Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

Резюме. Настоящая работа посвящена анализу соответствия правовых норм «юстирующих» отношения собственности, духу закона, направлена на определение и демонстрацию наглядного несовершенства отдельных плохо замаскированных положений закона.

Ключевые слова. Право собственности, регистрация прав, гарантия.

   Текст. Прогресс любой страны опосредован материальным благосостоянием ее граждан. В современной жизни, учитывая глобальные интеграции и эволютивные реформы, в том числе правовых отраслей, к сожалению, по-прежнему остаются актуальными вопросы осуществления вещных прав. Несмотря на то, что вопросам собственности перманентно уделяется место в стратегических документах Республики Казахстан - «Современные реалии требуют… усиления защиты прав собственности и договорных обязательств…» [1], «… нужны комплексные решения по законодательному укреплению института частной собственности» [2] и н.др., - первый взгляд под углом собственного зрения на частный случай и небольшой обзор законодательства Казахстана, позволяет выявить «юридическую эрозию» правовой материи закона. Для более детального восприятия названного, смоделируем ситуацию имеющую распространение в практической сфере.

   В 2015 году, между гр. «А» и гр. «Б» был заключен договор мены недвижимого имущества, согласно которому гр. «А» передал в собственность гр. «Б» квартиру в жилом многоквартирном доме, а гр. «Б» передал жилой дом с земельным участком. Стороны зарегистрировали свое право собственности в установленном порядке, в информационной системе правового кадастра. По истечении определенного времени гр. «А» узнал, что в ближайшее время, через периметр, в котором находится его дом с земельным участком, будет проходить автомобильная дорога. Данное изменение, как ему стало известно, было внесено в генеральный план города в 2012 году. Также в компетентных органах сообщили, что все собственники недвижимости застраиваемой территории, зарегистрировавшие свои права после 2012 года, таковыми не являются, поскольку подобная регистрация незаконна и в этой связи могут не рассчитывать на компенсацию или иное встречное предоставление при начале строительных работ.

    Известно, что нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан занимают особое место в структуре системы законодательства и наряду с другими нормативными актами составляют действующее право (п.1ст.4 Конституции РК). В этой связи, надлежит обратить внимание к нормативному акту продекларировавшему - «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (п.1ст.1 Конституции РК). Признание их высшей ценностью означает, что государство не имеет более важной задачи, чем забота о человеке, его материальном благополучии. При этом государство обязано создать все зависящие от него условия для достойного существования человека» [3].

   «В соответствии со статьей 26 Конституции - «граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество» (пункт 1) и «собственность... гарантируется законом» (пункт 2). «Настоящие конституционные положения предполагают правовую легитимность приобретения имущества и направлены на охрану законных прав собственника от неправомерного вмешательства кого бы то ни было и обеспечение неприкосновенности собственности» [4].

   Содержание приведенных норм Главного Закона Республики Казахстан и нормативных постановлений Конституционного Совета, позволяет сделать вывод о том, что, во-первых: в собственности граждан может находиться только законно приобретенное имущество, а во-вторых: законно приобретенные имущество и права на него, пользуются всеми гарантиями, защитой, неприкосновенностью и другим обеспеченным законом иммунитетом.

   В этом смысле, обратим внимание на пункт 2 статьи 3 Закона Республики Казахстан от 26 июля 2007 года № 310-III «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее Закон «О Госрегистрации»), который гласит – в правовом кадастре не могут быть зарегистрированы ни передача, ни обременение, ни изменение или прекращение права на недвижимое имущество, пока такое право не будет зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением случаев, предусмотренных главой 6 настоящего Закона.

   Одной из институциональных функций государственного органа в процессе осуществления государственной регистрации, является выявление неправомерного в действиях граждан направленных на возникновение, изменение или прекращение собственности и прав на нее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится в следующем порядке: проверка документов, представленных на государственную регистрацию, включая проверку законности совершаемой сделки и (или) иных юридических фактов (юридических составов), являющихся основаниями возникновения, изменения, прекращения прав (обременении прав) на недвижимое имущество или иных объектов государственной регистрации на соответствие действующему законодательству (пп.2п.1ст.20 Закона «О Госрегистрации»).

   Приведенное, в полной мере соответствует целям государственной регистрации - проверка документов осуществляется в целях установления соответствия представленных на регистрацию документов, а также субъектов и объектов правоотношений, вида права или обременения права на недвижимое имущество, оснований их возникновения, изменения, прекращения требованиям законодательства (п.1ст.30 Закона «О Госрегистрации»).

   Таким образом, вполне обоснованно можно сделать еще один вывод, во-первых - регистрация прав на недвижимое имущество - есть  трудоемкая и строго регламентированная  процедура, определенная законодательством последовательность совершения обязательных действий государственным органом, в частности направленных на установление законности возникновения права собственности на недвижимое имущество. Во-вторых - наличие факта государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - есть подтверждение приобретения права собственности в законном порядке.

   В этом, следует полностью согласиться с позицией Конституционного Совета Республики Казахстан - «Одним из способов подтверждения прав на недвижимое имущество и гарантий защиты права собственности является государственная регистрация… Государственная регистрация – это «обязательная процедура признания и подтверждения государством возникновения, изменения или прекращения прав (обременения прав) на недвижимое имущество и иных объектов государственной регистрации в правовом кадастре в порядке и сроки, установленные настоящим Законом и иными законами» [5].

   Конституционный Совет определенно дает понять, что в момент регистрации права собственности на недвижимое имущество за гражданином «А», государство, в лице уполномоченных органов, признало и подтвердило возникновение этого права у данного лица в законном порядке и гарантировало его неприкосновенность в соответствии с нормами Верховного Закона - «Собственность… гарантируется законом» (п.2ст.26 Конституции РК), - «...Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные… пунктом 2 статьи 26 Конституции» (п.3ст.39 Конституции РК). В противном случае, государство оказывается способным признать и подтвердить незаконное возникновение прав, а данный институт (государственной регистрации прав на недвижимое имущество) является неэффективным и возникает вопрос о социальной потребности в нем.

   Резюмируя, нелишне обобщить: государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический факт порождающий: возникновение, признание, подтверждение и гарантию права собственности на недвижимое имущество.

   Все перечисленные последствия распространяются только на законно приобретенные: имущество и права на него [4].

   Поскольку регистрируется исключительно законно приобретенное право собственности - зарегистрированное право собственности приобретено - законно.

   Законно приобретенное право собственности гарантировано государством (аксиоматизировано им на уровне закона).

   Возможностью легальной отмены регистрации прав на недвижимое имущество судом (ст.33 Закона «О Госрегистрации»), закон манифестирует о нарушении конституционных прав и свобод человека (п.2ст.26 и п.3ст.39 Конституции РК).

   При этом необходимо также заметить, что в исключительных случаях имеет место принудительное отчуждение имущества, но только при условии равноценного его возмещения [3], именно таким образом выдерживается конституционный принцип «неприкосновенность собственности».

Список литературы

1.     Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года».

2.     Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

3.     См. Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 мая 2007 года № 5 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 26 и пункта 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан».

4.     См. Постановление Конституционного Совета от 15 апреля 2004 года № 2 и Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 23 апреля 2008 года № 4.

5.     Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 7 декабря 2011 года N 5 «О проверке конституционности пункта 1 статьи 44 Закона Республики Казахстан от 26 июля 2007 года № 310-III «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» по обращению районного суда № 2 Казыбекбийского района города Караганды Карагандинской области»