Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
19 июня 2016г.

Содержание одной из актуальных проблем современного российского общества составляет отсутствие объективных данных о современном состоянии системы правового регулирования, которая в силу высоких скоростей трансформационных процессов перманентно меняет свои характеристики. Основная суть проблемы проявляется в том, что научное знание (в силу своей специфики) оказывается «на шаг позади» происходящих изменений, вследствие чего и нарастает гносеологический и эвристический вакуум применительно к исследовательской проблеме.

Научный взгляд на процесс регулирования в различных его аспектах представлен Г.В. Мальцевым. Автор указывает, что в системном плане регулирование – это внешнее воздействие или совокупность воздействий на некоторую систему, необходимые для установления и совершенствования нормального (правильного, субъективно ожидаемого, желаемого) порядка взаимодействия элементов внутри системы, а также самой системы со средой. Системное регулирование отражает природу и особенности каузальных связей, а применительно к социальным системам можно говорить также о других связях, действующих наряду с причинно следственными отношениями. Социальное регулирование есть воздействие субъекта на объект, человека на социальную действительность, природу, на отношения общества и природы. Это комплекс воздействий, объединенных общими методами, более или менее рационализированной программой достижения порядка в какой-либо точке или секторе реальности7.

В свою очередь правовое регулирование характеризуется наличием целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание. Правовое регулирование является  одним из составных элементов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъектов, непосредственно не подпадающих под правовое регулирование8.

Рассуждая о системе правового регулирования, необходимо принимать во внимание весьма специфическое взаимодействие двух составляющих: юридического и социального регулятивных механизмов. По мнению Н.А. Вакуленко, юридический механизм правового регулирования лежит в основе социального механизма и определяет все его специфические черты, ибо социальные явления и процессы становятся компонентами социального механизма правового регулирования в той мере, в какой они оказывают воздействие на право, процессы регулирования им общественных отношений. Главное и решающее значение имеет сам факт наличия устойчивой связи между компонентами юридического механизма правового регулирования и иными социальными явлениями9.

Исследователь под социальным механизмом действия права понимает особое взаимодействие правовых и других социальных факторов, участвующих в жизни права на всех этапах его функционирования. К социальному механизму правового регулирования относятся: управляющие социальные системы (механизм государственного и социального управления, нормы права); социальные факторы (социально-экономические, политико- идеологические, социально-демографические, ситуационные); передающие системы (информационные, нормативно-ценностные, социально-психологические); регулируемые социальные системы (личность, группа, коллектив, общество), и, как результат, правомерное и социально-активное поведение10.

 

7 Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007. С.9.

8 http://www.turkaramamotoru.com/ru/-63679.html (дата обращения 12.03.2016).

9 Вакуленко Н.А. Органы внутренних дел в социальном механизме действия права: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.




По мнению В.М. Сырых, субъектами социального механизма правового регулирования выступают: лица, которые действующим правом признаются участниками правоотношений и выступают субъектами юридического механизма правового регулирования. Это граждане, юридические лица, государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, трудовые коллективы, государство в целом и народ страны. Одновременно субъекты социального механизма правового регулирования имеют более широкой спектр деятельности, нежели в рамках механизма правового регулирования. В обществе, не способном производить материальные и духовные блага в достаточном количестве, самые совершенные нормы будут действовать неэффективно, а юридический механизм правового регулирования не может выполнить поставленных перед ним задач по созданию законности и стабильного правопорядка11.

Становится очевидным, что правовое регулирование в современной социальной системе представляет собой специфический симбиоз субъект-объектных отношений, детерминирующих многообразие объективных и субъективных факторов, оказывающих воздействие на процесс правового регулирования. При этом внимание исследователей вполне объяснимо фокусируется вокруг объективного состояния институциональных социальных элементов. В гораздо меньшей степени внимание исследователей сосредотачивается на сознании людей, включенных в процесс функционирования социального механизма правового регулирования. В целях преодоления данной проблемы автором было проведено эмпирическое исследование. Объем выборки – 580 человек, мужчины и женщины, жители Краснодарского края в возрасте от 18 до 70 лет. Хронологические рамки исследования: февраль – март 2016 г. Метод сбора первичной информации: раздаточное индивидуальное анкетирование. Некоторые результаты проведенного исследования представлены ниже.

Таблица 1

«В какой мере изменения в российском обществе 1990-х – 2000-х г. повлияли на правовую систему?

 

Вариант ответа

% ответивших

1. существенно

33,1

2. скорее существенно, чем не существенно

42,9

3. скорее не существенно, чем существенно

17,8

4. не существенно

1,4

5. затрудняюсь ответить

4,8

 

Как показало проведенное исследование, большинство респондентов видят достаточно явные следы воздействия на  правовую систему трансформационных процессов российского общества 1990-х – 2000-х г. (33,1% – существенно; 42,9% – скорее существенно). Противоположного мнения придерживаются несколько менее 20% опрошенных (скорее не существенно – 17,8%; не существенно – 1,4%). Еще 4,8% участников исследования затруднились дать содержательный ответ на поставленный вопрос.


Таблица 2  

«Насколько эффективны современные российские законы в борьбе с преступностью?»


Вариант ответа

% ответивших

1. эффективны

11,4

2. скорее эффективны

23,0

3. скорее не эффективны

45,8

4. не эффективны

14,6

5. затрудняюсь ответить

5,2

 

В результате проведенного исследования была получена информация о том, что большинство респондентов не считают эффективным инструментов борьбы с преступностью современные российские законы (45,8% – скорее не эффективны; 14,6% – не эффективны). Противоположного мнения придерживаются 34,4% опрошенных (11,4% – эффективны; 23% – скорее эффективны). Кроме того, еще 5,2% респондентов затруднились  с ответом на поставленный вопрос. Исследование показывает, что в сознании людей достаточно глубоко укоренились установки «скептического» отношения к возможностям права в современных российских условиях, что создает предпосылки (наряду с духовно-нравственным вакуумом) для криминализации сознания.

 

10 Вакуленко Н.А. Органы внутренних дел в социальном механизме действия права: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

11 Сырых B. М. Социальный механизм правового регулирования: понятие, состав и структура // Ленинградский юридический журнал. 2005. №2.

 

Таблица 3

«Касательно условий современной России, можно ли говорить о фактическом равенстве всех слоев и групп перед законом?»

Вариант ответа

% ответивших

1. да, все слои группы равны перед законом

14,9

2. нет, не все слои и группы в одинаковой мере равны перед законом

79,1

3. затрудняюсь ответить

6,0

 

Как показывают полученные данные, подавляющее большинство респондентов скептически относятся к наличию правового государства в современной России. В частности, 79,1% участников исследования указали, что не все слои и группы российского общества одинаково равны перед законом. Противоположную точку зрения отстаивают 14,9% респондентов. Еще 6% опрошенных затруднились с ответом на поставленный вопрос. Данные, представленные в Табл.3, в целом соответствуют направленности оценок респондентов, представленных в Табл.2, еще раз демонстрируя тенденции нарастающего социокультурного и социосознательного кризиса.

 

Таблица 4

«По  Вашему мнению, какие факторы существования современного российского общества  оказывают воздействие на институт права?»

Вариант ответа

% ответивших

1. политические

16,9

2. экономические

14,7

3. социальные

16,7

4. коммуникативные

20,5

5. духовные

13,1

6. другие

15,7

7. затрудняюсь ответить

2,4

 

В результате проведенного исследования была получена информация о том, что мнения участников исследования существенным образом разделились при ответе на данный вопрос. Оказалось, что ни одна из групп факторов не выглядит доминирующим применительно к функционированию института права. Так, коммуникативные факторы отметили 20,6% участников исследования; 16,9% – политические; 16,7% – социальные; 14,7% – экономические. «Разброс» в оценках респондентов свидетельствует о том, что обыденное сознание людей не обладает адекватной информацией о глубинных факторах детерминации настоящего положения правовой регулятивной системы. Однако остается вопрос, в какой мере научное, специализированное сознание обладает подобными знаниями и в силу каких причин практические действия зачастую оказываются весьма неэффективными.

Таблица 5

«Какова Ваша оценка перспектив развития ситуации в социально-правовой сфере российского общества?»

 

Вариант ответа

% ответивших

1. ситуация улучшится

18,8

2. ситуация ухудшится

24,7

3. ситуация останется без изменений

56,5

 

Проведенное исследование показало, что большинство опрошенных – 56,5% – убеждены, что в ближайшей временной перспективе ситуация в социально-правовой сфере российского общества останется без изменений.

«Пессимистов» оказалось несколько больше, чем «оптимистов». Так, убежденность в ухудшении ситуации высказали 24,7% респондентов, в то время как уверенность в  улучшении продемонстрировали 18,8% опрошенных. Исследование продемонстрировало достаточно тревожную картину отрешенно-пессимистического восприятия социально-правовой действительности большинством респондентов. В сознании людей возникает весьма опасное состояние «отрешенности», индифирентности, что неизбежно сказывается на их социальных действиях и взаимодействиях.

Таблица 6

«Что нужно сделать российской власти, чтобы улучшить ситуацию в социально-правовой сфере?»

 

Вариант ответа

% ответивших

1. ужесточить борьбу с нарушениями законов

19,4

2. проявить политическую волю в вопросе построения правового

государства

 

15,7

3. улучшить экономическую обстановку

21,7

4. усилить социальное обеспечение населения России

16,3

5. повышать уровень культуры и образования россиян

12,7

6. для лучшей оценки ситуации и принимаемых решений проводить

исследования

 

6,2

7. другое

3,8

8. затрудняюсь ответить

4,2

 

В результате проведенного исследования выяснилось, что мнения участников исследования существенным образом разделились при ответе на данный вопрос. К числу наиболее распространенных вариантов ответа можно отнести улучшение экономической обстановки (21,7% респондентов) и ужесточение борьбы с нарушениями законов (19,4% респондентов).  Далее  по  степени распространенности следуют ответы «усилить  социальное обеспечение населения России» (16,3%) и «проявить политическую волю в вопросе построения правового государства» (15,7%). Достаточно большая доля среди опрошенных видит необходимость повышения культурного и образовательного уровня жителей России (12,7%).

Таким образом, теоретико-прикладной анализ показал, что российское общество начала XXI в. пребывает на стыке противоречий, детерминированных комплексом экономических, политических, духовных, коммуникативных и других факторов. Их сочетание создает специфические условия, нарушающие привычное, устоявшееся функционирование социальных институтов, подсистем российского общества.

В условиях социальных изменений в весьма сложном положении оказывается институт права, функционирование которого и предопределяет состояние  и перспективы развития российского общества  на современном этапе. При этом необходимо учитывать, что воздействие института права имеет место как на макро-, так и на микросоциальном уровнях. Каждый из отмеченных уровней социальной системы детерминирует особую специфику функционирования права.

В частности, на макроуровне имеет место воздействие социокоммуникативных и социокультурных факторов, кардинально меняющих социальную ситуацию и ослабляющих действие (а иногда и блокирующих) социально-правовых механизмов, не успевающих корректно адаптироваться к условиям трансформирующейся социальной среды.

Вместе с тем, на микроуровне социальной реальности наблюдается существенное переопределение социальных действий и взаимодействий индивидов, групп, общностей вследствие виртуализации, технологизации, опосредования процесса межличностной и групповой коммуникации. Как следствие  – изменяется характер основополагающих  социальных процессов: социализации, воспитания, социального развития.

В результате действия комбинированных эффектов, вызванных коренными изменениями на  макро- и микроуровнях социальной реальности отчетливо проявляются последствия трансформационных процессов. В частности, в современном российском обществе наблюдается существенное ослабление эффективности института права, в частности – его ключевых, основополагающих элементов и подсистем.

На наш взгляд, в настоящее время достаточно зримо проявляется (и фиксируется в теоретических и эмпирических индикаторах) ряд отрицательных по своему характеру и направленности социальных последствий. Особенно опасными последствиями характеризуются тенденции роста радикальных, экстремистских, радикальных установок в российском обществе. На протяжении 2000-х г. имел место достаточно активный и глубокий процесс изменений в коммуникационной системе, в результате чего государство и общество существенно утратило рычаги информационно-коммуникационного воздействия на людей, прежде всего, молодежь, нуждающейся в особом отношении к себе вследствие некритичности, лабильности сознания, иррационализма,  самоидентификации  посредством  противопоставления  себя  миру  взрослых.  Феномен «стихийной социализации», наряду с общим падением уровня духовной культуры, привел к тому, что образуется духовно-нравственный вакуум в сознании молодежи, у значительной части из них материальные ценности начинают доминировать над духовными, что опасно для социально-правовой системы. Нивелируются сдерживающие механизмы, связанные с моралью, нравственностью, честью, совестью и другими духовными регуляторами. В этой ситуации потенциальные и/или реальные угрозы санкций, применения насилия со стороны государства уже не могут обеспечить исполнение норм права подавляющим большинством населения. В молодежной среде – особенно сложная ситуация, так как юношеский максимализм стремление к риску, желание «показать себя» зачастую приводит к нарушениям законов, ибо сознание молодежи уже подготовлено к подобного рода действия. Ценности, мировоззрение, идеалы, нормы этих людей уже не являются эффективным сдерживающих фактором.

Результаты практических и теоретических данных по проблеме исследования показывают, что в общественном сознании россиян имеет место «проблемное» восприятие права, констатация опасных кризисных явлений института права, его ключевых элементов и подсистем применительно к российскому обществу.

В завершении необходимо сделать несколько пояснений о перспективах развития описанной проблемной ситуации. Необходимо указать, что действие макро-и микро социальных факторов в ближайшем временном отрезке вряд ли будет ослаблено, так как скорость и направленность трансформационных процессов остаются высокими в условиях современного российского общества, а, значит, риск и неопределенность, скорее всего, будут либо усиливаться, либо останутся на прежнем, достаточно тревожном, уровне. Эффективным решением проблемы может стать продуманная, научно обоснованная политика государства в этом вопросе.

 

Список литературы

1.     Вакуленко Н.А. Органы внутренних дел в социальном механизме действия права: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

2.     Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007. С.9.

3.     Сырых B. М.  Социальный  механизм  правового  регулирования:  понятие,  состав  и         структура  // Ленинградский юридический журнал. 2005. №2.

4.     http://www.turkaramamotoru.com/ru/-63679.html (дата обращения 12.03.2016).