Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СУБЪЕКТАХ РФ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
26 января 2016г.

    Возможность учреждения должности уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ следует из п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а также из п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ – в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся установление общих принципов организации системы органов государственной власти, издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними нормативных правовых актов субъектов Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

    Избранная законодателем модель существования бизнес-омбудсмена на федеральном уровне и в субъектах РФ для нашего государства представляется оптимальной. Она отвечает требованиям федеративной государственности, которая предполагает «специфическую модель политико-правовой организации государственной власти, особые институциональные формы и способы взаимодействия ее различных институтов и структур»14.

    Инициатива Президента РФ создать институт уполномоченного по защите прав предпринимателей изначально подразумевала, что деятельность нового органа будет организована таким образом, чтобы он был представлен и на федеральном и на региональном уровнях. Большинство обращений, которые поступали в государственные органы до создания института уполномоченного и идут к федеральному бизнес-омбудсмену после того, как он появился, связаны с деятельностью региональных властей, спорами между предпринимателями в регионе15.

   

14     Липчанская М. А. Институционализация конституционной системы власти в федеративном российском государстве // Власть. - 2013. - № 7.- С. 136.


   Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ16 (далее Федеральный закон № 78-ФЗ) регулирует деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ (ч.1 ст. 1). Данный документ является основным федеральным нормативным правовым актом, которым федеральный, а также бизнес-омбудсмены в субъектах РФ руководствуются в своей деятельности.

   Существование федерального и региональных бизнес-омбудсменов позволит эффективно осуществлять защиту прав предпринимателей, а также решать общефедеральные задачи по обеспечению их прав. Но вместе с тем стоит отметить, что Федеральный закон № 78-ФЗ не требует в обязательном порядке учреждения должности уполномоченного на территории регионов.

    Стоит отметить, что проблемы с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, схожи по своему содержанию и в той или иной степени присутствуют во всех регионах. Доказательством последнего утверждения является тот факт, что законы о бизнес-омбудсменах стали появляться в регионах еще до принятия соответствующего федерального нормативного правового акта, а свою позицию о том, что «институт уполномоченных по защите прав предпринимателей должен появиться в каждом субъекте Федерации», высказал В. Путин в одной из своих предвыборных статей17.

   Отметим, что легализация правового статуса уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации до принятия соответствующего федерального закона началась в Ульяновской и Челябинской областях, а также Республике Калмыкия и ряде других регионов. Однако не все субъекты имели необходимую правовую базу, определяющую их компетенцию18. Отсутствие унифицированных требований к нормативно-правовой основе региональных омбудсменов привело к тому, что в отдельных регионах уполномоченные назначались и действовали на основании актов органов исполнительной власти субъекта Федерации.

   Исходя из общих требований федерального законодателя, представляется, что законодательная база субъектов Федерации, касающаяся правового статуса уполномоченного по защите прав предпринимателей, должна быть приведена в соответствие с требованиями Федеральный закон № 78-ФЗ. В свою очередь, в субъектах, где бизнес-омбудсмен действовал лишь на основании актов региональных органов исполнительной власти, должны быть приняты соответствующие региональные законы об уполномоченных.

    На сегодняшний день уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ осуществляют свою деятельность в 75 регионах, но не везде формально утверждены. В 50 регионах бизнес-омбудсмены назначены главой субъекта и действуют на основании регионального закона (республики Татарстан, Башкортостан, Коми,  Псковская, Ульяновская,  Новосибирская области,  Красноярский, Хабаровский, Краснодарский край, Ненецкий автономный округ и др.), в 12 регионах уполномоченные работают на общественных началах при наличии регионального закона (Ростовская, Свердловская, Кировская области, республика Хакасия, Санкт-Петербург и др.) и ещѐ в 12 субъектах назначены бизнес-омбудсмены, но ещѐ не приняты региональные законы19 (Саратовская область, Астраханская, Мурманская области и др.).

    Полагаем, что в каждом субъекте России должен осуществлять работу свой бизнес-омбудсмен, работа которого должна основываться преимущественно на специальном региональном законе. Вместе с тем мы не считаем нужным, чтобы Федеральный закон № 78-ФЗ взамен существующей на этот счет диспозитивной нормы содержал императивное указание на необходимость принятия закона, регламентирующего деятельность регионального бизнес-омбудсмена. Потому как диспозитивный характер данной нормы позволяет на наш взгляд учесть в этом вопросе особенности каждого региона страны. Так, например, в Саратовской области закон о региональном бизнес-омбудсмене до сих пор не принят. Свою деятельность уполномоченный по защите прав предпринимателей в данном субъекте РФ осуществляет лишь на основании распоряжения и постановления высшего должностного лица субъекта20, следовательно, у него нет законного статуса и специальных правомочий в сфере осуществления защиты прав предпринимателей. Отсутствие принятия соответствующего закона в Саратовской области объясняется тем фактом, что на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей назначено авторитетное в области лицо - президент региональной торгово-промышленной палаты, который при осуществлении своей деятельности в качестве уполномоченного использует аппарат палаты. При этом на данный момент у него нет необходимости в финансировании своей деятельности из бюджета региона.

 

 

15 См.: Сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Совещание по вопросу функционирования института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации

[электронный ресурс]. URL: http://ombudsmanbiz.ru/2014/02/7949.html (дата обращения 20 июня 2014 г.).

16     Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2013 г.) // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2305.

17     Путин В. В. Демократия и качество государства // Коммерсант. 2012. 6 фев.

18   См.: Кирилловых А. А. Уполномоченный по правам предпринимателей: основы правового статуса в системе правозащитных институтов //Законодательство и экономика. - 2013. - № 11.

19    Сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Совещание по вопросу функционирования института Уполномоченного   по   защите   прав   предпринимателей   в   субъектах   Российской   Федерации   [электронный   ресурс].   URL: http://ombudsmanbiz.ru/2014/02/7949.html (дата обращения 20 июня 2014 г.).



    Для большинства субъектов Российской Федерации вопрос о материальном обеспечении деятельности регионального бизнес-омбудсмена не стал краеугольным. Финансирование деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в них осуществляется за счет средств регионального бюджета, как того требует п. 7 ст. 9 Федерального закона № 78-ФЗ. Поэтому в случае с Саратовской областью, очевидно, что работа бизнес- омбудсмена должна быть либо быть оформлена в строгом соответствии с нормами Федерального закона № 78- ФЗ: строиться на основе специального регионального нормативного правового акта, предусматривающего его финансирование из средств бюджета региона, либо должен быть осуществлен поиск другой формы его деятельности. Например, бизнес-омбудсмен может осуществлять свою деятельность на территории общественной приемной федерального уполномоченного, пребывая при этом в статусе общественного представителя федерального бизнес-омбудсмена. В таком случае его деятельность будет носить опосредованный характер, а основная работа по рассмотрению жалоб от субъектов предпринимательской деятельности данного региона должна будет перенесена на федеральный уровень.

     В связи со сказанным выше, полагаем, что в исследуемом федеральном законе следует предусмотреть норму, согласно которой общественные представители бизнес-омбудсмена, назначенные в субъектах Российской Федерации, в которых отсутствует региональный уполномоченный, по поручению бизнес-омбудсмена могут реализовывать права, предусмотренные Федеральным законом № 78-ФЗ для уполномоченных в субъектах Федерации.

20   Об уполномоченном по защите прав предпринимателей при Губернаторе Саратовской области: Распоряжение Губернатора Саратовской области от 15 апреля 2013 года № 296-р; Об утверждении Положения об Уполномоченном по защите прав предпринимателей при Губернаторе Саратовской области: Постановление Губернатора Саратовской области от 7 августа 2013 г. № 310 // Собрание законодательства Саратовской области. 2013. № 32

Список литературы

1.      Кирилловых А. А. Уполномоченный по правам предпринимателей: основы правового статуса в системе правозащитных институтов // СПС «КонсультантПлюс». 2013.

2.      Липчанская М. А. Институционализация конституционной системы власти в федеративном российском государстве // Власть. - 2013. - № 7. - С. 36-139.

3.      Путин В. В. Демократия и качество государства // Коммерсант. 2012. 6 фев.

4.      Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2013 г.) // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2305.

5.      Об  уполномоченном  по  защите  прав  предпринимателей  при  Губернаторе  Саратовской  области:

Распоряжение Губернатора Саратовской области от 15 апреля 2013 года № 296-р; Об утверждении Положения об Уполномоченном по защите прав предпринимателей при Губернаторе Саратовской области: Постановление Губернатора Саратовской области от 7 августа 2013 г. № 310 // Собрание законодательства Саратовской области. 2013. № 32.

6.      Сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Совещание по вопросу функционирования института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: http://ombudsmanbiz.ru/2014/02/7949.html (дата обращения 20 июня 2014 г.).