Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СВЕТЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
18 января 2016г.

    В настоящее время сложилась ситуация, при которой политическая и административная ответственность региональных властей за благополучие жителей регионов значительно усиливается законодательно, не увеличивая полномочия регионов, что не может положительно сказаться на вопросах организации безопасности населения.

    Так к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относятся вопросы по предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, ликвидации их последствия (подпункт 5.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).

   В соответствии со ст. 21 указанного выше закона, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта, осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

    Таким образом, необходимо наделить полномочиями в сфере предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, именно регионы. В случаях необходимости принятия экстренных решений по вопросам возникающих «проблем», связанных с обеспечением требуемого качества жизни населения, действующее законодательство не предусматривает механизмов, позволяющих регионам активно решать указанные вопросы. Говоря проще, субъекту необходимо право для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления в случае предотвращения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, в том числе по вопросу в сфере обеспечения противопожарной безопасности. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности» не раскрывает  принципы, по которым  осуществляется разделение компетенции федеральной и региональной противопожарной службы.

    Основная цель работы противопожарной службы – это, конечно предупреждение ситуаций, при которых наступает ответственность. В этом плане именно административная ответственность наступает, как правило. В виде предупреждения опасных последствий. Уголовная и гражданская ответственность возникает уже после причинения вреда действие (бездействием) юридических либо физических лиц.

    Современные условия требуют широкого освещения среди населения различных вопросов деятельности органов государственной власти субъектов РФ, в том числе служб МЧС, цель работы которых направлена на предупреждение возникновения опасности для населения.

    В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица, а также иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит несколько статей, предусматривающих административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

    Основной статьей, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является статья 20.4 КоАП РФ, которая содержит шесть частей, образующих самостоятельные составы административных правонарушений.

    Кроме статьи 20.4 Кодексом предусмотрена административная ответственность:

- за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32);

-    за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статья 11.16);

-     за осуществление предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией  пожароопасного производственного объекта,  без специального  разрешения (лицензии) либо  с нарушением  предусмотренных лицензией условий (статья 14.1);

-     осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением предусмотренных лицензией условий (статья 19.20);

- за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках в части несогласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, схем размещения торговых мест (статья 14.34).

    В соответствии со ст. 23.1, 23.34 КоАП РФ, привлечь к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеют право должностные лица органов государственного пожарного надзора, наделенные полномочиями в соответствии с утвержденным перечнем должностей ГПС МЧС РФ; судьи, если дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в суд. Кроме того, за неисполнение законного предписания должностного лица ГПН решение о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ принимаются мировыми судьями. В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составить протокол о совершении административного правонарушения вправе уполномоченное должностное лицо органа государственного пожарного надзора и должностные лица органов внутренних дел (полиции) в пределах компетенции соответствующего органа.

     В случае если правонарушитель отказался от подписи,  то  об этом  делается соответствующая запись государственным инспектором в протоколе об административном правонарушении (ст. 28. 2 КоАП РФ). При неявке нарушителя на рассмотрение административного дела оно может быть рассмотрено в его отсутствие (ст.25. 1 КоАП РФ), но только в том случае, если привлекаемое к административной ответственности лицо (законный представитель) были надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела по существу.

   Тем не менее, в соответствии статьи 30.3 КоАП РФ, постановление о наложении административного наказания может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в суд (арбитражный, либо суд общей юрисдикции, в зависимости от состава участников административных правоотношений), в соответствии с процессуальным законодательством.

     Одним из видов ответственности, направленных на обеспечение безопасности населения, является административное приостановление деятельности. Этот вид административного наказания заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, предусмотрен частью 1 статьи 20.4 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Данный вид наказания назначается судьей только в случаях, предусмотренных Кодексом об административной ответственности, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

     При этом государственный инспектор по пожарному надзору в ходе проведения проверки правом самостоятельно закрыть проверяемый объект либо его часть не обладает. Правом принятия решения о временном прекращении какой-либо деятельности наделен исключительно суд путем наложения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Однако Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности: в соответствии со статьей 27.16       Кодекса временный запрет  деятельности заключается в  кратковременном, установленным на срок до рассмотрения дела судом, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно наказание в виде административного приостановления деятельности, в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

   Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. О временном запрете, деятельности составляется протокол, копия которого вручается законному представителю юридического лица либо лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    С этого момента обязанность исполнения временного запрета деятельности лежит на юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе. Срок временного запрета исчисляется с момента фактического прекращения деятельности и не может превышать пять суток.

    По результатам мероприятий по надзору должностным лицом органа ГПН, осуществлявшим проверку, составляется акт проверки установленной формы, который вручается в десятидневный срок после окончания проверки руководителю юридического лица (его заместителю), и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи. А при выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, осуществляющее мероприятие по контролю, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении и выдает предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности ( Приказ МЧС России № 517 от 1.10.2007г. п. 65, 70,72). В соответствии со ст. 6 закона «О пожарной безопасности» предписание является обязательным для исполнения. При этом предлагаемые мероприятия должны быть обоснованы пунктами нормативных актов. Срок устранения нарушений требований пожарной безопасности устанавливается государственным инспектором государственного пожарного надзора с учетом характера выявленных нарушений.

    Однако на практике, учитывая характер и количество выявленных нарушений, не всегда учитываются возможности по финансированию указанных мероприятий, что делает невозможным устранение выявленных нарушений в срок, установленный предписанием. Так, например, бюджетное учреждение, как детское дошкольное учреждение, должно быть оборудовано средствами пожарной безопасности, а в случае выявленных нарушений – с одной стороны, приостановление деятельности может вызвать негативные последствия для родителей, а неприятие экстренных мер, может привести к плачевным результатам в случае чрезвычайной ситуации.

   В связи с изложенным, принятие многих управленческих решений и корректировка действующих механизмов управления требуют учитывать мнение и возможности различных социальных групп.