Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ КАЗАЧЬИХ ОБРАЗОВАНИЙ НА КУБАНИ (СЕРЕДИНА 1918 – СЕРЕДИНА 1919 ГГ.)

Авторы:
Город:
Новороссийск
ВУЗ:
Дата:
18 января 2016г.

    Основой развития многих государств является парламентская демократия. В России парламентаризм довольно молод, хотя его идеи были заложены ещё в дореволюционной России. Государственная дума (1906– 1917 гг.), ограниченная властью монарха, так и не стала эффективным представительным и законодательным органом. В период советской власти представительная власть была реализована в едином «партийно - государственном органе», а сама идея буржуазного парламентаризма отвергалась напрочь. Исполнительную и законодательную власть объединил в себе единый орган власти. Отрицание западных демократий проявлялось, прежде всего, в неприятии теории разделения властей – одной из основ парламентаризма.

     На Юге России, после Февральской революции, были сформированы специфические органы представительной власти, основанные на западном буржуазном парламентаризме и одновременно с этим включающие в себя традиционные элементы казачьего «народоправства», которые основывались на своеобразной казачьей демократии – Войсковой круг Дона, Кубанская краевая рада и Законодательная рада, Терский войсковой круг. Наиболее наглядно деятельность регионального парламентаризма проявилась на Дону и Кубани. С учетом региональных особенностей политической жизни на данных территориях, народное представительство в системе регионального управления основывалось на общих принципах демократии.

    Появившиеся в 1917 г. на Юге России самостоятельные образования, по форме государственного правления являлись республиками, – Область войска Донского и Кубанский край. Система их органов власти отличалась от центрального большевистского правительства Москвы. В ходе их становления прослеживалось стремление построить парламентскую модель устройства. Что и явилось беспрецедентным опытом формирования региональной демократической власти на Юге России.

    В феврале 1918 г. выборные органы власти на Кубани, после наступления большевиков, не смогли организовать должного сопротивления большевизму. Кубанское правительство вынуждено было покинуть Екатеринодар и во время своего отхода соединилось с отрядом генерала Корнилова, зачинателя Добровольческой армии и белого движения [3, с.93]. 28 (15) марта у станицы Новодмитриевской состоялось объединение добровольческих частей под командованием Л.Г. Корнилова и отряда Кубанской рады В.Л. Покровского. В станице Новодмитриевской 17 марта 1918 г. состоялось совещание, на котором присутствовало руководство Добровольческой армии и кубанских органов власти. Вопрос о подчинении атамана и упразднении правительства и Рады на этом совещании не поднимался, наоборот, было установлено, что Законодательная рада, войсковое правительство и войсковой атаман продолжают свою деятельность, всемерно содействуя военным мероприятиям командующего армией. Вскоре при штурме Екатеринодара генерал Корнилов погибает. Его место занимают генерал Алексеев и генерал Деникин. Они являлись сторонниками "единонеделимой" и были враждебно настроены ко всяким формам кубанской самостоятельности. В водовороте Гражданской войны у деникинцев и казаков были разные интересы и цели. И вскоре их отношения обострились до предела. В ответ на самостоятельные шаги Рады в вопросах о сотрудничестве с горскими народами Кавказа и посылку независимой делегации в Париж в Лигу Наций, Деникин и Врангель развязывают террор по отношению к Раде. После этого у казаков не осталось никаких иллюзий в отношений к той "свободе", которую им готовили белогвардейцы. Начался массовый исход из "Добровольческой" армии, и из двух зол предателям-деникинцам население Кубани предпочло власть большевиков. С установлением советской власти их деятельность была прекращена. Представители новой власти на местах своими действиями (игнорирование казачьих традиций, нескрываемая ненависть ряда работников новой власти к казачеству) оттолкнули часть населения от большевиков. Расхождения во взглядах и не согласие с политикой советской власти привели весной 1918 г. к массовым выступлениям казачества. Результатом чего было решение о создании центральной власти выборным путем. [2, с.55; 1, с.489]

    В виду того, что Законодательная рада не прекращала своей деятельности во время кубанских походов, на Кубани не возникало временного представительного органа власти. После вступления частей Добровольческой армии в Екатеринодар в августе 1918 г. краевое правительство отменяет все декреты и приказы советской власти и издаёт приказ № 59, по которому восстанавливается деятельность правительственных и общественных учреждений, действовавших в крае до захвата власти большевиками. Под руководством члена Законодательной рады Каплина начинается разработка Положения о выборах в Краевую раду. Правительство считало, что «депутатов Рады должны избирать общие сходы из казаков и горцев старше 25 лет, а также крестьян - общинников, приписанных к Кубанской области». Кубанская чрезвычайная краевая рада начала свою работу 28 октября1918 г., после освобождения Кубанского края от большевиков. «Это был величайший момент в жизни Кубанского казачества, Кубанских горцев и всех тех жителей Края, которые боролись с большевиками за истинное народоправство - демократизм». [8, с.31; 4, с.3]

    Чрезвычайная краевая рада стала высшим представительным органом власти на Кубани, в котором сконцентрировалась основная законотворческая работа. В её составе было образовано 6 комиссий: по самоуправлению, управлению и внешним сношениям; по военно-морским делам; земельная; о порядке приёма и исключения из казачьего сословия и урегулированию отношений между казачьим и неказачьим населением; помощи пострадавшим от Гражданской войны и возвращению имущества, захваченного большевиками; по увековечиванию памяти погибших.

    Основную массу депутатов в Кубанской чрезвычайной краевой раде составляли крестьяне-хлеборобы и рядовые казаки – 60%, остальные 40% представляли интеллигентских профессий – офицеры, учителя и др. [9, с.176]

     Земельный вопрос был одним из важнейших вопросов, который предстояло разрешить представительным органам власти Кубани. Анализируя решения принимаемые Кубанской чрезвычайной краевой радой приходишь к выводу о ряде совпадений основополагающих принципов регулирования земельных отношений на Кубани и других регионах  (например: Дон).  Так Кубанская чрезвычайная краевая рада утвердила 7 декабря 1918 г.

     «Основные положения земельной реформы в Кубанском крае», а на Дону 7 сентября 1918 г. было принято «Положение о частновладельческих землях». В этих документах были сформулированы следующие основополагающие положения:

1 )отменяется частная собственность на землю с ее водами, лесами, недрами и надземными богатствами;

2 )создавался войсковой (на Дону) и краевой (на Кубани) земельные фонды из казенных, частновладельческих, церковных, монастырских и Высочайше пожалованных земель;

3 )принудительное отчуждение в земельные фонды Дона и Кубани частновладельческих земель (помещичьи, офицерские, дворянские, чиновничьи и др.), церковных и монастырских земель с их недрами и лесами: все земли, приобретенные безденежным путем (пожалованные, унаследованные и др.), отчуждались без выкупа, купленные земли отчуждались по стоимости;

4 )за счёт земельного фонда наделялись землёй малоземельные казаки и коренные крестьяне.

     Данные нормы исходили из фактических земельных отношений, из казачьих традиций уравнительного землепользования при общей собственности на землю всего Войска. [12].

     Законодательной радой был принят целый комплекс нормативных актов по земельному вопросу, например: Закон о земле в Кубанском крае от 2 сентября 1919 г. Его реализация могла привести к полному уничтожению частной собственности на землю, но для этого необходимы были значительные денежные средства и время.

    Главным вопросом становления любого образования всегда является вопрос о власти. Заложенная на 2-й Кубанской раде в 1917 г. система государственного устройства Кубани уже тогда отчётливо приобрела форму парламентской республики. Для того чтобы на Кубани были окончательно закреплены принципы парламентаризма, необходимо было принятие новой конституции, которая должна быть составлена в духе принципов демократического казачества. [6, с.548]

    Разработку проекта новой конституции взяло на себя Правительство Кубанского края. В процессе разработки, при обсуждении проекта конституции, такие вопросы как роль войскового атамана в системе государственного устройства края, правила выборов в Законодательную раду, организация местной власти в крае вызвали много споров.

   Результатом явилось принятое 5 декабря 1918 г. Кубанской чрезвычайной краевой радой Временное положение об управлении Кубанским краем – Конституция Кубанского края. Сохранение демократических основ государственности должен был гарантировать принцип разделения властей, заложенный в основу кубанской системы управления. При этом коллегиальный принцип руководства являлся основополагающими для кубанской государственности.

     Воля граждан, выражаемая, на представительных собраниях считалась источником высшей власти в Кубанском крае. Носителями законодательной власти выступали Краевая и Законодательная рады, исполнительной – Войсковой атаман и Кубанское краевое правительство. Краевая рада созывалась войсковым атаманом или Законодательной радой для избрания главы Кубанского края (войскового атамана), рассмотрения и утверждения законов, вносящих изменения в конституцию. Судебная власть осуществлялась независимыми судами. Конституция гарантировала гражданам  права и свободы, которые обеспечивали им правовую возможность активного участия в общественной и государственной жизни, что и в современных условиях служит основой парламентской демократии. [7, с.80-87]

    Одним из важных элементом любого современного парламента является наличие борьбы в нём политических партий за принятие через законы важных решений. Для Кубанской общественной жизни характерным было отсутствие своих политических партий (отдельные лица примыкали к тем или иным российским партиям). [5, с.10-12] Отдельные его депутаты разделили идеологию российской партии кадетов. Такой состав депутатов избавлял Войсковой круг от ненужных политических распрей и по многим вопросам способствовал единству принимаемых решений.

    Важными принципами демократии представительных органов власти на Кубани были такие как гласность и публичность их деятельности, что обеспечивалось свободным доступом на заседания (за исключением закрытых) прессы и всех желающих. В кубанском парламенте группировки депутатов в основном формировались по территориально-национальному признаку.  Всего существовало 9 групп: семь  отдельских (по количеству отделов Кубанского края); крестьянская группа; секция горцев. Среди этих групп, по общественно- политическому единомыслию выделялись две политические группы – черноморцы (потомки выходцев из Сечи и Малороссии) и линейцы (в основном выходцы с Дона). Группа черноморцев стремилась к созданию Южнорусского союза, в состав которого бы входили: Кубань, Украину, Дон, Терек и некоторые государства Закавказья, и основывался бы на принципе федерации. Группа Линейцев выступала за достижение компромисса с Главным командованием и объединение, под общим командованием Добровольческой армии, Юга России в союз казачьих земель Кубани, Дона и Терека. [10, с.300] Между черноморцами и линейцами, на заседаниях Рады, в отстаивании своих интересов шла зачастую непримиримая борьба. Данный факт не мог остаться незамеченным рядовыми избирателями, что впоследствии негативно сказалось на оценке их деятельности.

     В связи с тем, что система органов власти казачьих образований существенно отличалась от устройства власти территорий, занимаемых Добровольческой армией, командование Добровольческой армии выражало свое недовольство в деятельности представительных органов власти казачьих образований Кубани. Данное обстоятельство явилось причиной возникновения трений и противоречий во взглядах. Противоречия проявились в августе 1918 г. сразу же после освобождения Екатеринодара от большевиков и в основном заключались в том, чтобы не допустить вмешательство командования Добровольческой армии в организацию внутренней жизни края. Согласительные комиссии различного рода, создаваемые для урегулирования создавшейся ситуации, лишь обостряли ее и загоняли в тупик. В конечном итоге в 1920 г. конфликт перерос в окончательный разрыв с Деникиным.

     Представительные органы власти Кубани в своем стремлении расширить социальную базу новых образований и в целях привлечения к управлению более широкие массы населения, шли на сближение с крестьянством, для достижение этих целей, целый ряд волостей был переименован в станицы, а их жители получили звание казаков, с уравнением в правах с последними на получение земли. По инициативе и от имени Законодательной рады было выпущено обращение к казакам, горцам, крестьянам и рабочим Кубанского края «против разрушительной работы монархистов и за «святую свободу и народоправие», «за землю и волю». Также было принято решение о разработке нового закона о выборах в Законодательную раду с большим расширением избирательных прав иногородних, что само по себе говорило об образовании демократического общества.

    Период деятельности представительных органов власти на Кубани с середины 1918 г. и до середины 1919 г. можно охарактеризовать как наивысший этап его деятельности, основной чертой которого явилось становление и дальнейшее развитием парламентской модели казачьих образований. В период, когда по всей России шла Гражданская война, принималась кубанская конституция, в основу которой была заложена стабилизация общественно - политической жизни на территории казачьих образований. В ней чётко обозначились тенденции к формированию правового государства, основанного на принципе разделения властей – одной из основ парламентаризма. Так в своей деятельности представительные органы власти Кубани выражали свое стремление к реализации своих идей казачьей государственности, которые основываются на принципах «народоправства». [13, с.286]

    Решение земельного вопроса стало важнейшим итогом деятельности парламентариев Кубани. Оно выразилось в принятии ряда законов о земле, по которым отменялась частная собственность на землю и создавались земельные фонды для справедливого распределения земель между малоземельным казачеством и крестьянством. Не смотря на это на Кубани все еще не была решена проблема, касающаяся иногородних. И в связи с этим, возникший между казаками и крестьянами конфликт зашёл слишком далеко. А для полной реализации решений и устранения всех противоречий между крестьянством и казачеством требовалось время. Так представительными органами власти Кубани было однозначно заявлено о неприемлемости диктатуры (в какой бы то ни было форме она не проявлялась) как к системе организации гражданской власти. Данное обстоятельство нашло свое отражение в соответствующих пунктах конституции, которая существенно ограничивала атаманскую власть, кроме того ставила её под контроль парламента.

    В свете продолжавшейся Гражданской войны, а кроме того сложившейся сложной военно-политической обстановки на Кубани, кубанские парламентарии прилагали немало усилий к восстановлению в регионе гражданского мира и согласия. Основным противником данного мира был большевизм. Приказом №1 Кубанской чрезвычайной краевой рады отмечалось, что: «Отныне на Кубани не должно быть произвола и насилия. Все лица, подозреваемые или обвиняемые в каких-либо преступлениях, а также в большевизме, должны отвечать только по суду». [11, с.217] Кроме того запрещались самосуды и телесные наказания. Аресты и обыски производились только на основании закона.

   При развитии государства на Кубани наблюдались свои сложности: большая декларативность принятых документов и решений; демагогия многих парламентариев; отсутствие решения насущных вопросов текущей экономической жизни и политики, конфликтность политиков с главным командованием; полное игнорирование мнения рабочего класса и неразрешённые конфликты с иногородними.

    В заключение хотелось бы отметить, что исторический опыт, достигнутый деятельностью представительных органов власти на Кубани являет исторический прецедент формирования казачьих парламентских республик, кроме того помогает в решении некоторых задач, стоящих перед современными региональными парламентами.



Список литературы

1.      Герман О.Б. Правовое положение казачества и крестьянства Юго-Востока Европейской России в 1861– 1920гг. Ростов н/Д, 2003.

2.      Добрынин В.В. Борьба с большевизмом на Юге России. Участие в борьбе донского казачества. Февраль1917 – март 1920: очерк. Прага, 1921.

3.      Зайцев А.А. Региональный политический процесс в условиях гражданской войны 1917–1922 гг. 2009.

4.      Казаки и Рада. Из стенографического отчёта заседаний Кубанской чрезвычайной краевой рады в 1918 году.Изд. Отдела пропаганды Кубанского краевого правительства. 1919 г.

5.      Казачьи идеологические группировки // Вольное Казачество (Прага). 1928. № 3.

6.      Кубанская чрезвычайная краевая рада созыва 28 октября 1918 г.: стенографический отчет пленарных заседаний. Екатеринодар, 1918. Вып. 2.

7.      Молчанов Л.А. Раздор, раскол – это ли называется спасением России? // Белая гвардия: Альманах. №8.

8.      Остапенко П.И., Щетнёв Е.В. Указ. соч.

9.      Скобцов Д.Е. Три года революции и гражданской войны на Кубани. В 2 т. Париж, 1962. Т. 1.

10.   Скобцов Д.Е. Драма Кубани // Белое дело. Кубань и Добровольческая армия. М., 1992. Кн. 8.

11.   Скобцов Д.Е. Три года революции… Т. 1

12.   Терещенко     А.Г.     Конституционные    акты    Всевеликого     войска     Донского     //Донской    временник: краеведческий библиотечно-библиографический журнал. 2003. №7.

13.   Филимонов А.П. Разгром Кубанской рады // Белое дело. Кубань и Добровольческая армия. М., 1992. Кн. 8.