Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УКРАИНА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы:
Город:
Курган
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Весь период независимого развития Украины коротко можно охарактеризовать как «метание между Россией и НАТО», так как масштабные инвестиции из США, ЕС сочетались с комфортными условиями энергетического сотрудничества с Россией. Однако такое положение дел не могло продолжаться бесконечно и при «выборе» стратегического партнерства в Украине разразился полномасштабный политический и социально- экономический кризис.

В 2014 году Кабинет Министров Украины объявил о прекращении председательства в СНГ и было высказано желание покинуть Содружество. Данная позиция была осуждена МИД Белоруссии и Казахстана, которые выпустили заявлениями в связи с ситуацией на Украине и осудили «однобокое» толкование принципов международного права и пообещали помочь Украине и России вернуться к «братским и добрососедским» отношениям.

По состоянию на апрель 2016 года представители Украины принимают участия в некоторых мероприятиях проводимых Содружеством, но руководство государства, под неустанным воздействием со стороны США, направило свою деятельность, во-первых, на интеграцию Украины с Европейским Союзом, во-вторых, на формирование условий для вступления в НАТО, в-третьих, на конфронтацию с Российской Федерацией, подрыв политической и социально-экономической стабильности в России, а также ослабление её оборонного потенциала.

Как отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации позиция Запада, направленная на противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов. Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта. Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально- экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России[1].

Поэтому в современных условиях становится необходимым всестороннее изучение и определенное переосмысление состояния правового регулирование в сфере защиты и охраны государственной границы на Украине.

Как следует из Конституции Украины, Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство, суверенитет распространяется на всю ее территорию, которая в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна.

Территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально - экономического развития регионов, с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций[2].

В соответствии с Конституцией Украины носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, который осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства, делом всего украинского народа.

Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами. Никто не может узурпировать государственную власть.

Оборона Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и  неприкосновенности возлагаются на Вооруженных Сил Украины (далее ВС Украины) [2].

Обеспечение государственной безопасности и защита государственной границы Украины[3] возлагаются на соответствующие воинские формирования и правоохранительные органы государства, организация и порядок деятельности которых определяются законом.

ВС Украины и иные воинские формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан либо с целью свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности. Государство обеспечивает социальную защиту граждан Украины, находящихся на службе в ВС Украины и в иных воинских формированиях, а также членов их семей.

На территории Украины запрещается создание и функционирование, каких - либо вооруженных формирований, не предусмотренных законом и не допускается размещение иностранных военных баз.

Создание и деятельность политических партий и общественных организаций,  программные цели или

действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательства, на права и свободы человека, здоровье населения, запрещаются. Политические партии и общественные организации не могут иметь военизированных формирований. Также не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях[2]. Запрещение деятельности объединений граждан осуществляется только в судебном порядке.

Защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов являются обязанностью граждан Украины. Граждане несут военную службу в соответствии с законом.

Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины (далее Парламент Украины). Очередные сессии Парламента Украины начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года. Внеочередные сессии Верховной Рады Украины, с указанием повестки дня, созываются Председателем Парламента Украины по требованию Президента Украины или по требованию не менее трети народных депутатов Украины от конституционного состава Парламента Украины.

В случае объявления указа Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях Верховная Рада Украины собирается на заседание в двухдневный срок без созыва.

В случае окончания срока полномочий Парламента Украины во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного или чрезвычайного состояния.

Как следует из Конституции Украины к полномочиям Парламента Украины в относится: объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, одобрение решения Президента Украины об использовании ВС Украины и других воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины; назначение на должность и освобождение от должности по представлению Президента Украины Председателя Службы безопасности Украины (далее СБУ); утверждение общей структуры, численности, определение функций СБУ, ВС Украины, других образованных соответственно законам Украины военных формирований, а также Министерства внутренних дел Украины (далее МВД Украины); осуществляет общее руководство в сферах национальной безопасности и обороны Украины.

Исключительно законами в Украине определяются территориальное устройство Украины, основы национальной безопасности, организации ВС Украины и обеспечения общественного порядка, правовой режим государственной границы, правовой режим военного и чрезвычайного положения, зон чрезвычайной экологической ситуации.

Президент Украины как глава государства выступает от имени государства, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства; вносит в Верховную Раду Украины представления о назначении на должность и освобождении от должности Председателя СБУ; является Верховным Главнокомандующим ВС Украины; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование ВС Украины, иных воинских формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства; возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины (далее Совет НБО Украины); вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и в случае вооруженной агрессии против Украины принимает решение об использовании ВС Украины и других образованных соответственно законам Украины военных формирований; принимает в соответствии с законом решение о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине либо в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины[2].

Совет НБО Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны, с учетом изменений в геополитической обстановке вносит Президенту Украины предложения об уточнении Стратегии национальной безопасности  Украины и Военной доктрины Украины.

В соответствии с Законом Украины от 5 марта 1998 года №183/98-ВР «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» функциями Совет НБО являются: внесение предложений Президенту Украины по реализации основ внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности и обороны; координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в мирное время; координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в условиях военного или чрезвычайного положения и в случае возникновения кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины.

Председателем Совета НБО Украины является Президент Украины, который формирует его персональный состав. В состав Совет НБО Украины по должности входят премьер-министр Украины, министр обороны Украины, председатель СБУ, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины.

В заседаниях Совет НБО Украины может принимать участие Председатель Верховной Рады Украины. Решения Совет НБО Украины вводятся в действие указами Президента Украины, а его компетенция и функции определяются законом. Функциями Совет НБО Украины является: внесение предложений Президенту Украины по реализации основ внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности и обороны; координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в мирное время; координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в условиях военного или чрезвычайного положения и в случае возникновения кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины. В соответствии с функциями Совет НБО Украины:

1.   Разрабатывает и рассматривает на своих заседаниях вопросы, которые в соответствии с Конституцией и законами Украины, Концепцией (основами государственной политики) национальной безопасности Украины, Военной доктриной Украины относятся к сфере национальной безопасности и обороны, и представляет предложения Президенту Украины по:

-       определению стратегических национальных интересов Украины, концептуальных подходов и направлений обеспечения национальной безопасности и обороны в политической, экономической, социальной, военной, научно-технологической, экологической, информационной и иных сферах;

-   проектам государственных программ, доктрин, законов Украины, указов Президента Украины, директив Верховного Главнокомандующего ВС Украины, международных договоров, иных нормативных актов и документов по вопросам национальной безопасности и обороны;

-      совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности и организации обороны, образовании, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти в этой сфере;

-    проекту Закона Украины о Государственном бюджете Украины по статьям, связанным с обеспечением национальной безопасности и обороны Украины;

-   материальному, финансовому, кадровому, организационному и иному обеспечению выполнения мер по вопросам национальной безопасности и обороны;

-          мерам      политического,      экономического,      социального,          военного,      научно-технологического, экологического, информационного и иного характера в соответствии с масштабом потенциальных и реальных угроз национальным интересам Украины;

-      поручениям, связанным с изучением конкретных вопросов и осуществлением соответствующих исследований в сфере национальной безопасности и обороны, органам исполнительной власти и научным учреждениям Украины;

-    привлечению контрольных, инспекционных и наблюдательных органов, функционирующих в системе исполнительной власти, для осуществления контроля за своевременностью и качеством исполнения принятых Советом национальной безопасности и обороны Украины решений, введенных в действие указами Президента Украины.

2.       Осуществляет текущий контроль за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны, представляет Президенту Украины соответствующие заключения и предложения[4].

Реализуя полномочия в сфере защиты и охраны государственной границы Кабинет Министров Украины обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины; осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью; принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Законом Украины от 19 июня 2003 года № 964-IV «Об основах национальной безопасности Украины» объектами национальной безопасности являются государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность[5].

Основным принципом обеспечения национальной безопасности является четкое разграничение полномочий и взаимодействие органов государственной власти в обеспечении национальной безопасности. Субъектами обеспечения национальной безопасности являются: Президент Украины; Верховная Рада Украины; Кабинет Министров Украины; Совет НБО Украины; министерства и другие центральные органы исполнительной власти; Национальный банк Украины; суды общей юрисдикции; прокуратура Украины; местные государственные администрации и органы местного самоуправления; ВС Украины, СБУ Украины, Служба внешней разведки Украины (далее СВР Украины), Государственная пограничная служба Украины (далее ГПС Украины) и иные воинские формирования, образованные в соответствии с законами Украины; граждане Украины, объединения граждан.

Приоритетами национальных интересов Украины[5] являются защита государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ, недопущение вмешательства во внутренние дела Украины. На современном этапе основными реальными и потенциальными угрозами национальной безопасности Украины, стабильности в обществе являются посягательства на государственный суверенитет Украины и ее территориальную целостность, территориальные претензии со стороны других государств; в сфере государственной безопасности разведывательно-подрывная деятельность иностранных специальных служб; угроза посягательств со стороны отдельных групп и лиц на государственный суверенитет, территориальную целостность, экономический, научно-технический и оборонный потенциал Украины, права и свободы граждан; в военной сфере и сфере безопасности государственной границы Украины незавершенность договорно-правового оформления и недостаточное обустройство государственной границы Украины[5].

По мнению руководства Украины, деятельность всех государственных органов должна быть сосредоточена на прогнозировании, своевременном выявлении, предупреждении и нейтрализации внешних и внутренних угроз национальной безопасности, защите суверенитета и территориальной целостности Украины, безопасности ее пограничного пространства, подъеме экономики страны, обеспечении личной безопасности, конституционных прав и свобод человека и гражданина, искоренении преступности, совершенствовании системы государственной власти, укреплении законности и правопорядка, сохранении социально-политической стабильности общества, укреплении позиций Украины в мире, поддержании на надлежащем уровне ее оборонного потенциала и обороноспособности, радикальном улучшении экологической ситуации.

Основными направлениями государственной политики по вопросам национальной безопасности Украины являются: предупреждения вмешательства во внутренние дела Украины и предотвращения посягательств на ее государственный суверенитет и территориальную целостность со стороны других государств; обеспечения полноправного участия Украины в общеевропейской и региональных системах коллективной безопасности, приобретения членства в Европейском Союзе при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией, другими странами Содружества Независимых Государств, а также с другими государствами мира; в военной сфере и сфере безопасности государственной границы Украины: ускорение процесса делимитации и демаркации границ Украины; борьба с организованными преступными группировками, в том числе международными, которые пытаются действовать через государственную границу Украины, в пунктах пропуска и исключительной (морской) экономической зоне Украины.

Верховная Рада Украины в пределах полномочий, определенных  Конституцией Украины,  определяет основы внутренней и внешней политики, основы национальной безопасности, формирует законодательную базу в этой сфере, одобряет решения по вопросам введения чрезвычайного и военного положения, мобилизации, определения общей структуры, численности, функций ВС Украины и иных воинских формирований, созданных в соответствии с законами Украины.

Как субъекты обеспечения национальной безопасности Украины в сфере защиты и охраны государственной границы:

-    Национальный банк Украины в соответствии с основными принципами денежно-кредитной политики определяет и проводит денежно-кредитную политику;

-    министерства, другие центральные органы исполнительной власти, СБУ и СВР Украины в пределах своих полномочий обеспечивают выполнение предусмотренных Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины задач, осуществляют реализацию концепций, программ в сфере национальной безопасности, поддерживают в состоянии готовности к применению силы и средства обеспечения национальной безопасности;

-    местные государственные администрации и органы местного самоуправления обеспечивают решение вопросов в сфере национальной безопасности, отнесенных законодательством к их компетенции;

-       военная  организация  государства  обеспечивает  оборону  Украины,  защиту  ее   суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ; противодействует внешним угрозам военного характера;

-       правоохранительные органы ведут борьбу с преступностью и противодействуют терроризму, обеспечивают защиту и спасение населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характеров;

-    суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство в делах о преступлениях, наносящих вред национальной безопасности Украины;

-     прокуратура Украины осуществляет полномочия в сфере национальной безопасности Украины в соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины «О прокуратуре Украины»;

-    граждане Украины через участие в выборах, референдумах и через другие формы непосредственной

демократии, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые они избирают, реализуют национальные интересы, добровольно и в порядке исполнения конституционных обязанностей осуществляют меры, определенные законодательством Украины по обеспечению ее национальной безопасности; как непосредственно, так и через объединения граждан привлекают внимание общественных и государственных институтов к опасным явлениям и процессам в разных сферах жизнедеятельности страны; законным способом и законными средствами защищают собственные права и интересы, а также собственную безопасность[5].

Основными функциями субъектов обеспечения национальной безопасности являются: разработка и периодическое уточнение Стратегии национальной безопасности Украины и Военной доктрины Украины, доктрин, концепций, стратегий и программ в сфере национальной безопасности, планирования и осуществления конкретных мер по противодействию и нейтрализации угроз национальным интересам Украины; создание нормативно-правовой базы, необходимой для эффективного функционирования системы национальной безопасности.

Как субъект обеспечения национальной безопасности СБУ в соответствии с Законом Украины от 25 марта 1992 года № 2229-XII «О Службе безопасности Украины» является государственным правоохранительным органом специального назначения, обеспечивающим государственную безопасность Украины и подчинённым Президенту Украины. На СБУ возлагается в пределах определенной законодательством компетенции защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц, а также обеспечение охраны государственной тайны.

При выполнении возложенных на нее задач СБУ взаимодействует с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, оказывающими содействие. Граждане Украины и их объединения, другие лица содействуют законной деятельности СБУ на добровольных началах.

СБУ в соответствии со своими основными задачами в сфере защиты и охраны государственной границы обязана: обеспечивать защиту государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности Украины от противоправных посягательств со стороны отдельных лиц и их объединений; содействовать ГПС Украины в охране государственной границы Украины; выполнять по поручению Верховного Совета Украины или Президента Украины иные задачи, непосредственно направленные на обеспечение внутренней и внешней безопасности государства.

СБУ, ее органам и сотрудникам для исполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий СБУ, проверять в связи с этим документы, удостоверяющие их личность, а также производить досмотр лиц, их вещей и транспортных средств, если имеется угроза бегства подозреваемого или уничтожения либо сокрытия вещественных доказательств преступной деятельности; представлять органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности обязательные к рассмотрению предложения по вопросам национальной безопасности, в том числе по обеспечению охраны государственной тайны; получать на письменный запрос руководителя соответствующего органа СБУ от министерств, государственных комитетов, других ведомств, предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, граждан и их объединений данные и сведения, необходимые для обеспечения государственной безопасности Украины, а также пользоваться с этой целью служебной документацией и отчетностью. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О банках и банковской деятельности". Получение от Центрального депозитария ценных бумаг, Национального банка Украины и депозитарных учреждений информации, содержащейся в системе депозитарного учета ценных бумаг, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О депозитарной системе Украины; входить в порядке, согласованном с администрацией предприятий, учреждений и организаций и командованием воинских частей, на их территорию и в служебные помещения; составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесенных законом к компетенции СБУ, производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять иные предусмотренные законом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; использовать с последующим возмещением расходов и убытков транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, воинским частям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и организаций, транспортных средств специального назначения), для проезда к месту события, пресечения преступлений, преследования и задержания лиц, подозреваемых в их совершении, доставки в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи; исключительно при непосредственном пресечении преступлений, расследование которых отнесено законодательством к компетенции СБУ, преследовании лиц, подозреваемых в их совершении, входить в жилые, служебные, производственные и другие помещения, на территории и земельные участки и осматривать их в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины; проводить гласные и негласные оперативные мероприятия в порядке, определенном Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности"; осуществлять сотрудничество с гражданами Украины и другими лицами, в том числе на договорных началах, соблюдая при этом условия добровольности и конфиденциальности этих отношений; пользоваться на договорных началах служебными помещениями предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилыми и другими помещениями граждан; направлять военнослужащих СБУ для работы на штатных должностях в других учреждениях,  предприятиях  и  организациях  на  время  выполнения  конкретных  заданий  в  интересах контрразведки, борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью; в отдельных случаях в порядке, определенном коллегией СБУ, допускается направление на работу таких военнослужащих в учреждения, предприятия и организации по инициативе их руководителей; в интересах контрразведки и оперативно-розыскной деятельности создавать информационные системы и вести оперативный учет в объеме и порядке, определяемых задачами, возложенными на СБУ; морально и материально поощрять сотрудников СБУ и других лиц за заслуги по обеспечению государственной безопасности; представлять их в установленном порядке к государственным наградам; вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта независимо от наличия мест и поселяться в гостиницах по предъявлении удостоверения о командировке; бесплатного проезда всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), железнодорожного и водного транспорта пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов, а также попутным транспортом; выдавать при наличии опасности для жизни и здоровья защищаемым лицам в соответствии с действующим законодательством оружие, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности[6].

При проведении мероприятий по борьбе с терроризмом и финансированием террористической деятельности СБУ, ее органы и сотрудники имеют также право: получать в установленном законом порядке по письменному требованию руководителя органа или оперативного подразделения СБУ от органов доходов и сборов, финансовых и других учреждений, предприятий, организаций (независимо от формы собственности) информацию и документы об операциях, состоянии счетов и движении средств на них за конкретный промежуток времени (с расшифровкой сумм, даты назначения и контрагента платежа), вкладах, внутри- и внешнеэкономических сделках, а также заверенные копии документов, на основании которых был открыт счет конкретного юридического или физического лица. Получение от банков сведения, содержащего банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О банках и банковской деятельности". Документы и информация должны быть представлены незамедлительно, а если это невозможно - не позднее чем в течение 10 суток; привлекать в установленном законодательством порядке к проведению проверок, ревизий и экспертиз квалифицированных специалистов учреждений, организаций контрольных и финансовых органов; получать в установленном законодательством порядке по письменным запросам руководителя органа или оперативного подразделения СБУ информацию из автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, создаваемых Верховным Судом Украины, Генеральной прокуратурой Украины, Национальным банком Украины, Антимонопольным комитетом Украины, Фондом государственного имущества Украины, министерствами, другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Украины; подавать по материалам оперативно-розыскной деятельности в суд заявления об отмене регистрации и прекращении деятельности субъектов предпринимательства, а также при наличии оснований, предусмотренных законом, подавать в суд иски о признании недействительными сделок в порядке, установленном законодательством Украины; входить по письменному распоряжению руководителя органа или оперативного подразделения СБУ по служебным удостоверениям на территорию, в помещения, склады и хранилища предприятий, организаций и учреждений (кроме иностранных дипломатических представительств) независимо от формы собственности, на пункты пропуска через государственную границу и таможен, а также в производственные помещения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью; по постановлению следователя и с санкции соответствующего прокурора по надзору за соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности, а в безотлагательных случаях - с последующим уведомлением прокурора в течение суток в случае угрозы уничтожения, сокрытия или утраты предметов или документов, которые могут быть использованы в раскрытии и расследовании преступной деятельности, на срок до 10 суток опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) либо другие хранилища, брать их под охрану, а также изымать предметы и документы в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины; инициировать в соответствии с законом вопрос наложения на неопределенный срок ареста на активы, связанные с финансированием терроризма и касающиеся финансовых операций, остановленных в соответствии с решением, принятым на основании резолюций Совета Безопасности ООН, снятия ареста с таких активов и предоставления доступа к ним по обращению лица, которое может документально подтвердить потребности в покрытии основных и чрезвычайных расходов [6].

Постоянный контроль за деятельностью СБУ,  соблюдением ею законодательства осуществляется Президентом Украины, Верховной Радой Украины и уполномоченными государственными органами. СБУ регулярно информирует Президента Украины, членов Совета национальной безопасности Украины и должностных лиц, специально назначенных Президентом Украины, по основным вопросам своей деятельности, о случаях нарушения законодательства, а также по их требованию представляет иные необходимые сведения.

Председатель СБУ ежегодно представляет Президенту Украины письменный отчет о деятельности СБУ, который направляется в Верховную Раду Украины.

Специально  назначенные  Президентом  Украины  должностные  лица  осуществляют  контроль  за соблюдением конституционных прав граждан и законодательства в оперативно-розыскной деятельности и деятельности в сфере охраны государственной тайны органов и подразделений СБУ, а также контроль за соответствием изданных СБУ положений, приказов, распоряжений, инструкций и указаний Конституции и законам Украины. Полномочия этих должностных лиц и правовые гарантии их деятельности определяются Положением, утверждаемым Президентом Украины.

Надзор за соблюдением законов подразделениями Службы безопасности Украины, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие, а также при исполнении судебных решений по уголовным делам и при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, осуществляется прокурором.

Как следует из Закона Украины от 4 ноября 1991 года №1777-XII «О государственной границе Украины» Украина, неуклонно проводит политику мира, выступает за укрепление безопасности народов Украины исходя из принципов нерушимости государственных границ, являющихся отражением территориальной целостности, политической и экономической независимости, суверенитета и единства Украины. Государственная граница Украины неприкосновенна. Любые нарушения ее решительно пресекаются[3]. Государственная граница Украины определяется Конституцией и законами Украины, а также международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Координация деятельности воинских формирований и правоохранительных органов государства по защите государственной границы осуществляется ГПС Украины.

Охрана государственной границы Украины является неотъемлемой составляющей общегосударственной системы защиты государственной границы и заключается в осуществлении ГПС Украины на суше, море, реках, озерах и других водоемах, а также ВС Украины в воздушном и подводном пространстве в соответствии с предоставленными им полномочиями мер с целью обеспечения неприкосновенности государственной границы Украины. Кабинет Министров Украины в пределах своих полномочий принимает меры по обеспечению защиты и охраны государственной границы и территории Украины.

Охрана государственной границы Украины на суше, море, реках, озерах и других водоемах возлагается на ГПС Украины, а в воздушном и подводном пространстве в пределах территориального моря - на ВС Украины, которые при выполнении задач по охране государственной границы Украины руководствуются законами Украины, иными нормативно-правовыми актами и международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

ГПС Украины в пределах установленных законодательством полномочий координирует деятельность государственных органов, осуществляющих разные виды контроля при пересечении государственной границы Украины или участвуют в обеспечении режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины.

Распоряжения специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам охраны государственной границы Украины по вопросам соблюдения режимов на государственной границе, изданные в пределах его компетенции, являются обязательными для государственных органов. В территориальном море и внутренних водах Украины органы ГПС Украины при выполнении возложенных на них задач относительно иностранных и украинских невоенных судов имеют право: предложить судну показать национальный флаг, если он не поднят, провести опрос о целях захода судна в воды Украины; предложить судну изменить курс, если он ведет в закрытый для плавания район; остановить судно - и произвести его осмотр, если оно не отвечает на сигнал опроса, находится в закрытом для плавания районе, нарушает иные правила захода в воды Украины, плавания и пребывания в них, а также занимается промысловой и иной деятельностью в нарушение законодательства Украины, международных договоров Украины. Осмотр судна включает проверку судовых и навигационных документов, документов членов экипажа и пассажиров, документов на грузы, а в необходимых случаях - и судовых помещений. После осмотра судна ему может быть разрешено продолжить плавание в водах Украины с соблюдением установленных правил, или предложено покинуть воды Украины, или оно может быть задержано в соответствии с действующим законодательством; помещать на судно в необходимых случаях пограничный наряд для сопровождения судна в порт или из порта до государственной границы Украины; снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление и подлежащих уголовной ответственности по законодательству Украины, передавать этих лиц органам досудебного расследования, если иное не предусмотрено международными договорами Украины; преследовать и задерживать в открытом море судно, зашедшее в территориальное море или во внутренние воды и порты Украины с нарушением установленных правил или судно, нарушившее законы либо правила плавания и пребывания в водах Украины, до захода его в территориальное море своей страны или третьего государства в случае, если преследование начато в территориальном море или внутренних водах Украины и велось непрерывно[3].

Государственные органы, общественные организации, должностные лица обязаны оказывать всемерную помощь ГПС Украины в охране государственной границы Украины, содействуют органам ГПС Украины в привлечении граждан Украины на добровольных началах к охране государственной границы Украины и обязаны соблюдать режим государственной границы Украины, выполнять требования пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины. Охрана государственной границы Украины осуществляется при активном участии граждан Украины. Гражданам Украины, принимающим участие в охране государственной границы Украины, государство гарантирует защиту жизни и здоровья от преступных посягательств, порядок их участия в охране государственной границы и их социальная защита определяются соответствующими актами законодательства.

В мае 2015 года Совет НБО Украины подготовил решение «О стратегии национальной безопасности Украины» в котором безосновательно в качестве основной угрозы национальной безопасности Украины определены якобы агрессивные действия Российской Федерации [12]. Основными целями Стратегии национальной безопасности Украины (далее Стратегия Украины) определены минимизация угроз государственному суверенитету и создание условий для восстановления территориальной целостности Украины в рамках международно-признанной государственной границы Украины, гарантия мирного будущего Украины как суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства; утверждение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение нового качества экономического, социального и гуманитарного развития, обеспечение интеграции Украины с Европейским Союзом и формирование условий для вступления в НАТО. Для реализации положений данной Стратегии Украины предполагается реформирование органов сектора безопасности и обороны Украины; разработка стратегических документов по вопросам реформирования Вооруженных Сил Украины, других созданных в соответствии с законами Украины воинских формирований и правоохранительных органов страны; утверждение новой редакции Морской доктрины Украины; совершенствование законодательства в сфере безопасности и обороны; разработка с учетом замечаний НАТО концептуальных документов в сфере национальной безопасности и обороны [7].

Основными направлениями и задачами государственной политики в сфере национальной безопасности Украины определены:

-    комплексное совершенствование законодательства по вопросам национальной безопасности и обороны Украины, в частности, принятие Закона Украины о внесении изменений к Закону Украины «Об основах национальной безопасности» (новая редакция), который определит механизмы управления в сфере национальной безопасности и обороны, нормализирует структуру и состав сектора безопасности и обороны, систему управления, координации и взаимодействия его органов;

-     введение интегрированной системы образования, боевой и специальной подготовки персонала для органов сектора безопасности и обороны с привлечением преподавателей, инструкторов и стран-членов НАТО, ЕС, формирование новой культуры безопасности;

-    совершенствование бюджетной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороны Украины путем поэтапного  увеличения соотношения бюджетных расходов органов сектора  безопасности  и обороны на развитие, боевую подготовку и оперативную деятельность в соответствии с практикой стран-членов НАТО;

-   углубление оборонно-промышленного и военно-технического сотрудничества с другими государствами, прежде всего государствами - членами НАТО, ЕС, достижение полной независимости от России в вопросах производства вооружений и военной техники;

-     развитие Сил специальных операций Вооруженных Сил Украины в соответствии с доктринами и стандартами НАТО;

-    совершенствование и развитие на современной технологической базе в соответствии со стандартами НАТО системы управления, защищенных телекоммуникаций, разведки, радиоэлектронной борьбы, получения оперативного доступа к данным аэрокосмической разведки;

-      обеспечение максимальной совместимости Вооруженных Сил Украины с вооруженными силами государств - членов НАТО путем внедрения стандартов Североатлантического альянса;

-    содействии быстрому и эффективному обмену информацией с государствами - членами НАТО, ЕС на основе взаимного доверия;

-   взаимодействие разведывательных органов с партнерскими спецслужбами государств - членов НАТО, в частности принимая конкретные меры для построения взаимного доверия;

-   особое партнерство с НАТО [7].

Таким образом, приоритетной задачей действующей власти в Украине является достижение полной совместимости в сфере защиты и охраны государственной границы с соответствующими структурами государств

-    членов ЕС и НАТО, который должен обеспечить возможность получения в будущем членства Украины в Североатлантическом альянсе. Особенностью нормативного правового регулирования в сфере защиты и охраны государственной границы Украины является внесение изменений в законодательство государства с учетом замечаний Европейского Союза и НАТО, определение основных участников, их полномочий и порядок взаимодействия в указанной сфере, при этом важное значение в данной сфере общественных отношений имеет деятельность Президента Украины. Защита государственной границы Украины является неотъемлемой частью общегосударственной системы обеспечения национальной безопасности, охрана государственной границы Украины является неотъемлемой составляющей общегосударственной системы защиты государственной границы и заключается в осуществлении Государственной пограничной службой Украины на суше, море, реках, озерах и других водоемах, а также Вооруженными Силами Украины в воздушном и подводном пространстве в соответствии с предоставленными им полномочиями мер с целью обеспечения неприкосновенности государственной границы Украины.

Реализация рассмотренных положений Стратегии Украины направлено на вступление Украины в НАТО и представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также странам участникам ЕАЭС и СНГ в сфере защиты и охраны государственной границы.

 

Список литературы

1.     О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Рос. газ. 2016. 13 января.

2.     Конституция Украины от 28 июня 1996 года №254к/96-ВР [Электронный ресурс] : (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.08. 2015).

3.     О государственной границе Украины [Электронный ресурс] : Закон Украины от 4 ноября 1991 года №1777- XII (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.08. 2015).

4.     О Совете национальной безопасности и обороны Украины [Электронный ресурс] : Закон Украины от 5 марта 1998 года №183/98-ВР (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.08. 2015).

5.     Об основах национальной безопасности Украины [Электронный ресурс] : Закон Украины от 19 июня 2003 года №964-IV (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.08. 2015).

6.     О Службе безопасности Украины [Электронный ресурс] : Закон Украины от 25 марта 1992 года №2229- XII, (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.08. 2015).

7.     О Стратегии национальной безопасности Украины [Электронный ресурс] : Указ Президента Украины от 26 мая 2015 года № 287/2015 (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 14.04. 2016).

8.     Кудинов В.В. Актуальные проблемы правового регулирования охраны государственной границы в условиях единого экономического пространства: опыт Евразийского экономического союза и Европейского Союза // «Единый всероссийский научный вестник» №2 февраль 2016 Всероссийское научное содружество (ВНС) Часть 2. С 163-168.

9.     Кудинов В.В. Правовые аспекты участия органов государственной власти в реализации пограничной политики в условиях Таможенного Союза и Содружества Независимых Государств.// Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 1. С. 55-60.

10. Кудинов В.В. Защита и охрана государственной границы: проблемы конституционно-правового регулирования (опыт России и государств-членов Евразийского экономического союза) // Проблемы права № 6 (54) /2015 С. 99-106.

11. Редкоус В.М. Историко-правовые аспекты формирования современного административного законодательства в области обеспечения национальной безопасности (опыт России и стран - участниц СНГ) // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3. С. 150-153.

12. Агрессивные действия со стороны России, которые для истощения украинской экономики и подрыва общественно-политической стабильности с целью уничтожения государства Украина и захвата ее территории, а именно: военная агрессия, участие регулярных войск, советчиков, инструкторов и наемников в боевых действиях на территории Украины; разведывательно-подрывная и диверсионная деятельность, действия, направленные на разжигание межэтнической, межконфессиональной, социальной вражды и ненависти, сепаратизма и терроризма, создание и всесторонняя поддержка, а именно военная, марионеточных квазигосударственных образований на временно оккупированной территории части Донецкой и Луганской  областей; временная оккупация территории Автономной  Республики Крым и города Севастополя и последующие действия по дестабилизации обстановки в Балтийско-Черноморско- Каспийском регионе; увеличение военных формирований около границ Украины и на временно оккупированной территории Украины, в том числе размещение на полуострове Крым тактического ядерного вооружения; блокирование усилий Украины по противодействию монополизации стратегических отраслей национальной экономики российским капиталом, что касается снятия зависимости от монопольных поставок критического сырья, а именно энергетических ресурсов; торгово-экономическая война; информационно-психологическая война, принижение украинского языка и культуры, перевирание украинской истории, формирование российскими средствами массовой коммуникации альтернативной по отношению к действительности, искаженной информационной картины мира. . См.: О Стратегии национальной безопасности Украины [Электронный ресурс] : Указ Президента Украины от 26 мая 2015 года № 287/2015 (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 14.04. 2016).