Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕСТО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2016г.

Данная статья акцентирует внимание на значимости правового регулирования судебной защиты прав и интересов несовершеннолетних в РФ.

Ключевые слова: судебная защита, несовершеннолетние.

 

 

    Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних — одна из самых обсуждаемых тем бесчисленных научных исследований, она является объектом пристального внимания со стороны и власти, и социума в целом.

    При всём при этом, подлинная обстановка дел на практике не может быть признана даже удовлетворительной. На этой почве рассмотрим несколько спорных моментов, имеющих место, как на практике, так и в законе.

1.   Для начала стоит отметить, что право на судебную защиту — это базисное установление, которое имеет конституционное значение, ибо так гласит и наш Основной закон, и ратифицированные нами наднациональные акты. Однако из буквального содержания ст. 56 СК РФ видно, насколько ограничена возможность ребенка почерпнуть помощь от суда. Так, п. 2 ч. 1 данной статьи гласит, что протекцию ребенку осуществляют его законные представители, а в указанных СК РФ случаях, в том числе также органы опеки, прокурор, суд. Не является ли это нивелированием возможности прибегнуть к судебной защите самим несовершеннолетним, ведь данное правомочие, будучи конституционным, не зависит от того, есть ли специальное указание на него в законе? По нашему мнению, формулировка текста ст. 56 отчасти юридически неверна, требует пересмотра и корректировки со стороны законодателя.

2.   Право несовершеннолетних, достигших 14 лет, самостоятельно обратиться в суд предусмотрено как ч. 2 ст. 56 СК РФ, так и ч. 4 ст. 37 ГПК РФ. Причём, сопоставление ч. 1 и ч. 4 ст. 37 ГПК РФ позволяет заключить, что процессуальная дееспособность лиц в возрасте от 14 — 18 лет содержит только способность своими действиями осуществлять процессуальные права и обязанности, но не предоставляет им возможности поручать ведение дела представителю, что разумно само по себе, т.к. возможность оценить профессиональные и личностные качества предполагаемого представителя ребёнку в силу отсутствия большого жизненного опыта довольно трудно. Казус же заключается в том, что обращение в суд несовершеннолетних, как следует из ч. 2 ст. 56 СК РФ, связано с тем, что именно законные представители нарушают их права. В этой ситуации совершенно необходимо обеспечивать лицам, не достигшим 18–летнего возраста, оказание квалифицированной юридической помощи. Всё это может быть реализовано при помощи дополнения ст. 50 ГПК РФ положением о назначении адвоката, если сам несовершеннолетний обращается в суд. Изменений требует и ст. 56 СКРФ, которая вполне могла закрепить правовой статус уполномоченного по правам ребенка в сфере судебной защиты. Представляется, что ч. 3 ст. 56 СК РФ должна быть расширена указанием на то, что лица, которым стало известно о нарушении прав ребенка, должны обратиться равно как в орган опеки и попечительства, так и к уполномоченному по правам ребенка и в прокуратуру. Не стоит упускать из виду ещѐ одну константу. В ч. 3 ст. 69ГПК РФ содержится перечень лиц, которые вправе отказаться от дачи свидетельских показаний, где в числе прочих названы уполномоченный по правам человека (п. 4) и уполномоченный по защите прав предпринимателей (п. 5), обделѐнным оказался только уполномоченный по правам ребенка. Чем это обусловлено? По–видимому, значимостью защиты интересов ребенка, поэтому уполномоченный по правам детей не вправе отказаться от дачи показаний, даже если информация получена им при исполнении обязанностей.

3.       А как обстоит дело с доступностью процедуры инициирования судебного процесса? Если проанализировать содержание статей 131 — 136ГПК РФ применительно к праву на обращение в суд несовершеннолетних, то станет очевидно, что для несовершеннолетних учиняемые законодателем препятствия по сути своей непреодолимые, а это значит, что необходимо закрепить особые правила для возбуждения дел по инициативе лиц в возрасте от 14 — 18 лет.

4.      Обеспокоенность проблемой защиты прав несовершеннолетних продуцирует вопрос о внедрении ювенальной юстиции, главное зло которой заключается в том, что предполагаемые изменения относятся только к организационным и структурным вопросам. Бесспорно, нужна специализация в судах, и она в настоящее время успешно применяется, однако важно не только иметь особого судью, тут жизненно необходим особый процессуальный порядок рассмотрения дел о защите прав несовершеннолетних. Не оболочка, а содержание так сказать.

    Ситуация обстоит следующая: право обратиться в суд несовершеннолетний практически не может осуществить без квалифицированной юридической помощи, а получить названную помощь он пока не может. Трудным представляется предположить картину «похода» подростка в суд (если он вообще знает куда обращаться и к кому) без всяких проволочек, а уж соблюдение всех требований, быть может, и простых для сведущего человека, совсем не такое простое действие для ребѐнка. Наше законодательство, его формулировки, понятия и термины, используемые в ГПК, не просты для понимания равно как обывателю, так и несовершеннолетнему. Поэтому закономерен вопрос, а найдѐтся ли один суд, в котором по инициативе самих несовершеннолетних было возбуждено хотя бы одно дело? Анализируя судебную практику, мы не нашли подобных прецедентов. В связи с этим предлагается установить особый порядок для обращения в суд несовершеннолетних.

     Таким образом, комплекс мер, которые в некотором роде приблизят несовершеннолетних к суду, заключается в следующем:

1)       введение элементов «электронного правосудия» по типу «электронное правительство»,  порталу государственных услуг, т.к. подростку гораздо доступнее направить свое заявление в суд по электронной почте, чем непосредственно пойти в здание суда;

2)    применительно к правилам ст. 134, 135 и 136 ГПК РФ необходимо внедрить норму, в соответствии с которой заявление, поступившее от лица, не достигшего 18лет (в том числе в связи с ненадлежащим выполнением родителями обязанностей по отношению к несовершеннолетним или злоупотреблением родительскими правами) должно приниматься судом независимо от соблюдения общих правил. В свою очередь, суд должен назначить адвоката и проинформировать о поступившем заявлении органы опеки и попечительства и уполномоченного по правам ребенка. Назначенный судом адвокат должен обеспечить соблюдение всех требований, необходимых для возбуждения дела, и в дальнейшем ведение дела в суде.

 

Список литературы

1.      Гражданский    процессуальный    кодекс     Российской     Федерации     //     Справочно–правовая   система«КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс].

2.      Семейный         кодекс Российской       Федерации       //            Справочно–правовая  система              «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс].