Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Согласно статистике Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, за 2016-2017 г. следственными органами в суд направлено 15 уголовных дел, связанных с организацией нелегальной игровой деятельности. А фигурантами уголовных дел стали 27 человек. Всего в 2016 г. следственными органами СК России по Иркутской области совместно с сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по иркутской области и другими правоохранительными структурами обнаружено и изъято около 450 игровых автоматов, свыше 400 различных приспособлений, в числе которых столы для игры в покер, игровые фишки и т. д. [1].

Актуальность проблемы борьбы с проведением азартных игр заключается также в разграничении уголовной и административной ответственности. Необходимо отметить, что азартная игра – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006 г. № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» законодателем установлен запрет на деятельность азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Исключением является деятельность по приёму интерактивных ставок в букмекерских конторах и тотализаторах, имеющих соответствующую лицензию и расположенных исключительно в игровых зонах [2].

При установлении запрета законодатель предусмотрел возможность осуществления данного вида деятельности в так называемых «игорных зонах». Игорные зоны – это часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом. В Российской Федерации установлены игорные зоны в пяти субъектах: в Алтайском, Краснодарском, Приморском краях, Калининградской области и Республике Крым.

В то же время при существующих запретах и ограничениях деятельности по организации и проведению азартных игр, проблема ликвидации незаконных игорных заведений, а также распространения нелегального игорного бизнеса продолжают оставаться актуальными в современном российском обществе.

В настоящее время нормами противодействия незаконным азартным играм являются уголовное и административное законодательство, которые предусматривают юридическую ответственность.

Однако существует проблема вопросов квалификации, разграничения деятельности организаций между уголовным и административным правонарушением.

Так, в статье 14.1.1 Кодекса административных правонарушений указано, что за незаконные организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 700 тысяч до 1 млн. рублей с конфискацией игрового оборудования [3]. Например, Постановлением № 5-43/2017 судебного участка №36 Малоярославецкого района Калужской области от 17.04.17 ООО «Г.» было признано виновным в совершении административного правонарушения, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 тысяч рублей с перечислением в УФК МФ РФ по Калужской области [4].

Ст.     1712     Уголовного  кодекса    РФ     за    аналогичные    деяния     предусматривает   уголовную ответственность в виде штрафа в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 3 лет либо в виде обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо в виде ограничения свободы на срок до 4 лет, либо лишения свободы на срок до 2 лет [5]. Так, в соответствии с данной статьёй был вынесен Приговор № 1 – 60/2017 Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 февраля 2017 г. в отношении гражданина Ф., который совершил незаконные организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны и с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Суд признал виновным подсудимого в совершении преступления предусмотренного  ч.1 ст. 1712 УК Российской Федерации и назначил наказание в виде обязательных работ сроком 200 часов, с отбытием наказания в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией [6].

Разграничение     состава    преступления,     предусмотренного    ст.     1712      УК     РФ,     и     состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1.1 КоАП РФ, проводится по наличию или отсутствию признака извлечения дохода в крупном размере, под которым понимается доход, превышающий 1 млн 500 тыс. руб. (в ст. 14.1.1 КоАП РФ указанный признак отсутствует) [7].

Органы прокуратуры активно осуществляют надзор за деятельностью игорного бизнеса. Так, прокурор Октябрьского района г. Иркутска обратился в суд с иском в интересах Иркутской области к ООО «Санторин» о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр и запрете осуществления данной деятельности в пункте приема ставок букмекерской конторы. Согласно закону Иркутской области от 14 июня 2007 г. № 38-оз «О запрете на территории Иркутской области деятельности по организации и проведению азартных игр», исходя из которого ООО «Санторин» осуществляет незаконную деятельность по организации и проведению азартных игр.

Определением Верховного Суда РФ от 12 января 2016 г. № 33-КГ15-22 установлено, что в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 г. решение о запрете начиная с 1 июля 2007 г. на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений). Поэтому, удовлетворяя иск, суды обратили внимание, что наличие у общества вышеуказанной лицензии само по себе не является достаточным основанием для занятия такого рода деятельностью на территории Иркутской области, поскольку не преодолевает запрет, установленный областным законом.

Следовательно, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться запрет как на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорной зоны, так и на деятельность букмекерских контор и тотализаторов [8].

Прокуратура должна проводить проверки, в ходе которых выявлять интернет-сайты, на которых содержится информация о различных азартных играх. Так, прокуратурой Псковской области были выявлено 82 интернет-сайта, на которых содержалась информация о различных играх в виде рулетки, покера и игровых автоматов. Заместитель прокурора обратился в суд к ОАО «Ростелеком», который является интернет-провайдером, о возложении обязанности по ограничению передачи информации. Определением Верховного Суда РФ от 9 октября 2012 г. № 91-КГПР12-3 установлено, что предоставление возможности доступа к участию в азартных играх при помощи сети «Интернет», фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр [9]. Поэтому интернет-провайдер должен принять меры по ограничению доступа к интернет-сайтам.

Автор, солидарна с Евдокимовым К.Н., Скляровым С.В. и другими учеными, что организация и проведение азартных игр с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», относится к категории компьютерных преступлений, обладающих повышенной общественной опасности в силу своей латентности и возможности совершения преступного деяния, находясь за пределами Российской Федерации [10, 11, 12, 13].

Думается, что все интернет-провайдеры должны ограничивать доступ к сайтам, в том числе и блокировать сайты, осуществляющие незаконную деятельность азартных игр и тщательно контролировать интернет-контент, содержащий онлайн-игры.

Правоохранительным органам также необходимо усилить контроль за деятельностью организаций, которые осуществляют деятельность организации и проведения азартных игр.

Органы прокуратуры, бесспорно, играют важную роль в предупреждении правонарушений данного вида, поэтому прокурорским работникам необходимо выявлять вышеуказанные сайты в процессе мониторинга сети «Интернет», обращаться в суд с исковым заявлением о блокировании выявленных сайтов, а также другой запрещенной к распространению компьютерной информации либо направлять информацию о подобных запрещенных сайтах в Роскомнадзор.

Мы поддерживаем позицию ученых [14], считающих, что органам прокуратуры следует усилить взаимодействие с институтами гражданского общества (научными и образовательными учреждениями, политическими партиями, общественными движениями и т. д.) для выявления и дальнейшего блокирования сайтов с информацией о незаконных азартных играх, в частности, например, со студентами юридических факультетов, будущими сотрудниками правоохранительных органов, которые являются постоянными пользователями сети «Интернет» и обладают социально активным правосознанием. В качестве положительного примера можно привести общественную организацию «Лига безопасного Интернета», которая действует с 2011 года и активно борется с запрещенным интернет-контентом, а также компьютерными преступлениями.

Список литературы

 

1.       Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал : сайт. – Режим доступа: http://irk.sledcom.ru/ (дата обращения 24.10.2017).

2.       О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о       внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 244-ФЗ : [в ред. от 28 марта 2017 г.]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.10.2017).

3.       Кодекс административных правонарушений от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ          // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 98.

4.       Постановление https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-36-maloyarosaveckogo-rajona- s/act-238290550/

5.       Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : [в ред. от 7 февр. 2017 г.]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2017).

6.       Приговор Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 фев. 2017 г. по делу № 1 – 60/2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://rospravosudie.com/court- kirovskij-rajonnyj-sud-g-ufy-respublika-bashkortostan-s/act-554041057/

7.       Чиндяскин Г. А. Соотношение незаконных организации и проведения азартных игр со смежными  составами  преступлений  и  административными  правонарушениями  /  Г. А. Чиндяскин // Российский следователь. – 2012. – № 23. – С. 26 - 27.

8.       Определение Верховного Суда РФ от 12 января 2016 г. № 33-КГ15-22. – Доступ из справочно- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2017).

9.       Определение Верховного Суда РФ от 9 октября 2012 г. № 91-КГПР12-3. – Доступ из справочно- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.05.2017).

10.    Евдокимов К.Н. К вопросу о понятии, структуре и сущности компьютерной преступности в Российской Федерации // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. № 1 (24). С. 128-139.

11.    Евдокимов К.Н. Актуальные вопросы квалификации неправомерного доступа к компьютерной информации на стадии возбуждения уголовного дела // Уголовный закон Российской Федерации: проблемы правоприменения и перспективы совершенствования Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. Главный редактор П.А. Капустюк. Ответственный редактор Р.А. Забавко. 2017. С. 119-125.

12.    Скляров С.В., Евдокимов К.Н. Актуальные вопросы совершенствования судебной практики по уголовным делам о хищении чужого имущества путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ) // Российский судья. 2017. № 7. С. 28-32.

13.    Скляров С.В., Евдокимов К.Н. Современные подходы к определению понятия, структуры и сущности компьютерной преступности в Российской Федерации // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 2. С. 322-330.

14.    Криминология. Общая часть. Учебник / Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В., Андреев Б.В., Бажанов С.В., Евдокимов К.Н., Жубрин Р.В., Ларьков А.Н., Раскина Т.В., Соколов Д.А., Степанов О.А. – Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.