Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ВЫБОРНЫХ ОРГАНОВ И ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2016г.

Аннотация: В современных условиях образования российской государственности муниципальное управление признается самостоятельной властью, которая является производной от государственной, функционирующей с позволения государства и в пределах государственных законов. В статье рассматриваются актуальные проблемы сроков проведения муниципальных выборов и предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, основанная на практики регионов России.

Ключевые слова: выборы, сроки, местное самоуправление, муниципальное образование, полномочия, представительный орган.

Российская Федерация на сегодняшний день активно занимается поиском форм строительства местного самоуправления, а также способов объединения интересов местных сообществ и государства. В связи с этим наиболее актуальное значение в этот период приобретает вопрос улучшения взаимоотношений местных органов с государственными, понимание практических и теоретических аспектов взаимоотношения местного самоуправления и государства, а также их реализация в законодательной практике [1].

Необходимо учитывать, что даже если наиболее детально урегулировать институты непосредственной демократии, это не станет являться обеспечением того, что граждане начнут активно использовать такие институты. Так как на практике, к примеру, почти не применяются такие формы как голосования по отзыву депутатов, референдумы. Можно сказать, что в нашем обществе существует равнодушие граждан  к местной власти, а это в свою очередь деформирует существо самого местного самоуправления[2].

В современном российском законодательстве сроки проведения выборов урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3]. В последующем мы будем называть его кратко Закон. Он устанавливает порядок определения срока полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. На основании ч. 2 ст. 40 Закона 2003 г. указанный срок устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Это означает, что в нынешнее время муниципальные образования самостоятельно определяют срок полномочий выборных органов местного самоуправления. Проблема заключается в том, что сделать правильный выбор бывает не всегда легко потому, что и продолжительный и короткий срок полномочий имеют ряд своих плюсов и минусов. Вышеуказанный вопрос, является предметом постоянных дискуссий со стороны многих ученых.

Наблюдается, что короткий срок полномочий депутатов муниципальных советов допускает населению получше наблюдать и корректировать деятельность своих представителей. Депутат работает инициативно, активно и не жалея сил, чтобы за короткое время успеть оправдать возложенные надежды избирателей и тем самым получить шанс на переизбрание. Однако за указанный срок депутат не всегда успевает освоиться в порученной ему работе, освоить ее особенности. Данный минус очень актуален для местного самоуправления, так как именно на этом уровне не всегда можно найти квалифицированных и умелых управленцев, которые умеют быстро, эффективно и четко справляться с поставленными задачами. В данном отношении, более долгий срок полномочий депутата является предпочтительнее. Правда и у него существуют свои недостатки: он менее демократичен, чем короткий срок. Проявляется это в том, что из-за большого количества времени между выборами население очень мало времени уделяют внимание выборам. На примере многих граждан муниципального образования, большинство из них выборы не воспринимают в серьез, так как считают, что результат очевиден. То есть на лицо незаинтересованность населения в лицах, которые обеспечивают их общественную жизнь и возможности.

Если задуматься о причинах ограничения законодателя нижних и верхних пределов сроков полномочий выборных органов местного самоуправления, то  именно вышеуказанные плюсы являются таковыми, предоставляя право выбирать им самим, какой же все таки срок является наиболее подходящим. Возможно данная альтернатива пока является всего практикой, чтобы после руководствуясь им усовершеннстовать законодательство в вопросых сроков полномочий муниципальных органов.

Но мы руководствуясь сегодняшним опытом, приходим к выводу что уже необходима конкретика. Так например, большое количество муниципальных образовании республики Башкортостан предусматвиают в своих уставах срок полномочий равный четырем годам. Объясняя данное явление, что именно в данные сроки простой народ успевают оценить и сделать выводы. Такая ситуация и во многих регионах нашей страны. Объясняется это следующими фактами.

Прежде всего, так как выборы являются процедурой дорогостоящей, и зачастую, их проведение плохо сказывается на финансовом положении муниципального образования, которого и так мало, в силу экономического кризиса в нашей стране. В целом расходы на одного человека в городе Уфа составляет округленно пятнадцать с половиной тысяч рублей на 2016 год, в эту сумму входят и социальные и политические и культурные и т.п. расходы. Во всю эту сумму входят расходы на транспорт, на питание, на оплату  помошников,на  рекламу,  на  изготовление  печатнных  и  иныт  агитационных  материалов, канцелярские товары и др.

Безусловно, сейчас практика осуществления местного самоуправления показывает, что большое количество муниципальных образований в стране выбирают именно длительный срок полномочий выборных органов и лиц местного самоуправления. Во многих уставах муниципальных образований установлен срок, равный четырем годам. Отсюда вытекает, что сегодня в праве выбора срока полномочий муниципальными образованиями нет никакой необходимости, - преимущественное количество муниципальных образований решили вопрос в пользу продолжительного срока. Это является основой для проведения объединении сроков полномочий органов местного самоуправления всех муниципальных образований страны.

Также, появляется четкая возможность совместить выборы на местном уровне с федеральными выборами. Это даст шанс значительно сократить затраты на реализацию этого института народовластия. Практика объединения выборов уже существует во многих странах.

Заслуживает отдельного внимания вопрос о возможности проведения выборов в представительные органы местного самоуправления во всех муниципальных образованиях  в одно, и тоже время по всей стране. Мы предполагаем, что это повысит интерес в выборах у населения, и они станут более активными в данном плане. Так как появится возможность информировать и доносить до сведения граждан с помощью телевидения, газет  и СМИ.  А мы все  знаем,  насколько сейчас  общество зависимо от подобного рода проводников информации. Существенно сократит сроки создания избирательных комиссий. Весь процесс выборов, а именно вопросы установления даты, когда будут проходить муниципальных выборов, управление их состояния, слияние муниципальных выборов с обще государственными ляжет на Центральную комиссию Российской Федерации. А если быть точнее, то избирательнее будет соединение выборов в муниципальные представительные органы с выборами Государственной Думы Российской Федерации, так как и тот и другой этих органов власти являются представительными.

В Законе предусмотрено, что глава муниципального образования может избираться либо на выборах, или представительным органом муниципального собрания. Мы считаем, что данную норму изменить, оставить без каких либо альтернатив, а именно право быть избранным лишь представительным органом муниципального образования. От этого появятся огромное количество плюсов, таких как, например дополнительные средства в местный бюджет, потому что не будет нужда в финансировании выборов главы муниципального образования. Данные предположения тоже на основании сложившейся практике в нашей стане. Если возникнут вопросы относительно того, что а это не ограничивает ли избирательные права граждан? Тогда, можно отметить то обстоятельство что, если выходить за рамки национального законодательства и рассматривать на международном уровне то, приходим к выводу, что выборы главы муниципального образования представительным органом муниципального образования не выходит за рамки принципа выборности органов местного самоуправления, установленного частью второй статьи третей Европейской хартии о местном самоуправлении и частью второй статьи третей Конституции Российской Федерации. Потому что центральный орган муниципального образования - представительный орган избирается непосредственно местным населением и по их волеизъявлению[4].

Именно срок осуществления своей деятельности приносит большие результаты и успехи во всем. Из наблюдений деятельности управленцев многих муниципальных образований большое количество людей завоевывают доверие населения и они назначаются повторно и есть возможность в целом сравнивать и делать соответствующие выводы, по поводу того, в чем именно нуждается само население. Эффективность их деятельности в основном зависит от того, насколько сильно человек приближен к местным и четко знает свои возможности и полномочия. И даже рассматривать самому кандидату есть большая уверенность и возможность составить свою стратегию и цели.

На основании вышеизложенного можно подвести следующие выводы, направленные на совершенствовании федерального законодательства о местном самоуправлении.

Для начала в части второй статьи сороковой Закона 2003 г. необходимо ввести конкретику, установив, срок полномочий выборных органов местного самоуправления, равный четырем годам. А именно отредактировать в виде: «срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливающий настоящим Федеральным законом, и равен 4 годам».

После, как мы описывали выше, следует закрепить в законодательстве необходимость проведения муниципальных выборов в представительные органы поселений одновременно по всей территории страны. И также отредактировать соответствующие статьи в следующую редакцию: «представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Выборы в представительные органы поселений назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации».

Ну и наконец-то, в основном законе закрепить реальность избрания главы муниципального образования лишь представительным органом муниципального образования. В соответствующие стати в Законе 2003 года, отредактировать следующим образом: «глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования»; пункт второй части второй статьи тридцать шестой подвергнуть исключению; пункт третий части второй статьи тридцать шестой оформить в виде: «глава муниципального образования исполняет полномочия представителя представительного органа муниципального образования»[5]. При выборе управленца необходимо особый акцент делать на личность человека, который будет готов не жалея сил и времени развивать и обеспечивать благосостояние населения учитывая все особенности и не пренебрегая своим положением.

Таким образом, мы делаем такие выводы и вносим свои предложения в изменении законодательства исходя из нынешнего положения в муниципальных образованиях. Учитывая, что необходимо повышать интерес у населения к выборам и сократить расходы на организацию и проведение данного мероприятия, ведь реальное состояние бюджета муниципального образования очень плачевное. Из-за нехватки средств во многих регионах население страдают от плохих дорог, нехваткой гарантированных рабочих мест и доверия у населения к руководствующим лицам. Нам кажется, что благополучное развитие в данной области даст большие результаты и способствует росту интереса граждан в развитии будущего нашей страны. Вопросы, связанные с регулированием местного самоуправления, остаются не решенными и мало заинтересованности в них.

 

1 Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации//Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. -2016. С.239.

2 Алексеева С.В., Аминов И.Р. Проблема реализации института голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления//Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции.

Проблемы и перспективы юриспруденции в современных условиях. Казань, 10 июня 2014 г. С. 20-21.

3 Федеральный Закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления».

4 Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах / Под ред. А. С. Прудникова. М., 2007. С.220.

5 Федеральный Закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления»



Список литературы

 

 

1.        Алексеева С.В., Аминов И.Р. Проблема реализации института голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления//Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Проблемы и перспективы юриспруденции в современных условиях. Казань, 10 июня 2014 г. С. 20-21.

2.        Аминов И.Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации//Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. -2016. -№ 19-2. -С. 239-242.

3.        Выдрин В. И. Муниципальное право России. Учебник. М., 2006.152 с. 

4.        Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах / Под ред. А. С. Прудникова. М., 2007. 220 с. 

5.        Муниципальное право России / под ред. С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л.Пешин, В.А. Сивицкий, Н.С. Тимофеев.,М., 2011. 273-281 с.

6.        На подступах к федеральным выборам – 2016: региональные и местные выборы в России 13 сентября 2015 года / под ред. А.Кынев, А.Любарев, А.Максимов. М., 2015. 235-247 с.

7. Федеральный Закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» (действ. редакц. 2016)