Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

В рамках отраслей публичного права реализуется деятельность властных субъектов и их органов власти, а также иных субъектов права с целью обеспечения общегосударственного интереса. Особое место в отношениях публично – властного характера занимают публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации  и муниципальные образования) и их органы (органы государственной власти и органы местного самоуправления). Наше внимание привлекли органы государственной власти субъектов Российской Федерации, активно участвующие в межрегиональном сотрудничестве.

Так,  К.Ю.  Кудин  определяет  межрегиональное  сотрудничество  как  взаимодействие  регионов  с международными партнерами (государствами, их регионами, местными властями иностранных государств, международными организациями, иностранными юридическими и физическими лицами) по торгово – экономическим, научно  – техническим, экологическим, культурным  и гуманитарным направлениям[11, c.4]. Аналогично раскрывают понятие межрегионального сотрудничества И.М. Бусыгина и Е.Л. Верещагина[2, c.1], называя его международным взаимодействием отдельных регионов европейских стран в рамках специальных организаций. По мнению автора, взаимодействие регионов преследует цель усиления субнационального уровня власти, расширения полномочий региональных властей и реализации совместных проектов. Вместе с тем, Т.Ю. Акулов в международных торговых, информационных и культурных обменах российских регионов видит перспективу развития всего государства[1, c. 221]. Л.В. Воробьева также отмечает необходимость функционирования межрегионального сотрудничества в процессе реализации внешнеэкономических связей[3].

Несколько ограниченно определяет сотрудничество субъектов Российской Федерации на международном уровне И.Р. Насыров, относя его к компетенции правительств регионов (как субнациональных административно – территориальных единиц второго уровня)[13]. Однако, следует заметить, что на практике международное сотрудничество субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках ассоциаций (организаций), включающих в свой состав органы законодательной и/или исполнительной власти (Президиум и Бюро Ассамблеи Европейских регионов состоят, в том числе, из президентов регионов – участников; в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы представителями субъектов Российской Федерации выступают как высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, так и законодательные (представительные) органы государственной власти).

Ряд других специалистов рассматривает межрегиональное взаимодействие в рамках приграничного сотрудничества[8;12], понимаемого как осуществление международных и внешнеэкономических межрегиональных связей в рамках предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[10;14]. Иные авторы говорят о межрегиональном сотрудничестве в контексте трансграничных отношений[5; 7] в Российской Федерации. Через призму развития экономического положения субъектов Российской Федерации раскрывает межрегиональное сотрудничество Ю.А. Демьяненко, понимая под ним установление экономических отношений между самими регионами Российской Федерации, а также с иностранными государствами, их административно – территориальными делениями, международными организациями.

Однако вышеперечисленные авторы раскрывают межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации с точки зрения их международных и внешнеэкономических связей, что, на наш взгляд, не должно умалять значение внутрифедеративных отношений субъектов Российской Федерации. Так, например, К.Ю.Кудин рассматривает межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации в контексте участия их в международных связях и во внутрифедеративных отношениях, направленное на разрешение проблем внешнеполитического, экономического, социального, гуманитарного характера и др.[11]

«Горизонтальное» сотрудничество субъектов Российской Федерации не имеет своей специфической терминологии, для его обозначения в научной литературе используется тот же блок терминов, что и при наименовании внешних связей регионов Российской Федерации. Так, например, Н.М. Гарумов отождествляет понятия «межрегиональные связи» и «межсубъектные отношения» во внутрифедеральном пространстве, называя их одной из главных составляющих развития российского государства[4]. Аналогично рассматривается «межрегиональное сотрудничество», как внутрифедеральное явление и в социологической науке[16;19]. Так, О.О. Шибаева говорит о необходимости межрегионального сотрудничества, а именно в форме ассоциации социально – экономического взаимодействия[19, c.55].

В экономической науке межрегиональное сотрудничество раскрывается как одно из наиболее перспективных направлений региональной политики, обеспечивающей устойчивое и эффективное социально- экономическое развитие региона на основе долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений с другими территориальными образованиями[6]. Так, Д.А. Колесниченко придает немаловажное значение межрегиональной интеграции субъектов Российской Федерации, которая, на взгляд автора, способствует достижению более высокого уровня реализации региональных целей субъектами Российской Федерации совместно, чем «при автаркическом развитии»[9, c.16]. Аналогично И.М. Рукина определяет межрегиональное сотрудничество в контексте экономического взаимодействия[15], рабочим процессом которого, по мнению И.В. Томорадзе, является разработка и подписание соглашений [17].

Межрегиональное сотрудничество исследуется рядом наук, что, несомненно, говорит о комплексном характере данного института. Однако в большей степени исследованием и координацией деятельности субъектов Российской Федерации, а также их органов государственной власти, в том числе, при осуществлении сотрудничества, занимаются правовые науки, в частности, наука конституционного права.

В работах, посвященные межрегиональному связям субъектов Российской Федерации, сотрудничеству субъектов Российской Федерации и их органов государственной власти придается немаловажное значение в процессе развития Российского государства[18; 20, c.6]. Сотрудничество субъектов Российской Федерации называют условием достижения успеха в решении, в том числе, социально-экономических проблем, задач в сфере безопасности государства, защиты прав и интересов личности, главным инструментом (средством достижения) которого выступает договор.

Таким образом, межрегиональное сотрудничество органов государственной власти субъектов Российской Федерации – это основанное на институте разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации двустороннее или многостороннее взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализуемое, как в договорных, так и  во внедоговорных формах  в целях  решения вопросов, представляющих совместный интерес для субъектов Российской Федерации и (или) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере осуществления ими публично – значимых функций.

 

Список литературы

1.     Акулов Т.Ю. Формирование модели участия субъекта Российской Федерации в реализации внешней политики страны (на примере Республики Татарстан)// «Ученые записки Казанского университета». Серия: гуманитарные науки. 2010. № 3-2. Том 152. С. 220 – 228.

2.     Бусыгина И.М., Верещагина Е.Л. Европейские организации межрегионального сотрудничества: лоббирование интересов через институты ЕС// «Вестник МГИМО университета». 2010. № 2. С. 1 - 12

3.     Воробьева Л.В. Межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации с зарубежными странами как одна из важнейших составляющих внешнеэкономической деятельности регионов. М.: «Научная книга». 2006. 127 с.

4.     Гарумов Н.М. Межрегиональные связи как фактор укрепления Российской государственности: на примере Республики Дагестан. Автореф. дис. … канд.полит.наук. Москва. 2005. 28 с.

5.     Давидов Д.М. Приграничное и трансграничное сотрудничество как фактор развития эксклавного региона России// «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта». 2008. № 6. С. 72 – 77

6.     Джамалудинова М.Ю. Обоснование приоритетов и основных направлений межрегионального сотрудничества Европейского Севера // «Экономические науки». 2012. № 1. С. 78-81.

7.     Зыков А.А. Институционализация трансграничных связей// «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке». 2009. № 4. С. 42 – 48;

8.     Кныш С.В. Государственная политика приграничного сотрудничества России в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве.: Автореф.дис. … канд.полит.наук. Москва, 2012. 27 с.

9.     Колесниченко Д.А. Усиление межрегионального сотрудничества в условиях реализации социально – экономической политики поляризованного развития.: Автореф.дис. … канд. экон. наук. Тамбов. 2010. 24 с.

10. Колпакова Т.П. Конституционно-договорные основы международных и внешнеэкономических связей Республики Татарстан // «Под покровительством Меркурия. Внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан». Казань. 2000. С. 12 – 33.

11. Кудин К.Ю. Межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации: история, современное состояние и перспективы. Автореф. дис. … канд. полит. наук. Москва. 2012. 24 с.

12. Кузьминых А.П. Политика приграничного сотрудничества как способ реализации национальных интересов Российской Федерации: на примере Читинской области: Автореф. дис. … канд.полит.наук. Чита. 2007. 25 с.

13. Насыров И.Р. Полномочия регионов в международной сфере и политическая практика внешних связей // «Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: гуманитарные науки». 2008. № 7. Том 150. С. 80 – 94.

14. Никитенко Н.С. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации как предмет конституционно-правового регулирования // «Вестник ДВЮИ МВД России». 2002. № 2 (3). С. 37- 44.

15. Рукина И.М. Регионы России: развитие экономических связей процессов интеграции в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Альфа-Доминанта, 2003. С. 29–30.

16. Серебрякова С.В. Модели социально – экономического межрегионального взаимодействия. Автореф. дис. … канд.соц.наук. Москва. 2009. 25 с.

17. Томорадзе И.В. Процессный подход к управлению межрегиональным сотрудничеством административных территорий. Дис. … канд. экон. наук. Москва. 2000. 173 с.

18. Цалиев А.М. Расширение роли субъектов Российской Федерации в государственной политике // «Юридические исследования». 2013. № 3. С. 21-94.

19. Шибаева О.О. Развитие кооперации регионов в современной России. // «Государственное управление». Электронный Вестник. Апрель 2014. № 43. С. 55 – 67.

20. Шилин Г.В. Координация как функция в деятельности администрации субъекта Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск. 2002. С. 24.