Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ ПРОТИВОПРАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕСТУПНИКОВ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Современный мир меняется, все процессы ускоряются, технологии развиваются и становятся быстрее и совершеннее. Информация – вот главное оружие 21 века. Недаром 21 век называет веком информационных технологий. Каждую секунду миллионы людей загружают в сеть терабайты информации о себе и своих близких, обычному человеку отсортировать и применить такую информацию не под силу. На помощь приходят программы, но и они не успевают за бурлящим потоком сообщений, фотографий, видео, регистраций, посещений. Спецслужбы и маркетологи применяют всё новые и новые алгоритмы сортировки информации. Человек во власти социальных сетей и глобальной паутины, интернет становится игрушкой в руках умелых мошенников. Мошенники, которые намерено, обходят системы компьютерной безопасности с целью получения информации или любой другой выгоды называются компьютерными злоумышленниками. Всё возрастающее количество компьютерных преступлений, совершаемых в мире, заставляет экспертов по информационной безопасности прибегать к нестандартным способам охоты за хакерами и прочими компьютерными злоумышленниками, а именно составление психологического портрета преступника и прогнозирование его действий на основании информации, полученной таким образом. Данный способ нестандартен для компьютерной сферы, однако в криминологии он используется давно и достаточно успешно.

В последние годы, в отечественной криминологической науке появилось немало работ, посвященных изучению личности компьютерного преступника и мотивации его противоправной деятельности [3, 4, 7, 8].

В свою очередь, психологи утверждают, что хакер - это почти всегда очень яркая, мыслящая личность, способная к принятию ответственных решений и нетерпимая к насмешкам и потере социального статуса, и в то же время он очень трудоспособен и старателен. Чаще всего это скромный, незаметный труженик: любит раньше всех приходить на работу и оставаться после её окончания.

Все вышеперечисленное можно считать собирательным понятием компьютерного преступника. Вместе с тем, как утверждает Г.Т. Мегрелишвили [5], по ряду оснований можно выделить и самостоятельные, обособленные их группы:

К первой группе компьютерных преступников можно отнести лиц, отличительной особенностью которых является устойчивое сочетание профессионализма в области компьютерной техники и программирования с элементами изобретательности. Характерной особенностью преступников этой группы является отсутствие у них четко выраженных противоправных намерений. Практически все действия совершаются ими с целью проявления своих интеллектуальных и профессиональных способностей.

Они достаточно любознательны, обладают незаурядным интеллектом, и при этом не лишены спортивного азарта в достижении результата. Наращиваемые меры по обеспечению компьютерной безопасности воспринимаются ими как вызов их способностям.

Ко второй группе можно отнести лиц, страдающих информационными болезнями, или компьютерными фобиями, изучением которых в настоящее время занимается информационная медицина.

Компьютерные преступления могут совершаться лицами, страдающими указанным видом заболеваний. Скорее всего, при наличии подобных фактов в процессе раскрытия и расследования компьютерного преступления необходимо провести судебно-психиатрическую экспертизу на предмет установления вменяемости преступника в момент совершения им преступных действий.

Компьютерные преступления, совершаемые этой группой, в основном связанны с физическим уничтожением либо повреждением средств компьютерной техники без наличия преступного умысла, с возможной частичной или полной потере контроля над своими действиями.

Третью группу составляют профессиональные компьютерные преступники с ярко выраженными корыстными целями. Они характеризуются многократностью совершения компьютерных преступлений с обязательным использованием действий, направленных на их сокрытие и обладающих в связи с этим устойчивыми преступными навыками.

Преступники этой группы обычно являются членами хорошо организованных, мобильных и технически оснащенных преступных групп,либо преступных сообществ. Это высококвалифицированные специалисты, обычно имеющие высшее техническое образование. Данный вид преступников и представляет собой основную угрозу обществу, являясь ядром компьютерной преступности, как в качественном, так и в количественном плане.

Интересной является точка зрения К.Н. Евдокимова, который в зависимости от нравственно- психологических свойств личности, выделил три типа преступников: «социально-дезодаптированный»,

«эмоционально-восприимчивый», «социально-неадекватный».

К первому типу относятся лица, характерными чертами которых является аутизация и интравертность, т. е. уход в себя, отгороженность от окружающих, направленность интересов лишь на удовлетворение своих собственных, в основном информационных потребностей.

Второй тип включает лиц, которые приобщились к совершению компьютерных преступлений, для удовлетворения своих личных интересов и потребностей. Этот тип лиц обладает повышенной восприимчивостью и особой чувствительностью ко всему, что касается интересов личности. В основном данный тип преступников совершает правонарушения из корыстных мотивов с целью удовлетворения своих материальных потребностей, реже потребности в знаниях и других интересов.

Третий тип представлен лицами с высшим образованием, высоким интеллектуальным уровнем и материально обеспеченные. На первый план для них выходит удовлетворение иных, нематериальных потребностей. Чрезмерные или непонятные с точки зрения окружающих, но кажущиеся естественными для их личности запросы порождают проблему потребностно-мотивационной сферы, которую невозможно разрешить из-за личного нежелания и неприятия установленных правовых (социальных) норм. Для этих лиц характерны политические, хулиганские или исследовательские мотивы. К ним мы можем   отнести «компьютерных шпионов», «вандалов» и некоторых других «хакеров» [5].

Определенное внимание мотивации хакеров было уделено в социологическом исследовании П. Тэйлора, который выделил следующие типы мотивов: любопытство, скука, удовольствие, получаемое от ощущения силы, «узнавание в среде таких же, как и ты», борьба за свободу информации, зависимость от компьютеров [10]. Некоторые, предложенные Тейлором формулировки не соответствуют принятому в психологической науке пониманию мотивов (например, «скука» - не является мотивом, это результат неудовлетворенной потребности в познании, рекреации и пр.), зачастую за выделенным конструктом стоит целый ряд мотивов.

В свою очередь, по мнению К.Н. Евдокимова: «Мотивы и цели совершения данного вида преступлений могут быть самыми различными: желание получить какую-либо информацию для личного пользования, повышение собственного знания, коммерческий шпионаж, стремление противопоставить себя обществу, азарт решения сложной проблемы, месть, корысть и др.» [3].

Анализируя мотивы, предложенные П. Тэйлором и другими авторами, можно утверждать, что в побуждении деятельности хакеров участвует целое поле возможных мотивов: познавательные мотивы, мотивация аффилиации, сотрудничества, желание продемонстрировать себя, самоутверждение, опыт потока и др. Выделенные виды мотивов можно объединить в более общие группы в зависимости от направленности потребности (на знания, и на социум), что сводит все указанные мотивы к двум большим группам: познавательной и социальной. Кроме того, мотивация субъекта может быть направлена как на конечный результат своей деятельности, так и на процесс этой деятельности: т.е. она может быть как внешней, так и внутренней.

Таким образом, можно сделать вывод, что под мотивацией хакерского поведения понимается процесс формирования мотива действия как осознанного побуждения к совершению противоправного поступка. При этом необходимо учитывать, что, как и всякое внутреннее побуждение, мотив формируется под влиянием социальной среды и жизненного опыта личности хакера. Потребности, интересы, чувства, приобретая значение побуждения к конкретному поступку, становятся мотивами совершения противоправного действия.

Вместе с тем, в современных реалиях все большее место в мотивации личности компьютерных преступников занимают политические мотивы [2].

На основании анализа научных точек зрения [1, 7, 8, 9] и всего вышесказанного, автор считает целесообразным учесть мотивацию поведения компьютерных преступников в уголовном законодательстве, закрепив в диспозициях статей 272, 273, 274 УК РФ, в качестве квалифицирующих признаков, некоторые мотивы и цели (например, политические мотивы или цели «облегчить совершение преступления», «скрыть следы его совершения»).

 

Список литературы

 

1.            Евдокимов К.Н. К вопросу о совершенствовании уголовного законодательства РФ в сфере противодействия компьютерным преступлениям // Проблемы совершенствования прокурорского надзора сборник статей. Иркутск, 2015. С. 114-120.

2.            Евдокимов К.Н. К вопросу о совершенствовании уголовной ответственности за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст.273 УК РФ) // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : Материалы Международной научно-практической конференции. 2012. С. 227-230.

3.            Евдокимов К.Н. К вопросу о субъективной стороне состава преступления при создании, использовании и распространении вредоносных компьютерных программ (ст.273 УК РФ) // Российский следователь. 2013. № 8. С. 22-26.

4.            Евдокимов К.Н. Криминологическая характеристика личности компьютерного преступника в современной России // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. № 4 (27). С. 85-93.

5.            Криминология. Особенная часть в 2 т. Том 2. Учебник / Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В., Андреев Б.В., Бажанов С.В., Евдокимов К.Н., Жубрин Р.В., Ларьков А.Н., Раскина Т.В., Соколов Д.А., Степанов О.А. - Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 311 с.

6.            Мегрелишвили Г.Т. Криминологический и психологический портрет личности преступников в сфере высоких технологий // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 180-181.

7.            Попов  А.Б.  Криминологическая  характеристика  личности  преступника,  совершающего преступление, предусмотренное ст. 272 УК РФ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 8. C. 411-413.

8.            Степанов-Егиянц В. Г. Криминологическая характеристика личности компьютерного преступника // Российский следователь. 2014. № 19. С. 41-44.

9.            Скляров С.В., Евдокимов К.Н. Актуальные вопросы совершенствования судебной практики по уголовным делам о хищении чужого имущества путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ) // Российский судья. 2017. № 7. С. 28-32.

10.         Taylor, P.A. (2000). Hackers: Crime in the Digital sublime. London. Routledge.