Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ И ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Приоритетное значение принципа законности для правовых процессов различного уровня и направленности вряд ли подлежит сомнению. Уникальные по своему месту и выраженности категории - принципы, не могут быть созданы законодателем, они лишь выражаются им в той или иной степени в нормативно-правовых актах.

В юридической литературе к настоящему времени накоплено значительное количество информации по вопросам правотворчества [1,2,3,4,5,6]. Правотворчество определяется, например, как «форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене правовых норм»[8] или как особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. Довольно широкое распространение получает сегодня точка зрения о том, что правотворчество охватывает абсолютно весь процесс создания правовой нормы, начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовом регулировании, принятием её и заканчивая введением в действие. При этом правотворческая деятельность основывается на определённых принципах, к числу которых относят: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой. Законность при этом считается одним из основных принципов. Принято считать, что в основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ. При этом необходимо чёткое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники и, в первую очередь, субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права. При этом, по нашему мнению, законность имеет свою определённую специфику реализации в правотворчестве в зависимости от сферы принимаемых правовых норм.

Законодатель обязан решать важнейшие для правоприменения вопросы в самом законе, определять точно грань между преступным и непреступным для дальнейшего правильного и единообразного применения закона. Важным представляется обязательное законодательное обеспечение единства практики назначения наказания, необходимость максимально полного и точного указания признаков соответствующих преступлений. Полагаем, что, наряду с обозначенными моментами выражения законности в правотворчестве могут возникнуть специфически необходимые вопросы, связанные с особенностями правового регулирования. Законность при этом играет роль не только регулятора правил процесса правотворчества (в том числе правильности применения требований техники юридического письма), связующего императивного звена по исполнению основ уголовно-правовой политики государства, но и регулятора определения соответствия принимаемых уголовно-правовых норм специфике уголовного закона. Принцип по своему назначению, призван, не только направлять реализацию норм права, но и способствовать их изначально правильному формулированию. Значение принципа законности видится здесь в охране закона от возможного вмешательства дисбалансирующих сил.

Принцип законности начинает своё действие уже с момента подготовки законопроекта или проекта отдельных норм для внесения поправок, изменений или дополнений. Практически уже на стадии обсуждения законопроекта выявляются недостатки, несоответствия, что так же, может являться результатом влияния принципа законности и других принципов правотворчества.

Одним из проявлений требований законности является завершение процесса создания нормативного акта - его опубликование. Опубликование имеет особое юридическое значение для вступления в силу и дальнейшего применения законодательного акта и процесс его строго регламентирован[7]. На наш взгляд, опубликование является предпосылкой и формой дальнейшей реализации принципа законности в правоприменительной деятельности. Важно при этом усмотреть момент влияния уже закреплённого принципа на дальнейшее правотворчество в данной области.

Законность как определенный режим общественно-политической жизни, определяя характер взаимоотношений между органами государственной власти и гражданами, означает ограничение их рамками действующих в стране законов. Соблюдение законности в правовых отношениях, возникающих в связи и по поводу совершения преступлений, важно потому, что нарушение требований действующего законодательства при привлечении к уголовной ответственности может повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод граждан, породить судебные ошибки и произвол. Именно поэтому изложение принципов в УК РФ начато с принципа законности, который является специальной гарантией, обеспечивающей решение задач уголовно-правовой политики России [9].

При внесении любого вида возможных изменений в действующее законодательство, последнее с момента своего принятия (обнародования) должно влиять на правотворчество, в чем и проявляется взаимозависимость и ответственность законодательных органов государства. Влияние правового принципа законности при этом предполагает реализацию политики точного и неуклонного соблюдения и исполнения закона всеми участниками интересующих нас уголовных и уголовно-процессуальных правоотношений путём более чёткой формулировки вносимых в законодательство корректив, что позволит правильно воспринимать текст закона и исключит противоречия в системе любого закона. Иными словами, принцип законности, в силу исполнения своего основного назначения в рамках реализации задач социальных, правовых и политических, должен прямым образом контролировать недопущение применения закона по аналогии, исключать коллизии путём прямого влияния на законотворчество, обеспечивать системность. И вполне понятно, что любой вид контроля должен не подразумеваться или предполагаться, а прямо устанавливаться в законе.

Таким образом, возможно сделать следующие выводы:

– правотворчество в области уголовного права неразрывно связано с реализацией принципа законности, имеющей момент своего начала с возникновения проекта правового материала;

– методами реализации принципа законности в правотворчестве я выступают анализ, сопоставление и контроль; средствами – прямое нормативное закрепление в статье закона, юридическое обеспечение выполнения требований путём совместных действий органов государственной власти по исполнению императивных требований принципа;

– реализация принципа законности в правотворчестве характеризуется цикличностью, длительностью и двусторонностью: уголовно-правовая концепция принципа законности приводит к взаимообусловленности и органическому взаимодействию законодательства и законодателя в момент возможного правотворчества в области уголовного права; уголовно-правовой принцип законности непосредственно обеспечивает системность уголовного закона и связь правотворчества с правоприменительной практикой;

– корректировка содержания принципа в настоящее время необходима и позволит воплотить уже имеющиеся объективно-необходимые в праве концептуальные требования законности;

– законодатель должен соблюдать законность по принятию уголовно-правовых и уголовно- процессуальных норм, реально имея и ощущая правовое воздействие на свою деятельность со стороны закона, что позволит более эффективно реализовывать криминалистическую деятельность;

– законодатель не может создавать принципы. Они уже заложены в праве, законодатель лишь формулирует их правильное содержание, закрепляет в законе необходимые элементы принципа с целью эффективного выполнения отраслевых задач;

– правотворчество в области регулирования уголовно-правовых отношений должно предполагать в своей основе рассмотрение природы принимаемых норм, выяснение их отраслевого предназначения и определение соотношения с принципом законности.

 

Список литературы

 

1.       Ковачев Д.А Механизм правотворчества в соц. государстве. М., 1977

2.       Лукич Р., Методология права. М., Прогресс. 1981. С.215

3.       Правотворчество в советском государстве. М., Юрид.лит. 1974. С.157

4.       Правотворчество в СССР. М., 1974

5.       Пиголкин А. С. Процессуальные формы правотворчества / Под ред. П. Е. Недбайло, В. М. Горшнева. М., Юрид. лит. 1976

6.       Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996

7.       Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994. № 15. Ст. 1173./Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов».

8.       Юридическая энциклопедия / под ред. Тихомирова М. Ю. М., 2000.С. 347.

9.       Электронный ресурс «Inferno Solutions»: https://studme.org/1363052829953/pravo/printsipy_ugolovnogo_prava (Дата обращения – 20.11.2017).