской области [Электронный ресурс]. URL: http:// www.golostos.ru/forum/index.php?/topic/1152сайт (дата обращения: 7.05.2014).

8.      Постановление Избиркома Волгоградской обл. от 01.06.2011 N 117/791 "Об отказе в назначении даты голосования по отзыву депутата Волгоградской областной Думы Д.И. Лунева"[Электронный ресурс]. URL: http://zakon-region.ru/volgogradskaya-oblast/2745 (дата обращения: 7.05.2014).