Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА В СИСТЕМЕ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   В правовом обществе для решения возникающих между субъектами гражданско-правовых споров необходимо создание и функционирование юридических механизмов, как эффективного функционирования государственных судов, так и альтернативных способов разрешения разнообразных правовых конфликтов. Например, существенную роль в решении данной проблемы отводят третейскому суду, как одному из гарантов высокого уровня развития гражданского общества и, следовательно, соответствующей ему правовой системе. В последние десятилетия в России были приняты такие законы, как Закон «О международном коммерческом арбитраже» (1993) и Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» (2002), которые направлены на формирование и реализацию целостной доктрины третейского разбирательства и ее реализации в виде непротиворечивой законодательной модели, отмечает О.Ю. Скворцов [3].

    На сегодняшний день общеизвестно, что третейский суд выступает самой старой формой судебного разбирательства. О необходимости создания данного правового ещё в начале 19 века министр юстиции Г.Р. Державин. Исходя из названия, данный суд является третьим, т.е. не связанным и независимым по отношению к сторонам, находящимся в состоянии спора. Такая независимость и беспристрастность гарантируется тем, что в выборе судьи участвуют, как правило, обе стороны дела. Определенная чёткость и быстрота при разрешении гражданско-правовых споров способствуют постоянному росту,  как популярности, так и востребованности третейских судов со стороны всех участников гражданских правоотношений. Необходимо отметить, что институт третейского суда является тем политико-юридическим механизмом, с помощью которого можно определять зрелость гражданского общества, который способствует развитие альтернативных вариантов разрешения споров. Любое усовершенствование третейского разбирательства отражает объективные тенденции в развитии гражданского общества и его соответствующих институтов. Можно констатировать, что правосудие, являясь внутренне присущей функцией государственной власти, в то же время в рамках третейского суда реализуется как возможность осуществлять гражданами своих законных прав в разрешении споров в условиях гражданского оборота. Существует определенная связь между третейским судом и предпринимательским  (коммерческим) правом. Эта связь носит взаимный характер.

   Можно сказать, что предпринимательское право, являясь основой для существования третейских судов, в то же время третейские суды выступают в качестве источника формирования норм предпринимательского права. Третейский суд, осуществляя регулятивные функции в предпринимательском праве, является причиной становления социальных и правовых институтов. С их помощью обеспечивается их функционирование и стабильность. Многие исследователи считают, что третейский суд порождается именно в развитии предпринимательства. Исходя из этого, можно констатировать, что третейские суды являются определенным конкурирующим институтом, при помощи которого минимизируются определенные издержки, в качестве каковых рассматриваются расходы на содержание юрисдикционной системы предпринимателями. Сегодня третейское разбирательство выступает комплексным правовым институтом, представляющим собой единство как частного, так и публичного права. можно выделить. В качестве характерных особенностей правового регулирования отношений в области третейского разбирательства можно выделить как возможность использования средств национально-правового регулирования, так и возможность применения этих средств в международно-правовом  регулировании.

   В настоящее время в Российской Федерации регулирование деятельности третейских судов осуществляется при помощи гражданско-процессуального законодательства и Закона о третейских судах. Прежде чем перейти к особенностям рассмотрения и разрешения дел третейским судом, необходимо выяснить компетенцию  данного суда. Объем компетенции третейского суда, который  закреплен в статье 1 Закона о третейских судах, в соответствии с ним можно по соглашению сторон рассматривать любой спор, вытекающий из гражданско-правовых правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

   Такое же положение содержится в статье 3 ГПК РФ [1]. Исходя из этой статьи подведомственный суду спор, который возникает из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции постановления, заканчиваясь рассмотрением гражданского дела по существу, по соглашению всех сторон может быть передан в третейский суд, если иное не установлено федеральным законом. Эти нормы не констатируют конкретного перечня дел для рассмотрения третейским судом. В соответствии со статьей 17 Закона о третейских судах, можно констатировать, что данные суды могут самостоятельно рассматривать вопрос о наличии или отсутствии у них компетенции по рассмотрению данного спора, в том числе в случаях, когда одна из сторон может возражать против третейского разбирательства по мотивам отсутствия или недействительности этого третейского соглашения [2].

    Таким образом, можно констатировать, что третейскому суду подчинены любые гражданско-правовые споры, если это не запрещено законодательством и если спорящие стороны еще на предварительном этапе оговорили возможность передачи спора на разрешение третейского суда путем письменного соглашения. После того, как мы определили компетенцию третейского суда, необходимо обозначить ряд особенностей, существующих при рассмотрении дел этим судом:

1.   Негосударственная природа третейского суда.

2. Необходимое согласие обеих сторон на рассмотрение дела третейским судом.

3.   Стороны могут сразу в своем соглашении определить порядок будущего третейского разбирательства: Например, прежде всего, кандидатуры судей, а также язык разбирательства и место, где он будет осуществляться.

4.    Возможность заключения третейского соглашения может быть осуществлено как до возникновения спора, так и после, в том числе и во время рассмотрения спора в государственном суде еще до принятия судом первой инстанции решения по существу спора.

5.    Стороны, участвующие в третейском разбирательстве, должны быть заранее извещены о времени и месте заседания третейского суда. Неявка сторон, уведомленных соответствующим образом, на заседание без уважительных причин не рассматривается как препятствие для разбирательства дела и принятия решения судом.

6.    Согласно статье  32 Федерального закона от 24.07.2002 N  102 «О третейских судах в Российской Федерации» [4] третейский суд принимает акты в форме решений и определений. Заключившие третейское соглашение стороны, принимают на себя обязательства добровольно выполнять решение третейского суда. Кроме этого, стороны и третейский суд должны сделать все возможное, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

7.   К особенностям правового регулирования различных отношений в сфере третейского разбирательства можно отнести не только возможность применения норм национального законодательства, но и возможность применения норм международного права.

8.     Третейское разбирательство выступает комплексным институтом права, состоящим из норм, как частного, так и публичного права.

    Значимость третейского суда в системе права Российской Федерации с каждым годом становится всё выше и существеннее. Можно выделить следующие существенные преимущества в рассмотрении дел третейским судом перед государственным:

1. эффективные механизмы альтернативных форм урегулирования споров;

2. ускорение и упрощение разрешения конфликтов;

3. меньшая загруженность государственных судов;

4. закрытое производство и повышенные гарантии сохранения коммерческой тайны;

5. сокращение расходов на ведение дел;

6. специализация судов.

    О специализации судов хотелось бы остановиться подробнее. Необходимо отметить, что в Российской Федерации могут создаваться постоянно действующие третейские суды  и третейские суды  для разрешения определённого спора. Что касается последних, то они создаются сторонами, которые могут самостоятельно рассмотреть порядок образования и правила разбирательства конкретного спора, но с учётом предусмотренных законом обязательных положений, которые не подлежат изменению по желанию сторон. Действующие на постоянной основе третейские суды рассматриваются как стабильные центры, которые обеспечивают осуществление третейского разбирательства конкретных категорий споров в порядке, устанавливаемом определенными внутренними документами. Эти суды создаются, во-первых, торговыми палатами, во-вторых, биржами, в-третьих, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, а также иными организациями. В то же время не допускается образования третейских судов при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

    Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод о том, что третейский суд занимает в системе российского права своё особо место. В системе его образования могут участвовать достаточно обширный круг физических и юридических лиц. Третейский суд может выступать как своеобразная альтернатива существующим государственным судам общей юрисдикции. На сегодняшний день динамика роста показателей обращения именно в третейские суды говорит нам о существенном росте востребованности данного суда у граждан Российской Федерации.

Список литературы

1.     Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 23.11.2015).

2.     Постатейный научно-практический Комментарий к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации. Комментарий к статьям 1-3. // Третейский суд. 2003. № 1 (25). С.6-17.

3.     Скворцов,  О.Ю.  Третейское  разбирательство  предпринимательских  споров  в  России:  проблемы, тенденции, перспективы / Скворцов О.Ю. – М.: Волтерс Клувер, 2005 –704 c.

4.     Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года. Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года. Текст документа опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2002 г. N 137, «Парламентской газете» от 27 июля 2002 г. N 140-141.[Электронный ресурс]. http://www.garant.ru/hotlaw/federal/76379/ (дата обращения: 23.11.2)