Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ НЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

  Анализируя нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие основания, принципы, основные направления деятельности органов внутренних дел, можно сделать вывод, что предмет нашего исследования, а именно, меры административного предупреждения можно подразделить на два вида: принудительного и не принудительного характера.

   В литературе и нормативных правовых актах  меры административного предупреждения не принудительного характера нередко именуют профилактическими мерами, для полного понимания сущности которых требуется обратиться к семантике слова профилактика. В словаре Ожегова термин профилактика определен как совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка61.

   Из многочисленных доктринальных источников следует, что в широком смысле профилактика правонарушений представляет собой недопущение членами общества совершения действий, запрещенных законодательством Российской Федерации. В узком понимании профилактика правонарушений включает в себя деятельность по выявлению и ликвидации причин, условий и обстоятельств совершения правонарушений, выявлению лиц, потенциально склонных, в силу различных обстоятельств, к нарушениям запрещающих норм62.

   Профилактическая деятельность правоохранительных органов регламентируется значительным числом нормативно-правовых актов, имеющих различную юридическую силу. Присутствующие в указанных документах разночтения, пробелы, неконкретные формулировки, допускающие расширительное толкование нормативных положений и неограниченное усмотрение правоприменителей, вызывают у последних серьезные сложности.

   Так, в статье 2 Федерального закона «О полиции» установлено, что предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из основных направлений деятельности полиции63. В то же время, что именно необходимо понимать под предупреждением преступлений и административных правонарушений, где временные, территориальные, содержательные и иные границы такой деятельности, в чем выражаются параметры ее результатов, кто и в какой степени является ее субъектами и объектами, какова роль каждого из указанных субъектов, законодательством федерального уровня не определено.

   Лишь в статье 12 вышеуказанного закона говорится об обязанностях полиции выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению; принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; пропагандировать правовые знания.

    Кроме того, в данной статье наряду с иными направлениями предупредительной деятельности полиции указаны также методы и способы ее осуществления. Например, такие, как: предупреждение дорожно- транспортных происшествий посредством осуществления государственного контроля и надзора; предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, путем выдачи соответствующих лицензий и разрешений; предупреждение преступлений против собственности, осуществляя ее охрану на основе договоров и др. Методы и способы предупреждения и профилактики правонарушений нашли свою дополнительную конкретизацию в ст. 13 Закона «О полиции», посвященной правам полиции.

61 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.

62 См.: Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 339.

63Согласно статистике в период с января по июль 2015 года органами внутренних дел выявлено 89,0% всех зарегистрированных преступлений, причем 5,3% из указанного количества – на стадии приготовления и покушения. Всего на этих стадиях выявлено 63 тыс. преступлений, что на 11,3 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года.


   Следует заметить, что предписания  указанного Закона, регулирующие деятельность полиции в сфере предупреждения правонарушений, сформулированы как бланкетные, отсылающие к нормам, закрепленным в других источниках права. При этом категория «профилактика» кроме выше названной статьи 12, содержащей обязанности сотрудников полиции, упоминается еще и в п. 16 ч. 3 ст. 17 (формирование и ведение банков данных о гражданах).

   Из сказанного следует, что, определив таким образом виды профилактической деятельности полиции, законодатель посвятил детальному нормативному регулированию профилактики совершения преступлений и административных правонарушений иные правовые источники64, преимущественно ведомственного уровня в форме Инструкций, Положений и Уставов, утвержденных приказами МВД России.

    Тем не менее, несмотря на отсутствие в Федеральном законе «О полиции» четкого перечня направлений и мер профилактики, подлежащих применению сотрудниками полиции, оценочных параметров ответственности субъектов профилактики, осуществляющих данную деятельность, все же следует признать, что профилактические мероприятия играют важную роль в механизме полицейской правоохраны. Ежедневно полицейские различных подразделений осуществляют значительное число разнообразных предупредительных мероприятий в организационных формах и в виде материально-технических действий по всем основным направлениям своей деятельности, используя для этого письменные, вербальные и конклюдентные варианты, как в комплексе, так и по отдельности65. Однако, как свидетельствует проведенный анализ, нормативное обеспечение реализации профилактического воздействия не принудительного характера, как правило, присуще лишь для представителей отдельных подразделений полиции, для которых осуществление подобного воздействия является служебной обязанностью – это подразделения: государственной  автомобильной инспекции, участковых уполномоченных полиции, по делам несовершеннолетних, лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и частной охранной деятельностью, вневедомственной охраны. При этом, если в большинстве перечисленных подразделений рассматриваемые меры в своей повседневной работе используют практически все сотрудники полиции, то в ГАИ для этого кроме того создана специальная структура, основной профессиональной функцией которой является агитация и пропаганда безопасности дорожного движения, что с учетом масштабов, остроты и актуальности решаемых в данной сфере проблем, является вполне оправдано. Только с января по июль 2015 года в России совершено 10634 дорожно-транспортных происшествий с участием детей до 16 лет, в которых погибло 403 и ранено 11326 ребенка.

   Так, к примеру, сотрудники ГИБДД отдела МВД России по Приволжскому району в конце лета 2015 года организовали акцию «Алкоголь и автомобиль несовместимы», в ходе которой во время приёма по вопросам оказания государственных услуг полицейские с каждым гражданином проводили профилактическую беседу. Жителями, пришедшим по поводу регистрации транспортных средств, приводили печальную статистику дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель людей; напоминали о недопустимости управления транспортными средствами в состоянии опьянения; вручали буклеты, отображающие динамику показателей аварийности и информирующие о физиологических особенностях лиц, употребляющих спиртные напитки; напомнили о введении с 1 июля 2015 года уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или повторный отказ от медицинского освидетельствования.

   В то же время сотрудники ГИБДД посетили школу Дальнегорского городского округа, где организовали для первоклассников уроки «Дорожная азбука», напомнив им Правила дорожного движения; выдали школьникам световозвращающие пояса и рассказали о необходимости их использования в темное время суток; провели родительские собрания, посвященные правилам перевозки в автомобиле детей с применением специальных удерживающих устройств и ремней безопасности и ответственности за нарушение таких правил. Всем участникам акции полицейские напомнили о том, что с 1 июля 2015 года в Российской Федерации введено обязательное использование световозвращателей в тёмное время суток при переходе дороги вне населённых пунктов и рекомендовали пешеходам использовать световозвращатели также и в населённых пунктах.

    Следует заметить, что подобные мероприятия специализированные структуры ГАИ одновременно проводят практически повсеместно, что в совокупности с мерами принудительного характера позволяет достигнуть желаемого результата. На территории Калмыкии в сентябре 2015 года сотрудниками Госавтоинспекции совместно с воспитателями детского сада № 9 и отрядом юных инспекторов движения Русской

   

64См.,  например, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.

65Подобные мероприятия могут выражаться в качестве призывов, отчетов, рекомендаций, предложении выбора варианта поведения, приведения примеров, информирования, оценки поведения, высказанного мнения, общественного суждения и пр.


   Национальной Гимназии проведена социальная акция «Элистинская Зебра», направленная на привлечение внимания родителей к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, и обучение дошкольников и «первоклашек» в форме ролевой игры правилам безопасного поведения на улицах и во дворах. Основная цель данного профилактического мероприятия состояла в том, чтобы научить детей не бояться дороги, выработать у них привычку соблюдать требования сигналов светофора и быть внимательными при переходе улиц.

    Профилактика правонарушений – это совокупность мер, разрабатываемых и проводимых государственными органами, учреждениями, общественными формированиями, направленная на выявление и устранение причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. В этом плане важное значение имеет классификация мер предупреждения правонарушений. Она дает возможность все многообразие предупредительных мер свести в определенную систему, разграничить компетенцию различных организаций в данной области, способствует четкому определению границ такой деятельности, формулирует требования, рассчитанные на определенные группы предупредительных мер.

    Таким образом профилактические меры не принудительного характера можно подразделить в первую очередь, на общие и специальные, где категория общих мер охватывает прежде всего меры по повышению социальной активности субъектов профилактики и широких слоев населения; обеспечению участия общественных формирований в предупреждении правонарушений; по совершенствованию стиля и методов работы управленческого аппарата. Кроме того, в данную группу можно включить и меры по изданию нормативных актов, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие институтов административного права, используемых в предупредительно-профилактической работе.

   Относительно мер специальной профилактики, следует заметить, что все они непосредственно направлены на преодоление причин и условий правонарушений, воздействие на лиц, совершивших правонарушения, а также на лиц, склонных к противоправным действиям.

   Профилактические меры также можно классифицировать по ряду иных признаков: а) цель и уровень предупредительных мероприятий; б) их масштаб; в) правовая регламентация; г) характер мер; д) момент (стадия) применения; е) субъекты предупредительной деятельности.

   Полагаем, что детальная дифференциация и содержательная характеристика мер предупреждения не принудительного характера, реализуемых сотрудниками полиции будет способствовать их своевременному и эффективному использованию во всех направлениях правоохранительной деятельности.

Список литературы

1.     Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.

2.     Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. С. 339.

3.     Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.