Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Авторы:
Город:
Ярославль
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Прокурорский надзор - это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей её территории. В своей деятельности прокуратура руководствуется ФЗ N2202-1 «О прокуратуре Российской федерации», а также иными законами. Относительно уголовного производства, прокурор надзирает за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие и руководствуется также Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 02 июня 2011г. №162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”.

    Предметом прокурорского надзора согласно ст.32 ФЗ от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» являются: «законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы».

    Прокурорский надзор– это гарантия обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел. Однако, в практике имеются различные мнения относительно того, какой момент или временной промежуток считать «возбуждением уголовного дела». В буквальном выражении это понятие предполагает одномоментное формальное действие следователя или дознавателя по вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. На практике -это целая досудебная стадия процесса, в которой полномочные органы государства и должностные лица при наличии к тому повода (жалобы, заявления, явки) устанавливают наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и, следовательно, дальнейшего производства по делу.

   Непосредственно акт  возбуждения уголовного дела условно является результатом предварительной проверки по заявлению (сообщению, явке) и приводит механизм уголовного процесса в движение, фактически служит точкой отсчета сроков предварительного расследования, а, следовательно, и сроков содержания под стражей обвиняемых. Эта стадия уголовного дела неизбежна, в связи с чем появляется правовая основа для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях.

   В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за соблюдением должностными лицами и органами требований сроков содержания под стражей, пресекает отказы в принятии заявлений и сообщений о преступлениях, контролирует своевременную регистрацию указанных обращений, а также способы проведения проверок, проверяет на соответствие их требованиям законодательства РФ. При этом прокурор вправе посещать в любое время все органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, знакомиться с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

   Каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждении, прокурор или его заместитель обязаны немедленно освободить своим постановлением. При этом постановления и требования прокурора обязательны для исполнения согласно ст. 34 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

   Закон требует от следователя, дознавателя, органа дознания в целом, направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору. Так, часть 4 ст.146 УК РФ (Возбуждение уголовного дела публичного обвинения) обязывает руководителя следственного органа, следователя, дознавателя копию постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направить прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого- разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор также незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело3.

   В уголовно-процессуальном законе имеют место особенности при возбуждении уголовных дел частного обвинения в случае обращения потерпевшего или его представителя (законного представителя) с заявлением к мировому судье. В таком случае уголовное дело возбуждается путем подачи потерпевшим или его законным представителем в суд заявления, согласно ч.1 или 2 ст.318 УПК РФ (Возбуждение уголовного дела частного обвинения) о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.115 УК  РФ (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч.1 ст.116 УК РФ (Побои), ч.1 ст.128.1 УК РФ (Клевета).

    При возбуждении уголовного дела данной категории закон не обязывает мирового судью направлять прокурору копию постановления о принятии уголовного дела к производству, поскольку обвинение выдвигает и поддерживает потерпевший- частный обвинитель (ст. 22, 318 УПК РФ).

   С целью определения законности возбуждения уголовного дела, прокурор неизбежно должен проверить и дать анализ всем действиям следователя (органа дознания), имевших место до момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. То есть, фактически функция прокурора по осуществлению прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовного дела начинается с момента поступления в органы внутренних дел информации о преступлении или заявления потерпевшего (или его представителя) о совершенном преступлении.

    В  случае, если     по результатам проверки    прокурор приходит к выводу об отсутствии оснований  к возбуждению уголовного дела,  а оно возбуждено,  прокурор вправе в соответствии со ст.32 Закона «О прокуратуре РФ» отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

    Функцией прокурорского надзора является, кроме иного, деятельность по проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела. Согласно ст.141 УПК РФ (Заявление о преступлении), потерпевший может заявить устно или письменно о совершенном преступлении, что оформляется в Отделе Министерства Внутренних Дел (ОМВД) протоколом сообщения о преступлении или заявлением соответственно. При невозможности явки лица для подачи заявления о преступлении, сообщение о нем оформляется рапортом должностного лица согласно ст.143 УПК РФ и в соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (утв. Приказом МВД России от 29.08.2014года №736).

   По обращению в ОМВД по факту совершенного преступления, потерпевший ожидает возбуждения уголовного дела, восстановления нарушенных прав и справедливости, что ассоциирует с наказанием лица, совершившего преступление.

    Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять сообщение о любом преступлении и проверить поступившую информацию в пределах своей компетенции, установленной УПК РФ, после чего в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения (или в течение 10 суток при продлении срока проверки согласно ч.3 ст.144 УПК РФ) принять по нему решение в соответствии со ст.145 УПК РФ.

    При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела согласно ст. 148 УПК РФ, о передаче сообщения по подследственности согласно статьи 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд согласно ч.2 ст. 20 УПК РФ.

    Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа для проведения такой проверки.

   В стадии отказа в возбуждении уголовного дела также имеются некоторые особенности в части преступлений, относящихся к такой категории дел, как частное обвинение. А именно, если по результатам проведенной проверки орган дознания усматривает в действиях лица признаки состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.115, ч.1 ст.116 или ч.1 ст.128.1 УК РФ, то отказывает в возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет потерпевшего с одновременным разъяснением права на обращение в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела частного обвинения. Далее потерпевший пользуется предоставленным ему законом правом обращения к мировому судье с заявлением частного обвинения и просьбой принятия уголовного дела к своему производству. В начальной стадии судебного разбирательства мировой судья с целью рассмотрения дела по существу истребует у органа дознания материал проверки для исследования его в судебном разбирательстве.

    Как следует из практики по уголовным делам частного обвинения судебных участков №2 Дзержинского судебного района г.Ярославля, судебных участков №1, №2, №3 Ярославского судебного района Ярославской области за период с 2002г. по 2015год, а также по результатам анализа материалов проверки, проведенной ОМВД того же региона, не каждый подобный материал проверки, завершившийся постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, проходит прокурорскую проверку, в связи с чем основания, по которым в возбуждении уголовного дела отказано, могут повлиять на рассмотрение дела частного обвинения по существу и послужить основанием к прекращению уголовного преследования.

    Например, в рамках дела частного обвинения Ивановой А.И. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.115 УК РФ, из материала проверки усматривалось, что в возбуждении уголовного дела органом дознания отказано в связи с отсутствием в действиях Ивановой А.И. состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.115 УК РФ.

    При указанных обстоятельствах суд должен был учесть п.5 ч.1 ст. 27 УПК РФ, предусматривающих, что уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается при наличии в отношении него неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

    Анализ норм ч.3, ч.4 ст.24 УПК РФ в совокупности с п.5 ч.1 ст. 27 УПК РФ указывают на невозможность привлечения лица к уголовной ответственности по той норме закона, по которой в возбуждении уголовного дела отказано.

    Потерпевший по данному уголовному делу, Сидоров И.И., не согласился с указанными обстоятельствами, ходатайствовал об отложении судебного разбирательства до решения им вопроса обжалования вышеназванного постановления об отказе в возбуждении уголовного  дела в отношении Ивановой А.А. по  указанным  выше основаниям. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено прокурором района, уголовное дело рассмотрено с постановлением обвинительного приговора.

    Аналогично, по обвинению Николаева И.И. по ч.1 ст.116 УК РФ в ходе судебного разбирательства при истребовании материала проверки установлено, что в возбуждении уголовного дела отказано «в связи с отсутствием в действиях Николаева И.И. состава преступления, предусмотренного УК РФ ».

     По жалобе потерпевшего-частного обвинителя данное постановление было отменено прокурором, уголовное дело рассмотрено по существу с постановлением обвинительного приговора.

   Так, согласно статистических данных прокуратуры Ярославской области, за 9 месяцев 2015года прокурорами отменено постановлений о возбуждении уголовного дела: всего 82, из них по ведомствам: Следственный комитет- 1, Следствие МВД- 32, Дознание - 49; - постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела 36451, из них Следственный комитет- 238, Следствие МВД- 214, Дознание - 35980; Следствие ФСКН -17, Дознание ФСКН -2.

     Возбуждено уголовных дел по результатам отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел: всего 3452, из них по ведомствам: Следственный комитет- 1, Следствие МВД- 22, Дознание - 3426; Следствие ФСКН -2, Дознание ФСКН -1.

     Специализированные прокуратуры (Военная, Природоохранная, Транспортная, По надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказаний и иных мер принудительного характера) осуществляют свою деятельность аналогично территориальной прокуратуре субъекта РФ.

   Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обеспечивающих их функционирование, подчиняются непосредственно территориальным прокуратурам субъектов РФ .

    Таким образом, роль прокурорского надзора в стадиях возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела значима для государства в целом, поскольку обеспечивает законность и права граждан, а сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами действующего законодательства; именно прокурорский надзор обеспечивает неуклонное и строгое соблюдение и исполнение законодательства на всей территории Российской Федерации.

   Однако, проблема прокурорского надзора в стадии отказа в возбуждении уголовного дела по категориям преступлений, отнесенных к делам частного обвинения, и в стадии возбуждения уголовного дела имеет место, что влечет затягивание судебного разбирательства и может привести к прекращению уголовного преследования виновного лица.

   В целях обеспечения своевременного рассмотрения вопросов, касающихся возбуждения уголовного дела (или отказа в возбуждении уголовного дела), а в последующем и своевременного рассмотрения дела в суде, требует вмешательства законодателя стадия возбуждения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела в ходе предварительной проверки по сообщению (заявлению) о преступлении.

    Решением возникающих вопросов могло бы явиться расширение полномочий прокурора и возложение на него обязанности утверждения постановления следователя (дознавателя, органа дознания) о возбуждении уголовного дела или отказа в его возбуждении.

Список литературы

1.     Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

2.     Уголовно-процессуальный кодекс РФ (принят ГД РФ 22 ноября 2001)

3.     Федеральный Закон от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» N2202-1

4.     Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

5.     Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 02 июня 2011г. №162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”.

6.     Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации".

7.     Статистические данные прокуратуры Ярославской области за 9месяцев 2015года.

8.     Судебная практика по уголовным делам, находившимся в производстве судебных участков  №2 Дзержинского района г.Ярославля, судебных участков №1,2,3 Ярославского судебного района Ярославской области за период с 2002г. по 2015г.