Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

В практике оперативной работы изучаются личности, подозреваемые в совершении преступления, устанавливает, может ли человек быть причастен к преступлению. Также приходится беседовать со свидетелями, соседями, знакомыми, сотрудниками, родственниками подозреваемого, собирается информация из всех источников. Поэтому сотрудникам приходится общаться с разными людьми и для успешной деятельности необходимо наладить определённые отношения с ними. Для этого оценивается личность с различных сторон.

Оценка личности складывается из нескольких составляющих: внешний анализ, наблюдение за поведением, беседа, анализ документов (писем, дневника, деловых бумаг, конспектов, аудиозаписей), биографический метод (изучения жизненного пути). При оценке личности необходимо учитывать совокупность всех наблюдений.

Схема изучения личности включает в себя:

1.      Общие данные (время и место рождения, национальность, образование, специальности, должность, место жительства, семейное положение);

2. Внешние признаки (лицо, рост, вес, телосложение, одежда, походка, голос);

3. Жизненный путь (родители, детство, учебные заведения, трудовой деятельности, брак, дети);

4.     Жизненные сферы (семья, профессия, общество, политическая жизнь, свободное время, материальное положение, здоровье);

5. Поведение (инициативность, агрессивность, нравственность); 6.Темперамент и характер;

7. Способности.

Наилучший вариант узнать о характере жизни подозреваемого - это организовать и за ним тайное наблюдение. Под тайным наблюдением подразумевается отслеживание за передвижениями подозреваемого, его встречами, прослушивание телефонных разговоров без ведома человека, за которым установлено наблюдение. Но для этого необходима группа специалистов, оснащённая техникой, мобильными средствами передвижения и связи. Но не всегда это возможно и часто оперативнику приходится составлять мнение о человеке при личной встрече и здесь главное наблюдать за мимикой. Выражение лица меняется в зависимости от психологического состояния, разделяют 4 ярких проявления: удовольствие, не удовольствие (огорчения, досада и т. д.), страх и гнев[1].

Во время беседы оперативный работник выясняет рабочие моменты, определяет отношение человека к интересующим его фактам, увлечениям, в то же время составляет для себя и портрет собеседника:

- Его уровень развития (профессиональный, интеллектуальный);

- Моральные качества,

- Нормы поведения;

- Характер;

- Темперамент.

Для того, чтобы более полно составить психический характер лица оперативник должен продумать ход беседы, составить план общения.

Общение должно проходить в спокойной обстановке, не торопясь, с запасом времени. Нужно выключить посторонние источники звука, исключить вмешательство посторонних лиц. Вопросы в беседе необходимо чередовать: особо интересующие факты и общеличностные вопросы, раскрывающие качество собеседника.

В процессе беседы оперативному работнику необходимо изменить тактику вопроса, свое поведение в зависимости от психического состояния собеседника. При этом необходимо фиксировать его состояние, изменение его тона речи, настроения, жестикуляции и в связи с какими моментами это происходит. Нужно пробовать разные тактики взаимодействие с человеком, вызвать в нём доверительные отношения, узнать от него интересующую информацию.

Для наилучшего результата общения оперативник должен сам настроиться на беседу, cохранять психическое равновесие в сложных конфликтных ситуациях, проявлять выдержку, сдерживать эмоции. Он должен поддерживать корректную обстановку, не допускать плохого поведения собеседника, речевого бескультурья. В процессе беседы сотрудник, сохраняет лидерство, поддерживает и развивает активность опроса. Заинтересованность, проникновения в личный мир опрашиваемого – главное условие удачного общения. Лучше всего предварительно составить план беседы (краткого и развернутого), наметить уточняющие, дополняющие вопросы, с учётом психологии личности и возможных вариантов беседы[2].

При беседе главная информация передается через речь, но её дополняет и мимика, и интонация, и жестикуляция. Все учитывается в комплексе. В общих чертах по речи можно составить психический портрет.

Если словарный запас небольшой, употребляется большое количество жаргонных или нецензурных слов, можно сказать, что человек асоциального поведения, некультурный. Некоторые отклонения в речи, такие как монотонность, замедленное произношение, нечеткая проговаривание, произношение одних и тех же фраз несколько раз может говорить о психическом заболевании или интеллектуальной ограниченности. Речь – индикатор эрудиции. Развитая, плавная, полная, содержательная речь присуща интеллигентному, образованному человеку.

Лицо также может дать информацию о человеке. Если при разговоре он отводит взгляд, смотрит в сторону, это говорит о его нежелании общаться, неискренности. В среднем, при общении люди смотрят друг на друга 20 % времени. Если больше - это говорит о стремлении помочь, о полной готовности к сотрудничеству, об открытости.

По выражению лица можно судить об эмоциональном состоянии собеседника. Есть специальные разработки, помогающими по положению бровей, глаз, губ, мимических движениях, судить о том, что человек чувствует – страх, гнев, радость, горе, удивление и т. д.. Можно определить даже лжет человек или говорит правду, или что-то недоговаривает, скрывает. При определённых тренировках и навыков, это не вызывает трудностей в применении на практике.

Поза человека при беседе может говорить о его тревожности или спокойствие. Если он вальяжно, расслабленно сидит, много жестикулируют, он хочет показать свою самоуверенность, возвышенность. Если собеседник скован в движении, сидит на краю стула, значит он растерен, неуверенно себя ощущает. При эмоциональном напряжении человек зажат, нервно потирает пальцы, губы и руки дрожат, лицо краснеет или бледнее. При неуверенности или желание скрыть факты нередко проявляется в неадекватности, мимике (например, улыбка при рассказе о печальных событиях). При депрессии, подавленности наблюдается апатичная, невыразительная мимика, слишком демонстративная мимика (удивление или гнев) призваны для создания эффекта привлечения внимания[3].

Внешность также может многое рассказать о человеке. Аккуратная, стильная одежда говорит о хорошем вкусе, интеллектуальности. Модные, дорогие вещи говорят о хорошем достатке. Небрежно одежда, ветхая – о том, что человек не следит за собой. Наличие множества украшений – о позерстве, стремлении выделиться.

Поведение человека зависит от воспитания, врождённых свойствах личности, психического состояния. Сдержанность движений указывает на хорошее самообладание. В тоже время повышенная активность, возбудимость говорит о нервности, раздражённости[4].

Опытный оперативник должен помнить, что уравновешенному, хорошо владеющему собой человеку  часто  удается           не            показывать            действительных            эмоций. При общении сотрудника с человеком необходимо предвидеть, что резкое требование с лиц с разными темпераментами, может привести к разным последствиям. Сангвиники и флегматики выполнять требования, а холерики могут негодовать, меланхолик замкнется. Необходимо учитывать совокупность психических свойств в каждом конкретном случае.

Все люди ведут себя по-своему при различных обстоятельствах. Если человек находится наедине с собой, он спокоен, у него естественное поведение. Если человек присутствует в знакомой компании, и ведёт себя как обычно. Если он попал в не знакомую обстановку, общается с незнакомыми людьми, то он замыкается, присматривается, оценивает обстановку. При наблюдении за человеком в условиях кабинета, в необычных для него ситуации, возможно, что он скрывает свои настоящие качества.

Как правило, впечатления о человеке складывается с первой минуты общения, но на это может повлиять предварительный рассказ постороннего лица о его жизни, личных качествах. Поэтому оперативнику необходимо обстоятельно, не спеша, максимально полно собирать информацию об интересующем объекте и лишь затем делать рабочие выводы.

1     Ю. В. Чуфаровский, Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности, Изд. Проспект, Москва 2006.

 2 Ю. В. Чуфаровский, Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности, Изд.Проспект, Москва 2006, стр. 37.

3 См.: Чуфаровский Ю.В.: Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие / Чуфаровский Ю.В. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 208 c.

4 Ю. В. Чуфаровский, Юридическая психология, Изд. Проспект, 2005.

 

Список литературы

 

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями и дополнениями).

2. Ю. В. Чуфаровский, Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности, Изд. Проспект, Москва 2006.

3. Чуфаровский Ю.В.: Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие / Чуфаровский Ю.В. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 208 c.

4. Ю. В. Чуфаровский, Юридическая психология, Изд. Проспект, 2005.

5. Ю. В. Чуфаровский, Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности, Изд.Проспект, Москва 2006, стр. 37.