Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО – ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
26 января 2016г.

   Идеальным общественным устройством во все времена считалось такое, где царят разум, свобода, благополучие и справедливость, равенство всех, а также такое, где гражданское общество принимает активное участие в формировании общественных ценностей средствами права и закона. Гражданское общество представляет собой совокупность отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на нее воздействовать[2].

     Основы конституционного строя России содержат начала деятельности гражданского общества. Его самостоятельность основана на принципах народного суверенитета, многообразия форм собственности, свободы экономической деятельности, идеологического многообразия, политического плюрализма и многопартийности. Конституция Российской Федерации реализует эти принципы через конкретные права и свободы, направленные на достижение стоящих перед гражданами и их объединениями целей, защиту законных интересов, ограничения вмешательства государства в проявления активных позиций гражданского общества.

    Одним из важных элементов проявления позиций гражданского общества в Российской Федерации является создание гражданами на основе объединения и самоорганизации общественных организаций. Конституция РФ в статье 30 закрепляет право граждан Российской Федерации на их создание: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое- либо объединение или пребыванию в нем. Согласно статьи 13 Конституции РФ все общественные объединения равны перед законом; создание и деятельность общественных объединений, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, а также подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, запрещено.

    Интересную концепцию социально-антропологического содержания деятельности общественных объединений выдвигает С.А. Абакумов [1]: граждане никогда не станут по доброй воле объединять свои усилия для продвижения проекта, который не сулит им ни материальной отдачи, ни морального удовлетворения. Это значит, что независимые организации и общественные объединения по определению заняты конкретными делами, отвечающими реальным запросам их участников. Здесь царят опыт практической работы, прагматизм и сотрудничество. Здесь идеи проходят проверку делом, и те из них, что оказались эффективными, становятся основой общественной консолидации. Так формируются жизнеспособные, нацеленные на динамичное развитие структуры  гражданской самодеятельности.   Обслуживая   реальные  интересы  и потребности   россиян,   они «укореняют» общество в почве насущной действительности. Лишь твердо стоя обеими ногами на этой почве, власть может рассчитывать на уважение граждан и уверенно прокладывать курс России в будущее. Иными словами, государство насущно нуждается в становлении гражданского общества для успеха проводимой им модернизации.

    В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Согласно статье 7 указанного Закона общественная организация является одной из организационно правовых форм общественного объединения наряду с общественным движением, общественным фондом, общественным учреждением, органом общественной самодеятельности и политической партией.

     Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено рассматриваемым Законом и законами  об  отдельных  видах  общественных  объединений.  Общественными  организациями  являются профсоюзы, культурные, научные, просветительские, спортивные общества и др.

    Отличительной чертой общественной организации является фиксированное членство, оно допускает вхождение в нее как физических лиц в индивидуальном порядке, так и юридических лиц – иных общественных объединений.

    Свобода гражданского общества проявляется и в порядке создания общественных организаций в России. Они считаются созданными не с момента государственной регистрации, а с момента принятия решения об их создании на конференции или общем собрании учредителей. Государственная регистрация требуется лишь для приобретения прав юридического лица.

   Государственная регистрация предоставляет общественной организации дополнительные права и преимущества. Только зарегистрированная в установленном порядке общественная организация вправе: рассчитывать на защиту со стороны государства своих законных интересов; участвовать в выборах и референдумах (если продекларировала такое право в своем уставе); учреждать средства массовой информации; защищать свои интересы в суде; участвовать в гражданском обороте с правами юридического лица.

   При создании общественной организации необходимо определить территориальную сферу ее деятельности. Местные общественные организации существуют в пределах территории муниципального образования. В случае если общественная организация будет осуществлять деятельность в пределах одного субъекта РФ, то она будет зарегистрирована как региональная, если филиалы, представительства или отделения общественной организации будут действовать на территории двух или более (но менее половины) субъектов России, то соответственно создается межрегиональная общественная организация. Возможно создание также общероссийской или международной организаций, для этого необходимо иметь структурные подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства) на территории более половины субъектов Российской Федерации или на территориях как минимум двух государств соответственно. Территориальная сфера деятельности обязательно указывается в наименовании общественного объединения любой организационно-правовой формы.

    Согласно части 3 статьи 48 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) общественной организации не имеют имущественных прав, наряду с членами религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).

   Высшим органом управления в общественной организации всегда является общее собрание членов организации или конференция делегатов от региональных отделений. Только высший орган полномочен решать такие вопросы как изменения в учредительные документы (устав), определение основных направлений деятельности, смена руководителя, а также реорганизация или ликвидация общественной организации. Постоянно-действующий руководящий орган, который действует в промежутках между общими собраниями, и решает остальные вопросы деятельности организации, не относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления, может называться по разному – правление, президиум или, к примеру, совет. Название в данном случае не играет никакой  роли, при этом функции  и значимость исполнительного  органа остается неизменным. Текущим руководством общественной организацией занимается руководитель правления (президиума, совета или др.). Как и в случае с исполнительным органом, руководителем может быть президент, председатель или директор. Для общественных организаций обязательно должна присутствовать должность ревизора или специальный орган – ревизионная комиссия. Исполнительный орган организации, а также его руководитель и ревизор (ревизионная комиссия) избираются из числа членов общественной организации на определенный срок. Возможно создание дополнительных органов, например, попечительского совета.

   Действующий на постоянной основе руководящий орган является выборным коллегиальным органом, который подотчётен съезду (конференции) или общему собранию. Высший руководящий орган общественной организации – съезд (конференция) или общее собрание. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом (статья 8 Закона об общественных объединениях).

    Для любой общественной организации ее устав выступает своего рода конституцией общественной организации, который включает в себя цель, структуру, права и обязанности членов, а также источники формирования бюджета общественной организации и другие положения, отражённые в статье 20 Закона об общественных объединениях.

    Согласно статье 17 Закона об общественных объединениях вмешательство общественных организаций в деятельность государственных органов не  допустимо, равно как и вмешательство государственных органов власти в деятельность общественных организаций. Взаимодействие общественных организаций и органов государственной власти должно происходить только на основании волеизъявления всех заинтересованных сторон. Для решения проблемы, поднятой  общественной организацией, и  активного участия в её решении государственных структур необходимо соблюдать высокий уровень прозрачности и подотчѐтности.

 

Список литературы

1.      Абакумов  С.А.  Гражданское  общество  и государство  в России:  реалии  и перспективы  развития и взаимодействия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://www.nogo.ru/articles/abak5.doc.

2.      Заславская Т.И. Инновационный потенциал России и проблемы гражданского общества / Под общ. Ред. Т.И. Заславской. М., 2003. С. 79-80.