Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НАУКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В РОССИИ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
11 июня 2017г.

Аннотация: в статье рассматривается проблемы формирования науки административного права в России в ХIХ веке как отрасли публичного права.

Ключевые слова: административное право, наука, государственное управление, публичное право.

Наука административного права в России возникла в начале ХIХ века  и развивалась как наука полицейского права под непосредственным влиянием западноевропейской юридической мысли. Догматической разработкой русского административного права на рубеже ХIХ-ХХ вв. занимались Н. И. Лазаревский, А. Д. Градовский, Н. М. Коркунов и другие. А. И. Елистратов, являющийся последователем О. Майера, рассматривал административное право как отрасль публичного права, представляющую собой совокупность юридических норм, определяющих отношения между органами государственного управления и гражданами [1. c. 1]. Он воспринял конструкции немецких и французских ученых, но выстроил теорию, отличающуюся известной степенью самостоятельности, учел национальные особенности и своеобразие русского административного права. По его мнению, наука административного права, «должна была бы последовательно уклониться и от вопросов о самой организации внутреннего управления» [1. c. 48], но по устоявшейся традиции она занимается изучением организации административных учреждений (центральных и местных), органов местного самоуправления, их функций, внутреннего устройства, форм актов управления [1. c. 88]. Эта традиция, составляющая своеобразие русского административного права, берет начало от науки полицейского права, исследовавшей полицейские органы, функции и формы их деятельности. Задачами административного права, согласно позиции А. И. Елистратова, являются следующие: 1) определение границы для вторжения правящей власти в область личной самодеятельности граждан; 2) определение отношения граждан к положительной деятельности самой государственной власти [1. c. 84]. Таким образом, целью административного права является упорядочение отношений между людьми в области государственного управления (слово «административный» происходит от латинского administratio – администрация, управление).

Интересна    эволюция     понятия     «государственное    управление»,    произошедшего     от    термина «внутреннее управление». В период абсолютизма для обозначения указанной сферы деятельности государства использовалось понятие «полиция», содержанием которого являлись задачи государства по обеспечению внутренней безопасности и благосостояния [1. c. 34]. Во второй половине ХVIII в. Пюттер «полицией» стал называть только принудительную деятельность государства, направленную на предотвращение правонарушений, к которой он не относил попечение о благосостоянии. При таком изменении содержания понятия «полиция» возникла необходимость в новом термине, определяющем отрасль государственного управления, ранее обозначавшуюся указанным термином. Такое понятие –«внутреннее управление», которое фактически означало государственное управление, было введено в науку Л. ф. Штейном, понимаемое им как «отрасль государственной деятельности, которая доставляет каждому отдельному человеку условия для личного развития, недостижимые его собственными усилиями» [1. c. 37].

А. И. Елистратов полагал, что «внутреннее управление» являлось предметом, как науки полицейского права, так и науки административного права, но основное различие между этими науками он видел в неодинаковом положении человека в полицейском (безличный объект для правительственных мероприятий) и правовом (субъект публичных прав и обязанностей) государствах. В правовом государстве человеческое достоинство признается абсолютной целью, поэтому его свобода может быть ограничена только такими законами, в создании которых он участвовал. Человек здесь предстает уже как «равноценный» субъект права, вступающий в публично-правовые отношения с государством, поэтому нормы права, относящиеся к внутреннему управлению, теряют «односторонний характер» указаний органов государственной власти и становятся правилами, определяющими «публично-правовые отношения между представителями власти и гражданами» [1. c. 44–47]. Полиция в правовом государстве служит обеспечению условий безопасности и порядка.

Попытки подчинить управление закону в России делались со второй половины ХVIII в., но в силу отсутствия разделения властей они не могли успешно завершиться. Кроме того, император избегал «связанности» законом  в исходящих от него  актах  управления и  мог разрешить министрам  и  другим органам правительственной власти не считаться с требованиями закона. Право монарха на отступление от закона называется правом диспенсации [1. c. 17]. Правовая связанность «власти управления» основывается на таком свойстве закона, составляющее его юридическую силу, как верховенство, предполагающее обязательное народное представительство при его принятии. Это поднимает закон на высоту, недоступную для актов управления. Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. исключили право диспенсации. На основании ст. 7 Основных законов «Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думою». В статье 10 указывается, что «власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть Его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от Него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям». Начало подзаконности управления было установлено ст. 84, гласящей: «Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке», соответствующей ст. 47 Основных законов, принятых в 1892 г.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

1.    Публичное право создает правовую «связанность» государственной власти, которая возможна только в правовом государстве, основанном на принципе разделения властей, где обеспечивается господство закона в судебной и управленческой деятельности. Историческая ступень в развитии государства без дифференцирования власти известна как полицейское государство, в котором в отношениях между государственными органами и подданными царило усмотрение власти. На этом этапе развития государства было возможно существование только полицейского права. В правовом государстве режим личного усмотрения уступает место режиму законности во внутреннем управлении. В связи с этим в России в конце ХIХ в. – начале ХХ в. формируется административное право как отрасль публичного права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих отношения между органами государственного управления и гражданами.

2.      Национальной особенностью и своеобразием русского административного права является традиция, которая выразилась в том, что подобно науке полицейского права, изучавшей полицейские органы, наука административного права продолжает уделять внимание вопросам организации внутреннего управления, а именно занимается изучением организации административных учреждений (центральных и местных), органов местного самоуправления, их функций и форм деятельности.

Список литературы

1.   Елистратов А. И. Учебник русского административного права (пособие к лекциям). Выпуск 1. – М., 1910. – 94 с.