Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ИНЫХ СУБЪЕКТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ СОБСТВЕННОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ОХРАНЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.

В условиях проведения экономических и политических преобразований, совершенствования рыночных отношений в России активно формируется, функционируют различные организационные структуры с подконтрольным пакетом государственных активов. На данных предприятиях сосредоточено большое количество материальных ценностей, также там имеются производства, где производится продукция имеющая гриф «для секретного пользования». Возникает необходимость обеспечить сохранность государственного имущества и «секретов», а также нормальное режимное функционирование объектов, где указанное имущество находиться и храниться.

Продолжает расти класс собственников, появляется значительное количество состоятельных граждан, которые в первую очередь заинтересованы в обеспечении сохранности своего имущества. Также в связи с возникающей террористической угрозой, проблема обеспечения безопасности объектов и сохранности имущества различных форм собственности обосновано вызывает обеспокоенность, как государства, так и большей части социума.

Существует деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер [2].

В этой ситуации возникает острая потребность в эффективном функционировании государственной и иной системы [16,с.146-153.] обеспечения сохранности собственности и оказания альтернативных охранных услуг. Государство в лице определенных субъектов организует охрану государственных объектов, государственного имущества от противоправных посягательств как внутри самой системы, так и от внешних негативных проявлений. Также заинтересованные лица в некоторых случаях вступают в договорные отношения с ведомственными охранными подразделениями или представителями негосударственных охранных структур. В результате между охранными структурами и их клиентами заключаются договоры, направленные на достижение сохранности объектов охраны.

Образуется целостная охранная система, состоящая из субъектов охраны, представители которых находятся как на службе государства, так и работают в различных частных охранных структурах. Между ними происходит постоянное взаимодействие по реализации своих охранных функций. Можно классифицировать органы, осуществляющие охрану собственности, в зависимости от конкретного содержания их деятельности. В этом случае следует разделить, во-первых, органы, выполняющие функции охраны собственности наряду с другими функциями, во-вторых, органы, созданные специально для охраны собственности [142, с.123.].

При обеспечении имущественной безопасности и объектов охраны необходимо взаимодействие субъектов ее обеспечения, основными из которых являются:

– подразделения полиции МВД России;

– подразделения ФСО России;

– подразделения ФСБ России;

– подразделения Минобороны России;

– подразделения МЧС России;

– подразделения войск национальной гвардии России;

– ведомственная охрана, образованная в структуре различных федеральных органов исполнительной власти;

– подразделения охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, в том числе частные охранные организации.

Административная деятельность органов внутренних дел в сфере обеспечения сохранности собственности, по мнению автора, представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по организации работы ее подразделений и практическому осуществлению административно-правовыми способами реализации предоставленных государственных полномочий в области сохранности различных форм собственности и защиты объектов охраны от преступных посягательств.

При организации взаимодействии органов внутренних дел, иных правоохранительных органов с заинтересованными структурами  помимо установленного правового закрепления в нормативных актах, сотрудничество по неурегулированным вопросам может, осуществляется путем согласования проводимых мер, в том числе на основе заключаемых соглашений. Представители ФОИВ и других органов вправе принимать участие в выработке соответствующих совместных решений, которые становятся обязательными для исполнения после их подписания руководителями указанных органов.

Органы внутренних дел могут привлекаться в проведении охранных мероприятий в обеспечении безопасности объектов государственной охраны или защите охраняемых объектов, куда они прибывают или где они пребывают. Данные мероприятия проходят во взаимодействии с подразделениями ФСО России.

Для реализации своих функций органы государственной охраны в целях осуществления государственной охраны имеют право привлекать силы и средства ТОВД для участия в подготовке и проведении специальных охранных мероприятий или защите охраняемых объектов.

В данном случае, государственная охрана – это деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер [2].

Содержание и порядок взаимодействия при этом определяются совместными нормативными правовыми актами и согласованными сторонами организационными документами. Органы внутренних дел при обеспечении сохранности собственности и объектов организуют взаимодействие и с подразделениями ФСБ России [5].

Деятельность осуществляется в следующих сферах: в оперативно-розыскной деятельности; в сфере обмена информацией; в сфере реализации миграционной политики; в сфере обеспечения национальной безопасности и других направлениях [1].

Полиция МВД России осуществляет взаимодействие с подразделениями Министерства обороны Российской Федерации [6]. ГИБДД МВД России предоставляет сведения о транспортных средствах, зарегистрированных за гражданами Российской Федерации и подлежащих учету в военных комиссариатах [15]. 

Также МВД России оказывает содействие в выявлении, пресечении, раскрытии преступлений и правонарушений имущественного характера на объектах подведомственных Минобороны России.

Полиция МВД  России осуществляет тесное взаимодействие по сохранности собственности      с подразделениями МЧС России в основном в вопросах:

-    межведомственного взаимодействия в сфере организации информирования населения в области безопасности жизнедеятельности;

-         совместная деятельность органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений [14] (к примеру, связанных с пожарами, установлению причин пожаров и повреждения, уничтожения различного имущества, материальных ценностей и т.д.);

-   в подготовке к чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий (подразделениями МВД России обеспечивается охрана общественного порядка, собственности и безопасность граждан, нормальное функционирование органов государственного управления и сохранности имущества объектов различного предназначения; организуется совместное проведение аварийно-спасательных работ; создаются необходимые условия для эффективной работы различных формирований (спасателей, медицинских работников, служб питания и иных служб жизнеобеспечения).

В вопросах формирования единых подходов при разработке технического задания на создание автоматизированной системы сбора, обобщения и анализа данных о состоянии комплексной безопасности объектов [19], в том числе и вопросах конструктивной целостности и тем самым сохранности имущества.

Органы внутренних дел осуществляют тесное взаимодействие по сохранности различных форм собственности и с подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии [8].

Росгвардия осуществляет следующие полномочия в сфере сохранности собственности:

ü     организует охрану важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст.9.п.12. Указа Президента РФ № 510-2016г.);

ü     организует охрану особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране  войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, объектов войск национальной гвардии, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам (ст.9.п.13. Указа Президента РФ № 510-2016г.);

ü     организует участие войск национальной гвардии в пределах их полномочий в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых ими объектов (ст.9.п.14. Указа Президента РФ № 510-2016г.);

ü     организует и осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (ст.9.п.20. Указа Президента РФ № 510-2016г.);

В соответствии со ст.9. ФЗ «О войсках национальной гвардии» [4] Федеральная служба войск национальной гвардии наделена следующими общими полномочиями, связанными с охраной собственности и нормальным функционированием охраняемых объектов:

            охранять на  договорной основе особо важные и режимные  объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущество граждан и организаций, а также обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия [18,с.64.] (п.21. ст.9 ФЗ «О войсках национальной гвардии»);

            осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (п.22. ст.9 ФЗ «О войсках национальной гвардии»);

            осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом (п.23. ст.9 ФЗ «О войсках национальной гвардии»);

            проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов  к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования (абз.1.п.24. ст.9 ФЗ «О войсках национальной гвардии»).

Ведомственная охрана, образованная в структуре различных федеральных органов исполнительной власти также играет определенную роль в сфере сохранности собственности. Ведомственная охрана – это совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств [3].

Основными задачами ведомственной охраны являются:

ü     защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

ü     обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

ü     предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны

федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, организации. Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов. Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Наиболее многочисленные подразделения ведомственной охраны на железнодорожных объектах [11] - около 60 тысяч человек. На 16 железных дорогах они ежесуточно сопровождают 60 тысяч вагонов с опасными грузами, дорогостоящим высокотехнологичным оборудованием [15]. Взаимодействие ведомственной охраны с территориальными органами МВД России осуществляется в целях повышения эффективности предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений на наиболее важных объектах железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектах железнодорожного транспорта, подлежащих защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках проводимой в России административной реформы на рынке охранных услуг в 2005 году появилось ведомственная охрана и в системе МВД России, это - Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России, в 2015 году данная структура совместно с подразделениями вневедомственной охраны МВД России вошла в состав Федеральной службы войск национальной гвардии [7].

В соответствии  с постановлением  Правительства РФ  [10] ФГУП «Охрана» МВД  России была создана на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны, данная структура в настоящее время подведомственна Росгвардии, наделена функциями по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны (ранее эти функции осуществляли подразделения вневедомственной охраны) [13].

Субъектом обеспечения имущественной безопасности выступают так же частные охранные организации, деятельность которых урегулирована Законом РФ от 11 марта 1992 № 2487-1[22]. Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений   в   порядке,   установленном   Правительством   Российской   Федерации   [17,с.10.].

Предусматривается порядок осуществления обязанностей сотрудников частных охранных организаций в обеспечении правопорядка [9].

В последние годы в Российской Федерации по-прежнему сохраняются устойчивые негативные тенденции в состоянии и динамике преступности в жилом секторе. Складывающаяся обстановка обуславливает необходимость активизации и повышения эффективности работы территориальных органов МВД России во взаимодействии со  всеми субъектами профилактики правонарушений работы по профилактике правонарушений и преступлений по месту жительства (проживания) граждан. В настоящее время организация взаимодействия территориальных органов МВД России и ряда субъектов профилактики правонарушений регламентируется межведомственными нормативными правовыми актами и рекомендациями [20].

Реализация права защиты имущества государственными органами основана на формировании концептуальных задач  и способов реализации государственной политики в сфере  имущественной безопасности и осуществлении комплекса взаимосвязанных мер правового, социального и технического характера. В связи с этим обеспечение имущественной безопасности с помощью государственных структур является одним из основных направлений деятельности правоохранительных органов государства.

Осмысление теоретических и правовых основ деятельности по сохранности собственности и безопасности объектов охраны предполагает дальнейшее совершенствование в данном направлении, а именно:

-    увеличение финансирования мероприятий со стороны государства по инженерно-технической укрепленности объектов подлежащих обязательной государственной охране и других видов собственности;

-    разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, собственников, администраций таких объектов по обеспечению их защищенности и обеспечения сохранности имущества;

-        своевременное внесение изменений в перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране, утверждаемый Постановлением Правительства с учетом реалий времени;

-     формирование на межведомственном уровне консолидированных требований к достаточной антитеррористической, противокриминальной, режимной и техногенной защищенности объектов различной категории.

 

Список литературы

 

1.                   Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О Федеральной службе безопасности». Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, № 15, ст. 1269.

2.                   Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной охране». Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, № 22, ст. 2594.

3.                   Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О ведомственной охране»(далее – ФЗ «О ведомственной охране»). Собрание законодательства РФ, 19.04.1999, № 16, ст. 1935.

4.                   Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, № 27 (Часть I), ст. 4159.

5.                   Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 (ред. от 07.12.2016) «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 18.08.2003, № 33, ст. 3254.

6.                   Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 07.12.2016) «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 23.08.2004, № 34, ст. 3538.

7.                   Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 30.09.2016) «Вопросы Федеральной службы  войск национальной  гвардии Российской  Федерации». Собрание  законодательства  РФ, 11.04.2016, № 15, ст. 2072.

8.                   Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии  Российской  Федерации»  (вместе  с  «Положением  о  Федеральной  службе  войск национальной гвардии Российской Федерации»). Собрание законодательства РФ, 10.10.2016, № 41, ст. 5802.

9.                   Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (ред. от 09.09.2015) «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности». Собрание актов Президента и Правительства РФ, 24.08.1992, № 8, ст. 506.

10.                 Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной  охраны  при  органах  внутренних  дел  Российской  Федерации.  Собрание законодательства РФ. 2005. № 8. ст. 648.

11.                 Приказ Минтранса РФ от 24.11.2008 № 192 «Об утверждении Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации».

12.                 Приказ МВД РФ № 724, Министра обороны РФ № 881 от 21.09.2009 «О порядке взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства          внутренних                дел         Российской     Федерации                 и                        военных            комиссариатов    при предоставлении  сведений  о  транспортных  средствах,  зарегистрированных  за  гражданами Российской Федерации и подлежащих учету в военных комиссариатах» (вместе с «Положением о порядке взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов при предоставлении  сведений  о  транспортных  средствах,  зарегистрированных  за  гражданами Российской Федерации и подлежащих учету в военных комиссариатах»).

13.                 Приказ МВД России от 13 мая 2011 г. № 367. Российская газета. 2011. № 144. «О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации». Российская газета. 2011. № 144.

14.                 Приказ МЧС России № 549, МВД России № 866 от 17.09.2012 «Об организации взаимодействия органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений». Российская газета, № 242, 19.10.2012.

15.                 Приказ Росжелдора № 329, МВД России № 724 от 22.08.2014 «Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных подразделений ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта с органами внутренних дел Российской Федерации».

16.                 Васильев ФП., Дугенец А.С., Николаев А.Г., Ускова А.С., Анохина С.Ю., Дембицкая И.Л., Лятифова Т.С. Осуществление государственных надзорно-контрольных функций  в России и их научно-теоретическое толкование                                                 в административном праве на современном этапе. Вестник Московского университета МВД России. № 5. 2014 год. С.146-153.

17.                 Головатый Р.Г. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия юридических лиц с особыми уставными задачами: Дис. … канд. юрид. наук. М.:- 2010. С.10.

18.                 Казюлин В.А., Николаев А.Г., Вечерникова Д.В. Административная деятельность подразделений вневедомственной охраны: учебное пособие. – М.: Академия управления МВД России, 2015. – 84с.

19.                 Методика проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений (утв. МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, документ представлен КонсультантПлюс: www.consultant.ru)

20.                 Организация работы территориальных органов МВД России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими субъектами профилактики правонарушений     в              жилом                секторе:     Методические                 рекомендации     (документ            представлен КонсультантПлюс: www.consultant.ru).

21.                 Резвых В. Д. Административно-правовая охрана социалистической собственности. — М.:, 1975.С.123.

22.                Российская газета. 2012. № 100.