Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации признаются на международном уровне как неотъемлемая часть мирового культурного наследия и являются свидетельством огромного вклада народов России в развитие мировой цивилизации106. Большое значение объектов культурного наследия для нашего государства состоит в том, что их сохранение и поддержание исторического облика памятников призвано обеспечивать культурное развитие, развитие исторической науки и образования.

По состоянию на 31 декабря 2014 г. в Российской Федерации находилось около 172,5 тыс. объектов культурного наследия, из них объекты федерального значения – около 102,5 тыс. (в том числе объекты археологического наследия – 80,8 тыс.), объекты регионального значения –67,8 тыс., объекты муниципального значения – около 2 тыс. Кроме того, существует около 83 тыс. объектов культурного наследия, выявленных, но не внесённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов  Российской Федерации. При этом доля  объектов  культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия составляет 39 процентов. Поскольку состояние объектов культурного наследия регионального значения значительно хуже, то ежегодно увеличивается число региональных памятников в руинированном или неудовлетворительном состоянии107.

Вышесказанное обусловливает необходимость охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, которая является одной из важнейших задач современного российского государства в лице органов как законодательной, так и иных ветвей власти – исполнительной и судебной.

Большую значимость для административно-правовой охраны объектов культурного наследия имеют документы стратегического планирования. Доктринальные правовые акты (стратегии, доктрины, концепции, государственные программы и пр.), издание которых является одной из форм реализации управленческих функций Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, очерчивают общие контуры государственно-управленческой политики в определённых областях и отраслях государственного управления. Ввиду того, что эти акты наполнены управленческим содержанием и рассчитаны на исполнительные органы государственной власти на федеральном и региональном уровнях, порядок осуществления ими своих функций подлежит усовершенствованию сообразно направлениям развития, заложенным в данных политико- правовых документах108.

    

105   См.: Шеина С.Г., Никульшина Л.Л., Шумеев П.А., Гонежук С.Ю. Нормативно-правовое регулирование в сфере охраны памятника архитектуры как объекта культурного наследия / // Новые технологии (электронный журнал). 2012. № 3.

106   См.: Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 11, ст. 1552.

107   См.: Сулакшин С.С., Погорелко М.Ю., Вилисов М.В., Малчинов А.С., Нетёсова М.С., Симонов В.В. Российские доктрины как акты государственного управления. М.: Научный эксперт, 2012. С. 5, 17.


Об особой заинтересованности государства в охране и популяризации объектов культурного наследия говорит тот факт, что в Основах государственной культурной политики109 четыре из девяти задач государственной культурной политики связаны с объектами культурного наследия: 1) совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов музейного, архивного и национального библиотечного фондов; 2) систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе; 3) повышение роли объектов культурного наследия, сохранение исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов, создание условий для развития культурно-познавательного туризма; 4) поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия.

Согласно положениям Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, разработанной во исполнение Основ государственной культурной политики, в целях сохранения культурного наследия и создания условий для развития культуры предполагается в том числе: 1) принятие мер законодательного и стимулирующего характера для привлечения частного капитала в культуру, в том числе в реставрацию и восстановление  объектов  культурного наследия; 2) стимулирование  заинтересованности физических и юридических лиц в сохранении объектов культурного наследия при передаче их в пользование (аренду) и собственность; 3) развитие механизмов реализации проектов государственно-частного партнёрства в сфере охраны культурного наследия, в том числе путём создания историко-культурных заповедников, управление которыми возможно на основе концессионного соглашения; 4) активизация действий по разработке и актуализации зон охраны объектов культурного наследия, включая определение характерных точек их границ, а также режимов использования территорий и градостроительных регламентов в установленных границах для ранее утверждённых зон охраны объектов культурного наследия; 5) обеспечение постоянного мониторинга состояния объектов культурного наследия; 6) разработка региональных целевых программ сохранения объектов культурного наследия, предусматривающих в том числе инвентаризацию, мониторинг состояния, реставрацию объектов культурного наследия и разработку проектов их территорий и зон охраны.

Особо следует отметить, что в качестве одной из важнейших задач в данной сфере Правительством Российской Федерации в названной стратегии рассматривается повышение ответственности пользователей и собственников объектов культурного наследия за нарушения требований законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, что в перспективе может отразиться на законодательном регулировании в том числе и административной ответственности.

Важнейшим документом стратегического планирования, развивающим положения вышеназванной Концепции, является федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)»110, в которой в качестве приоритета государственной политики в отраслях культуры обозначено решение следующих задач: 1) воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма; 2) развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоёв к ценностям отечественной и мировой культуры; 3) сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития; 4) поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.

Безусловно, административно-правовая охрана памятников истории и культуры должна способствовать решению каждой из этих задач. В частности, формирование у каждого человека чувства патриотического долга должно способствовать обеспечению бережного отношения граждан к объектам культурного наследия. Памятники истории и культуры отражают одновременно и творческий потенциал народов Российской Федерации, а их сохранение в надлежащем состоянии гарантирует его поддержание и развитие. Кроме того, наличие памятников истории и культуры мирового значения требует от органов государственного управления принятия необходимых мер для поддержания их облика в целях укрепления и роста престижа российской культуры за пределами государства.

Стратегическое планирование в области охраны объектов культурного наследия осуществляется и на уровне субъектов Российской Федерации. Например, согласно Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года111 одной из задач, обеспечивающих развитие культурного потенциала области, является решение системных вопросов, связанных с созданием реальных условий для сохранения объектов культурного наследия как федерального, так и регионального значения. Непосредственно в отрасли культуры действует государственная программа Самарской области «Развитие культуры в Самарской области на период до 2020 года» (с изм. от 01.10.2015 г.)112. Главной задачей данной государственной программы является обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного  наследия, расположенных на территории Самарской области. Аналогичным образом стратегическое планирование в сфере охраны объектов культурного значения осуществляется и во многих других субъектах Российской Федерации.

 

108   Утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 52 (ч. I), ст. 7753.

109   Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 13. Ст. 1516.


В заключение можно сказать, что приоритет сохранения историко-культурного наследия как одного из основных ресурсов духовного и экономического развития народов Российской Федерации должен находиться в основе государственной политики по обеспечению сохранности объектов культурного наследия и способствовать осуществлению системного подхода к решению таких вопросов, как государственная охрана, сохранение и использование памятников истории и культуры независимо от их вида и категории, а также распоряжение ими.

    110     Утв. Постановлением Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. № 129 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство».

111   Утв. Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. № 682 // Волжская коммуна. 2013. 10 декабря.


Список литературы

1.     Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 13. Ст. 1516.

2.     Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. № 682 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2020 года" (с изменениями и дополнениями) // Волжская коммуна. 2013. 10 декабря.

3.     Постановление Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. № 129 "О Стратегии социально- экономического развития Самарской области на период до 2020 г." // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство».

4.     Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 11, ст. 1552.

5.     Сулакшин С.С., Погорелко М.Ю., Вилисов М.В., Малчинов А.С., Нетёсова М.С., Симонов В.В. Российские доктрины как акты государственного управления. М.: Научный эксперт, 2012. с. 152.

6.     Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 52 (ч. I), ст. 7753.

7.     Шеина С.Г., Никульшина Л.Л., Шумеев П.А., Гонежук С.Ю. Нормативно-правовое регулирование в сфере охраны памятника архитектуры как объекта культурного наследия / // Новые технологии (электронный журнал). 2012. № 3.