19 июня 2016г.
Содержание одной из актуальных проблем современного российского общества составляет отсутствие объективных данных о современном состоянии системы правового регулирования, которая в силу высоких скоростей трансформационных процессов перманентно меняет свои характеристики. Основная суть проблемы проявляется в том, что научное знание (в силу своей специфики) оказывается «на шаг позади» происходящих изменений, вследствие чего и нарастает гносеологический и эвристический вакуум применительно к исследовательской проблеме.
Научный взгляд на процесс регулирования в различных его аспектах представлен Г.В. Мальцевым. Автор указывает, что в системном плане регулирование – это внешнее воздействие или совокупность воздействий на некоторую систему, необходимые для установления и совершенствования нормального (правильного, субъективно ожидаемого, желаемого) порядка взаимодействия элементов внутри системы, а также самой системы со средой. Системное регулирование отражает природу и особенности каузальных связей, а применительно к социальным системам можно говорить также о других связях, действующих наряду с причинно следственными отношениями. Социальное регулирование есть воздействие субъекта на объект, человека на социальную действительность, природу, на отношения общества и природы. Это комплекс воздействий, объединенных общими методами, более или менее рационализированной программой достижения порядка в какой-либо точке или секторе реальности7.
В свою очередь правовое регулирование характеризуется наличием целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание. Правовое регулирование является одним из составных элементов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъектов, непосредственно не подпадающих под правовое регулирование8.
Рассуждая о системе правового регулирования, необходимо принимать во внимание весьма специфическое взаимодействие двух составляющих: юридического и социального регулятивных механизмов. По мнению Н.А. Вакуленко, юридический механизм правового регулирования лежит в основе социального механизма и определяет все его специфические черты, ибо социальные явления и процессы становятся компонентами социального механизма правового регулирования в той мере, в какой они оказывают воздействие на право, процессы регулирования им общественных отношений. Главное и решающее значение имеет сам факт наличия устойчивой связи между компонентами юридического механизма правового регулирования и иными социальными явлениями9.
Исследователь под социальным механизмом действия права понимает особое взаимодействие правовых и других социальных факторов, участвующих в жизни права на всех этапах его функционирования. К социальному механизму правового регулирования относятся: управляющие социальные системы (механизм государственного и социального управления, нормы права); социальные факторы (социально-экономические, политико- идеологические, социально-демографические, ситуационные); передающие системы (информационные, нормативно-ценностные, социально-психологические); регулируемые социальные системы (личность, группа, коллектив, общество), и, как результат, правомерное и социально-активное поведение10.
7 Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007. С.9.
8 http://www.turkaramamotoru.com/ru/-63679.html (дата обращения 12.03.2016).
9 Вакуленко Н.А. Органы внутренних дел в социальном механизме действия права: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
По мнению В.М. Сырых, субъектами социального механизма правового регулирования выступают: лица, которые действующим правом признаются участниками правоотношений и выступают субъектами юридического механизма правового регулирования. Это граждане, юридические лица, государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, трудовые коллективы, государство в целом и народ страны. Одновременно субъекты социального механизма правового регулирования имеют более широкой спектр деятельности, нежели в рамках механизма правового регулирования. В обществе, не способном производить материальные и духовные блага в достаточном количестве, самые совершенные нормы будут действовать неэффективно, а юридический механизм правового регулирования не может выполнить поставленных перед ним задач по созданию законности и стабильного правопорядка11.
Становится очевидным, что правовое регулирование в современной социальной системе представляет собой специфический симбиоз субъект-объектных отношений, детерминирующих многообразие объективных и субъективных факторов, оказывающих воздействие на процесс правового регулирования. При этом внимание исследователей вполне объяснимо фокусируется вокруг объективного состояния институциональных социальных элементов. В гораздо меньшей степени внимание исследователей сосредотачивается на сознании людей, включенных в процесс функционирования социального механизма правового регулирования. В целях преодоления данной проблемы автором было проведено эмпирическое исследование. Объем выборки – 580 человек, мужчины и женщины, жители Краснодарского края в возрасте от 18 до 70 лет. Хронологические рамки исследования: февраль – март 2016 г. Метод сбора первичной информации: раздаточное индивидуальное анкетирование. Некоторые результаты проведенного исследования представлены ниже.
Таблица 1
«В какой мере изменения в российском обществе 1990-х – 2000-х г. повлияли на правовую систему?
Вариант ответа
|
% ответивших
|
1. существенно
|
33,1
|
2. скорее существенно, чем не существенно
|
42,9
|
3. скорее не существенно, чем существенно
|
17,8
|
4. не существенно
|
1,4
|
5. затрудняюсь ответить
|
4,8
|
Как показало проведенное исследование, большинство респондентов видят достаточно явные следы воздействия на правовую систему трансформационных процессов российского общества 1990-х – 2000-х г. (33,1% – существенно; 42,9% – скорее существенно). Противоположного мнения придерживаются несколько менее 20% опрошенных (скорее не существенно – 17,8%; не существенно – 1,4%). Еще 4,8% участников исследования затруднились дать содержательный ответ на поставленный вопрос.
Таблица 2
«Насколько эффективны современные российские законы в борьбе с преступностью?»
Вариант ответа
|
% ответивших
|
1. эффективны
|
11,4
|
2. скорее эффективны
|
23,0
|
3. скорее не эффективны
|
45,8
|
4. не эффективны
|
14,6
|
5. затрудняюсь ответить
|
5,2
|
В результате проведенного исследования была получена информация о том, что большинство респондентов не считают эффективным инструментов борьбы с преступностью современные российские законы (45,8% – скорее не эффективны; 14,6% – не эффективны). Противоположного мнения придерживаются 34,4% опрошенных (11,4% – эффективны; 23% – скорее эффективны). Кроме того, еще 5,2% респондентов затруднились с ответом на поставленный вопрос. Исследование показывает, что в сознании людей достаточно глубоко укоренились установки «скептического» отношения к возможностям права в современных российских условиях, что создает предпосылки (наряду с духовно-нравственным вакуумом) для криминализации сознания.
10 Вакуленко Н.А. Органы внутренних дел в социальном механизме действия права: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
11 Сырых B. М. Социальный механизм правового регулирования: понятие, состав и структура // Ленинградский юридический журнал. 2005. №2.
Таблица 3
«Касательно условий современной России, можно ли говорить о фактическом равенстве всех слоев и групп перед законом?»
Вариант ответа
|
% ответивших
|
1. да, все слои группы равны перед законом
|
14,9
|
2. нет, не все слои и группы в одинаковой мере равны перед законом
|
79,1
|
3. затрудняюсь ответить
|
6,0
|
Как показывают полученные данные, подавляющее большинство респондентов скептически относятся к наличию правового государства в современной России. В частности, 79,1% участников исследования указали, что не все слои и группы российского общества одинаково равны перед законом. Противоположную точку зрения отстаивают 14,9% респондентов. Еще 6% опрошенных затруднились с ответом на поставленный вопрос. Данные, представленные в Табл.3, в целом соответствуют направленности оценок респондентов, представленных в Табл.2, еще раз демонстрируя тенденции нарастающего социокультурного и социосознательного кризиса.
Таблица 4
«По Вашему мнению, какие факторы существования современного российского общества оказывают воздействие на институт права?»
Вариант ответа
|
% ответивших
|
1. политические
|
16,9
|
2. экономические
|
14,7
|
3. социальные
|
16,7
|
4. коммуникативные
|
20,5
|
5. духовные
|
13,1
|
6. другие
|
15,7
|
7. затрудняюсь ответить
|
2,4
|
В результате проведенного исследования была получена информация о том, что мнения участников исследования существенным образом разделились при ответе на данный вопрос. Оказалось, что ни одна из групп факторов не выглядит доминирующим применительно к функционированию института права. Так, коммуникативные факторы отметили 20,6% участников исследования; 16,9% – политические; 16,7% – социальные; 14,7% – экономические. «Разброс» в оценках респондентов свидетельствует о том, что обыденное сознание людей не обладает адекватной информацией о глубинных факторах детерминации настоящего положения правовой регулятивной системы. Однако остается вопрос, в какой мере научное, специализированное сознание обладает подобными знаниями и в силу каких причин практические действия зачастую оказываются весьма неэффективными.
Таблица 5
«Какова Ваша оценка перспектив развития ситуации в социально-правовой сфере российского общества?»
Вариант ответа
|
% ответивших
|
1. ситуация улучшится
|
18,8
|
2. ситуация ухудшится
|
24,7
|
3. ситуация останется без изменений
|
56,5
|
Проведенное исследование показало, что большинство опрошенных – 56,5% – убеждены, что в ближайшей временной перспективе ситуация в социально-правовой сфере российского общества останется без изменений.
«Пессимистов» оказалось несколько больше, чем «оптимистов». Так, убежденность в ухудшении ситуации высказали 24,7% респондентов, в то время как уверенность в улучшении продемонстрировали 18,8% опрошенных. Исследование продемонстрировало достаточно тревожную картину отрешенно-пессимистического восприятия социально-правовой действительности большинством респондентов. В сознании людей возникает весьма опасное состояние «отрешенности», индифирентности, что неизбежно сказывается на их социальных действиях и взаимодействиях.
Таблица 6
«Что нужно сделать российской власти, чтобы улучшить ситуацию в социально-правовой сфере?»
Вариант ответа
|
% ответивших
|
1. ужесточить борьбу с нарушениями законов
|
19,4
|
2. проявить политическую волю в вопросе построения правового
государства
|
15,7
|
3. улучшить экономическую обстановку
|
21,7
|
4. усилить социальное обеспечение населения России
|
16,3
|
5. повышать уровень культуры и образования россиян
|
12,7
|
6. для лучшей оценки ситуации и принимаемых решений проводить
исследования
|
6,2
|
7. другое
|
3,8
|
8. затрудняюсь ответить
|
4,2
|
В результате проведенного исследования выяснилось, что мнения участников исследования существенным образом разделились при ответе на данный вопрос. К числу наиболее распространенных вариантов ответа можно отнести улучшение экономической обстановки (21,7% респондентов) и ужесточение борьбы с нарушениями законов (19,4% респондентов). Далее по степени распространенности следуют ответы «усилить социальное обеспечение населения России» (16,3%) и «проявить политическую волю в вопросе построения правового государства» (15,7%). Достаточно большая доля среди опрошенных видит необходимость повышения культурного и образовательного уровня жителей России (12,7%).
Таким образом, теоретико-прикладной анализ показал, что российское общество начала XXI в. пребывает на стыке противоречий, детерминированных комплексом экономических, политических, духовных, коммуникативных и других факторов. Их сочетание создает специфические условия, нарушающие привычное, устоявшееся функционирование социальных институтов, подсистем российского общества.
В условиях социальных изменений в весьма сложном положении оказывается институт права, функционирование которого и предопределяет состояние и перспективы развития российского общества на современном этапе. При этом необходимо учитывать, что воздействие института права имеет место как на макро-, так и на микросоциальном уровнях. Каждый из отмеченных уровней социальной системы детерминирует особую специфику функционирования права.
В частности, на макроуровне имеет место воздействие социокоммуникативных и социокультурных факторов, кардинально меняющих социальную ситуацию и ослабляющих действие (а иногда и блокирующих) социально-правовых механизмов, не успевающих корректно адаптироваться к условиям трансформирующейся социальной среды.
Вместе с тем, на микроуровне социальной реальности наблюдается существенное переопределение социальных действий и взаимодействий индивидов, групп, общностей вследствие виртуализации, технологизации, опосредования процесса межличностной и групповой коммуникации. Как следствие – изменяется характер основополагающих социальных процессов: социализации, воспитания, социального развития.
В результате действия комбинированных эффектов, вызванных коренными изменениями на макро- и микроуровнях социальной реальности отчетливо проявляются последствия трансформационных процессов. В частности, в современном российском обществе наблюдается существенное ослабление эффективности института права, в частности – его ключевых, основополагающих элементов и подсистем.
На наш взгляд, в настоящее время достаточно зримо проявляется (и фиксируется в теоретических и эмпирических индикаторах) ряд отрицательных по своему характеру и направленности социальных последствий. Особенно опасными последствиями характеризуются тенденции роста радикальных, экстремистских, радикальных установок в российском обществе. На протяжении 2000-х г. имел место достаточно активный и глубокий процесс изменений в коммуникационной системе, в результате чего государство и общество существенно утратило рычаги информационно-коммуникационного воздействия на людей, прежде всего, молодежь, нуждающейся в особом отношении к себе вследствие некритичности, лабильности сознания, иррационализма, самоидентификации посредством противопоставления себя миру взрослых. Феномен «стихийной социализации», наряду с общим падением уровня духовной культуры, привел к тому, что образуется духовно-нравственный вакуум в сознании молодежи, у значительной части из них материальные ценности начинают доминировать над духовными, что опасно для социально-правовой системы. Нивелируются сдерживающие механизмы, связанные с моралью, нравственностью, честью, совестью и другими духовными регуляторами. В этой ситуации потенциальные и/или реальные угрозы санкций, применения насилия со стороны государства уже не могут обеспечить исполнение норм права подавляющим большинством населения. В молодежной среде – особенно сложная ситуация, так как юношеский максимализм стремление к риску, желание «показать себя» зачастую приводит к нарушениям законов, ибо сознание молодежи уже подготовлено к подобного рода действия. Ценности, мировоззрение, идеалы, нормы этих людей уже не являются эффективным сдерживающих фактором.
Результаты практических и теоретических данных по проблеме исследования показывают, что в общественном сознании россиян имеет место «проблемное» восприятие права, констатация опасных кризисных явлений института права, его ключевых элементов и подсистем применительно к российскому обществу.
В завершении необходимо сделать несколько пояснений о перспективах развития описанной проблемной ситуации. Необходимо указать, что действие макро-и микро социальных факторов в ближайшем временном отрезке вряд ли будет ослаблено, так как скорость и направленность трансформационных процессов остаются высокими в условиях современного российского общества, а, значит, риск и неопределенность, скорее всего, будут либо усиливаться, либо останутся на прежнем, достаточно тревожном, уровне. Эффективным решением проблемы может стать продуманная, научно обоснованная политика государства в этом вопросе.
Список литературы
1. Вакуленко Н.А. Органы внутренних дел в социальном механизме действия права: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
2. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2007. С.9.
3. Сырых B. М. Социальный механизм правового регулирования: понятие, состав и структура // Ленинградский юридический журнал. 2005. №2.
4. http://www.turkaramamotoru.com/ru/-63679.html (дата обращения 12.03.2016).