Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Аннотация: Данная статья посвящена раскрытию понятия местное самоуправление, рассматриваются мнения многих ученых касательно определению данного понятия. Затрагиваются вопросы о роли местного самоуправления в системе публичной власти. Рассматривается характер системы публичной власти. Анализируется нормативно-правовая база, содержащая нормы, регулирующие организацию и деятельность местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, местная власть, публичная власть, государственная власть, конституция, местное население.

За последние двадцать лет Российская Федерация, сделала свой стратегический выбор, несколько раз корректировала политический курс своего развития. Данные процессы ставили перед государством, политическими элитами и гражданами ряд проблем, связанных не только с формированием конституционного дизайна, гражданского общества, правового государства . [2]

В связи с этим наиболее актуальное значение в этот период приобретает вопрос улучшения взаимоотношений местных органов с государственными, понимание практических и теоретических аспектов взаимоотношения местного самоуправления и государства, а также их реализация в законодательной практике. [1]

Основа конституционного строя является системой исходных конституционных принципов, целей, которые закреплены в первой главе Конституции РФ, они задают устройство государства, общества и права. Содержанием конституционных принципов и целей являются: конституционные права граждан, органов, социальных общностей, организаций политико-территориальных образований, а также местных жителей. Права граждан закреплены не только в статьях второй главы Конституции РФ. Таким образом, основой конституционного строя является осуществление указанных принципов, прав, целей, а также состояние государства, национального права, общества, сложившееся под их воздействием.

В последнее время в России выстраивается система управления, которая включает в себя как местное самоуправление, так и государственное управление. Однако данная концепция до конца не раскрыта, а правовая основа местного самоуправления не имеет достаточного опыта для его функционирования и организации, также не имеются научные подходы для определения роли и места местного самоуправления в российском государстве и обществе для решения проблемы взаимоотношений местного самоуправления и государства, это препятствует эффективному построению действующей системе публичной власти. Однако современные формы и принципы местного самоуправления представляют собой компромисс для согласования интересов местного населения и государства.

Система управления страной и система публичной власти, распространяющееся на население, которое проживает на определенной территории, организована на муниципальном, федеральном и региональном уровнях. Однако уровни публичной власти остаются равнозначными и равноценными. Независимо от того, что в соответствии с Конституцией России ее многонациональный народ является единственным источником власти, в каждом уровне власти существует своя специфика полномочий, функций и ответственности властных органов.

В различных документах и нормативных правовых актах содержится юридическое определение местного самоуправления. Однако стоит обратить внимание на то, что в Конституции РФ не имеется исчерпывающая юридическая трактовка местного самоуправления. Такое разнообразие характеристик местного самоуправления, которые имеют противоречивые и неупорядоченные свойства, позволяет сделать вывод как о том, что муниципальные институты имеют самостоятельность в отношении системы управления государством, так и о том, что они находятся в зависимости от них.

Для разрешения данной противоречивости необходимо обратиться к нормам Европейской хартии местного самоуправления. Согласно статье 3 хартия не градирует вопросы ведения государственными делами и на вопросы местного значения. Однако она определяет то, что вопросы местного значения входят в понятие государственных дел. Данный факт показывает особенность понятия местное самоуправление, которое  дается  в  данной  хартии.  Также  стоит  отметить  то,  что  Европейская  хартия  местного самоуправления послужила отправной точкой для формирования национального законодательства в данной сфере, а также для решения проблем юридической защиты местного самоуправления. [4]

В российском законодательстве, а в частности в Федерально законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. № 131-ФЗ местное самоуправление определяется как форма осуществления народом своей власти, а вот в Федеральном законе 1995 г. № 154-ФЗ определение было шире, так как местное самоуправление определялось как самостоятельная и ответственная деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или с помощью органов местного самоуправления. Я считаю, что данное определение является более емким и больше соответствует Конституции РФ. Сегодня надо четко и определенно сказать: федеральное законодательство все дальше и дальше отступает от буквы Конституции в формировании российской модели местного самоуправления. [7]

В 2009 г. завершающий этап муниципальной реформы должен был завершиться. Однако те изменения, которые внесены в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Федеральным законом от 25 декабря 2008 г., переходный период был продлен до 2012 г.

Это в первую очередь связано с тем, что реализация ФЗ № 131 нашла определенные проблемы, которые затрагивают процесс наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Обращая внимание на вопрос о месте местного самоуправления в системе публичной власти, необходимо обратиться к определению самого понятия местное самоуправление. Стоит отметить, что таких определений достаточно большое количество, и они порой отличаются между собой. Анализируя нормы Конституции РФ, выявляется основание для такого утверждения: помимо горизонтального существует еще и принцип вертикального разделения власти.

Таким образом, власть в стране разделяется на муниципальную и государственную. В постановлении Конституционного суда Российской Федерации «по делу Республики Коми» было введено понятие публичной власти. Впервые термин «публичная власть» фактически был использован в юридическом документе. В данном постановлении сказано о том, что понятие «органы власти» не обозначает их государственную природу.

В Российской Федерации существуют два равных вида публичной власти, муниципальная власть и государственная власть. Каждый из них имеет свои специфические признаки. Государственная власть решает вопросы государственного значения, а органы муниципальной власти решают вопросы местного значения. Ряд ученых справедливо считают, что в настоящее время никто не будет отрицать то, что у муниципального образования имеется своя доля власти. Однако, данная власть ограничивается в рамках вопросов местного значения, но эта власть тоже публичная, которая имеет такие же средства принуждения. По мнению В.Е. Чиркина, в настоящее время публичная власть не принадлежит государству. Своя публичная власть существует на различных уровнях территориальной организации общества, которая призвана решать вопросы организации и деятельности данного публично-территориального образования в рамках тех полномочий, которые установлены государственными нормативно правовыми актами. [8] С.Д. Князев, отмечает, что местное самоуправление является неотъемлемой частью единой системы народовластия. В статье 12 Конституции РФ местное самоуправление рассматривается как одна из основ конституционного строя, а также Конституция дает гарантии для обеспечения исполнения решений должностных лиц и органов местного самоуправления и непосредственно местного населения, которые приняты в пределах их компетенции. В данном случае субъекты муниципальной власти сохраняют за собой возможность в случае нарушения своих прав, которые утверждены законом, воспользоваться способами защиты в виде судебного разбирательства и государственного принуждения. [5]

Согласно М.А. Либоракиной, сущностью местного самоуправления является самоорганизация населения, это позволяет относить местное самоуправление к явлениям общественной жизни. Конституция выводит местное самоуправление за рамки его узкого понимания в виде системы местной власти, которая обеспечивает эффективное управление населенными пунктами. Местное самоуправление имеет такую же важную роль как свобода совести, слова и другие основные институты демократического государства. Этому свидетельствуют конституционные гарантии, которые предоставлены местному самоуправлению, основополагающими среди них являются гарантии независимости местного самоуправления от системы государственной власти. Это является основой, для формирования гражданской инициативы, которая достигается общественным договором. [6]

Однако данной концепции, в частности ее некоторым аспектам дается весьма критическая оценка. Например, по мнению некоторых ученых, положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти является не совсем корректной и в полной мере не отражает роль и место данного института в системе власти.

В научной литературе также отмечается то, что некоторые ученые пытаются дать компромиссное (универсальное) определение местному самоуправлению (местной власти). Например, В.А. Баранчиков считает, что местное самоуправление представляет собой децентрализованную форму организации территориальной публичной власти, обеспечивающую исполнение и соблюдение законов и остальных различных видов нормативно правовых актов государственной власти, на территории различных видов населенных пунктов, самим местным населением, а также органами местного самоуправления и должностными лицами. Данные должностные лица и органы подотчетны перед местным населением и являются подконтрольными им в своей деятельности. [3]

С точки зрения С.Г. Соловьева, можно сказать о том, что на территории Российской Федерации существуют две относительно самостоятельные системно-властные образования, которые осуществляют свои властные полномочия от имени народа России, таковыми являются: система органов местного самоуправления (муниципальной власти) и система органов государственной власти.

Таким образом, к вышесказанному стоит добавить, что местное самоуправление представляет собой фундаментальный уровень публичной власти, которая непосредственно приближена к народу, к своему единственному источнику. Устойчивый характер системы публичной власти, определяет его степень самостоятельности и самодостаточности. При всем этом в системе сдержек и противовесов местное самоуправление имеет весьма важное значение, оно не позволяет властным полномочиям концентрироваться на государственном, региональном уровне и предопределяет устойчивую степень государственного и федеративного устройства Российской Федерации. Местное самоуправление способствует признанию и соблюдению прав местного населения центральной властью страны, не смотря на то, что в российской истории раньше державная власть отрицало права местного населения. Теперь же права граждан рассматриваются в виде возвышения достоинства личности и человека, а также укрепления державности страны как главный ориентир развития российского общества.

 

Список литературы

 

1.                  Алексеева С.В., Аминов И.Р. Проблема реализации института голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного               самоуправления//Сборник  научных    трудов    по    итогам    международной    научно- практической конференции. Проблемы и перспективы юриспруденции в современных условиях. Казань, 10 июня 2014 г. С. 20-21.

2.                  Аминов И.Р. О фундаменте национальной безопасности России // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2015. № 2 (27). С. 56-61.

3.                  Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: монография. М., 2012.

4.                  Европейская хартия местного самоуправления. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.

5.                  Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права. 2011. № 6.

6.                  Либоракина М.И. Проблемы и перспективы местного самоуправления: независимая экспертиза реформы. М., 2010.

7.                  Сергеев А.А. Местное самоуправление в РФ: проблемы правового регулирования. М., 2011.

8.                  Чиркин В.Е. Территориальный публичный коллектив и власть народа // Гражданин и право. 2014. № 5. С. 10–12.