Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЯ РЕЖИМА ВОЕННОГО ПЛЕНА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Высшей ценностью государства, согласно действующими нормам международного права, является человек, в связи с чем, оно должно соответствующим образом оберегать человека и его права даже и в жестоких условиях войны. Вопросы правовой защиты военнопленных были и остаются актуальными на сегодняшний в день, в том числе, в связи с нестабильной политической обстановкой и многочисленными локальными военными конфликтами [4]. Необходимость правовой регламентации статуса военнопленных и их прав подтверждается существованием такого международного нормативного акта в области защиты данной категории лиц, как Конвенция об обращении с военнопленными, принятая в Женеве 12 августа 1949 года, а также дополнительными протоколами к ней [2].

   Правовой статус военнопленных характеризуется достаточно широким набором прав и обязанностей. При соответствующем соблюдении своих обязанностей военнопленный получает определённый уровень свободы и благ, насколько их возможно предоставить в военное время пленённым солдатам противника. Однако некоторые страны применяют нормы об обращении с военнопленными избирательно или не применяют их вовсе, ссылаясь на статус таких граждан как не входящих в регулярные войска противоборствующей страны.

    Примером, подтверждающим данные положения могут служить события 22 января 2002 года, когда в федеральном окружном суде Лос-Анджелеса состоялось первое судебное заседание по иску о неправомочности  содержания плененных талибов и боевиков «Аль-Каиды» на базе ВМС США Гуантанамо. Указанный иск являлся первой попыткой оспорить в американском суде правовую основу содержания пленных боевиков. В петиции, направленной правозащитниками утверждалось, что условиями перевозки и содержания пленных Соединенные Штаты нарушили около 20 положений III Женевской конвенции, регламентирующей правила обращения с военнопленными. Помимо этого, правозащитники усмотрели в нарушении процессуальных норм в отношении заключенных прямое нарушение конституции США [1].

    По свидетельствам бывших заключенных в целях получения необходимой информации, сотрудники тюрьмы применяли к ним различные пытки и издевательства. Узников Гуантанамо раздевали догола, сажали в мешки, лишали сна и света, заставляли в течение длительного времени стоять или сидеть в позах, причиняющих боль. Против воли в их организм вводились наркотические средства.

    Американские власти, а именно представители американского правительства, парировали эти обвинения, ссылаясь на то, что заключенные Гуантанамо не могут быть военнопленными, поскольку не являются солдатами регулярной армии. В заявлениях представителей администрации президента США, данных заключенных называли лицами, которые незаконно вели боевые действия против американцев. Власти Соединенных Штатов заявляли, что могут держать этих людей в заключении без предоставления им прав, гарантированных Женевской конвенцией по военнопленным, вплоть до окончания войны с терроризмом.

    Полагаем, что в рассмотренной ситуации имело место нарушение положений Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными», поскольку заключенных Гуантаномо. В соответствии с подп. 2 п. 2 статьи 4 конвенции, военнопленными считаются «… личный состав повстанческих формирований…, если они отвечают нижеследующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны» [2]. Исходя из названного положения, заключенных Гуантаномо можно отнести к категории лиц, подпадающих под режим военного плена.

    К сожалению, пытки над узниками Гуантаномо являются не единственным примером нарушения прав военнопленных. Мировой практике известны применение пыток и насилия к военнопленным, содержащимся в тюрьме Абу-Грейб, мусульманском и хорватском концентрационных лагерях Челебичи и Дретель. Полагаем, что в какой-то степени этому способствует то, режим военного плена, закрепленный в III Женевской конвенции, устанавливает минимально необходимую защиту жертвам войны, но не определяет механизма его реализации. Думается, что определения этого механизма должна проявиться роль государства и его Вооруженных сил, в нормативном закреплении и организации исполнения и применения международно-правовых норм. К примеру, в Российской Федерации режим военного плена находит отражение в федеральных законах "О воинской обязанности и военной службе" [7] и "О статусе военнослужащих" [8], указах Президента РФ [3], актах Министра обороны [6]. В других же странах на уровне национального законодательства данный режим  не отражён.

    Кроме того, думается, что для решения рассматриваемой проблемы необходимо повысить эффективность реализации на международном уровне положений Женевской Конвенции об обращении с военнопленными, путем обязывания стран - участниц Конвенции довести до личного состава вооруженных сил своего государства обязанность строгого соблюдения норм международного гуманитарного права, в частности режима военного плена, аналогично положениям Приказа Министра обороны РФ от 08.08.2001 № 360 "О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации". Помимо этого, в ст. 129 Женевской конвенции указывается на обязательство договаривающихся сторон ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей Конвенции [2]. Однако, не смотря на закрепление в уголовном законодательстве ответственности за военные преступления и неисполнение приказов, как указывалось выше, условий применения такой ответственности, нет.

   Проблема нарушения режима военного плена требует своего скорейшего решения мировым сообществом на основе принципа обязанности государств сотрудничать друг с другом, принципа уважения прав человека и основных свобод, а также принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву, дабы избежать ошибок мировых войн и других локальных вооружённых конфликтов прошлого.

Список литературы

1.     В федеральном окружном суде Лос-Анджелеса состоялось первое судебное заседание по иску о неправомочности содержания плененных талибов и боевиков "Аль-Каиды" на базе ВМС США Гуантанамо [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ria.ru/world/20020123/57552.html#ixzz3qoiMfiP8

2.     Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Заключена в г. Женеве 12.08.1949) (с изм. от 08.12.2005) // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 634 - 681.

3.     Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749

4.     Леншин С.И. Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: Монография. - М: За права военнослужащих, 2009. – C. 145

5.     Самодуров Д.И. Правовой режим военного плена (международно-правовой анализ) // Военное право: антология диссертаций. - М.: За права военнослужащих, 2011, Ч. II. – C. 541

6.     Приказ Министра обороны РФ от 08.08.2001 № 360 "О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации" [Электронный ресурс].- Режим доступа:     http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=306542

7.     Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О воинской обязанности и военной службе"// "Российская газета", N 63-64, 02.04.1998

8.     Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О статусе военнослужащих"// "Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331