Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВАЛЮТНОГО РЫНКА ФОРЕКС В РФ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Проблема правового регулирования валютного рынка Форекс не нова и не ограничивается лишь пределами РФ. Во многих странах мира эта сфера деятельности обделена вниманием законодателя исходя из специфичного содержания деятельности субъектов, вовлеченных в совершение манипуляций иностранными валютами. Соответственно, возникают множественные белые пятна, которые не всегда могут быть восполнены положениями законодательства общего характера, что приводит к злоупотреблению некоторыми участниками данного рынка своим положением. Что самое главное такие злоупотребления полностью подтверждаются практикой деятельности фирм, выступающих посредниками в проведении операций с иностранной валютой.

   Следует отметить и чрезвычайно малую научную проработанность данного вопроса, что, по нашему мнению, является следствием довольно узкой направленности деятельности рынка Форекс, а также сложностью данного явления, как в экономическом, так и в правовом смысле. Еще одним фактором малой научной разработки данного вопроса является относительно короткий промежуток времени существования такого валютного рынка на территории РФ. Все это естественно не лучшим образом отразилось на развитии отечественной научной мысли в данном направлении.

    Рынок Форекс (англ. Foreign Exchange - зарубежный обмен, обмен иностранной валютой) является достаточно сложной экономической категорией, которая с точки зрения юридических наук может быть урегулирована по большей части отраслью финансового права. Однако важно отметить особое положение и налогового права, которое выражается в наличии отдельных аспектов правового регулирования с точки зрения обложения данной деятельности налогами. Причем такой аспект является одним из наиболее существенных при регламентации деятельности субъектов, вовлеченных в валютный рынок Форекс. В настоящее время в данном отношении следует выделить несколько вопросов, требующих скорейшего разрешения, путем законодательной регламентации данного явления, сложившегося на территории РФ.

    Во-первых, с точки зрения налогообложения необходимо решить вопрос о деофшоризации данного вида деятельности, который самым прямым образом влияет на объемы налоговых поступлений с данного вида деятельности. Так, заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев отметил: «Значительное число участников работают из офшоров, а поступление налогов от деятельности на рынке Форекс стремится к нулю. При формировании в России понятного и предсказуемого регуляторного климата и привлекательного налогового режима указанные компании будут крайне заинтересованы перевести свою клиентскую базу на обслуживание в соответствии с российским правом» [1]. Более того важно отметить невозможность налогообложения самих компаний-посредников на валютном рынке Форекс в виду их лицензирования и регистрации за пределами территории РФ. Соответственно такие субъекты зачастую не могут считать не только налогоплательщиками, но и налоговыми агентами, что значительно снижает возможность взимания налогов. Понятно, что такое положение дел, признанное официальными лицами не может положительно сказываться на объемах налоговых поступлений.

   Во-вторых, следует признать, что на сегодняшний момент налоговые органы не совсем корректно выполняют свои функции по отслеживанию доходов лиц, получающих прибыль от совершения операций с иностранной валютой. Так, контроль ФНС РФ за проведением валютных операций конкретных лиц зачастую ограничен определенной минимальной суммой прибыли, установленного для того или иного банка-посредника на рынке Форекс. Таким образом, участники валютных операций с низким уровнем прибыли, по сути, оказываются за пределами видимости налоговых органов, что также снижает эффективность налогообложения.

    Как минимум приведенные выше проблемы налогообложения, не считая волокиты в налоговых органах, существуют на данный момент в РФ, и которые могут быть решены посредством  четкой законодательной регламентации. И в этом ключе важно отметить, что определенные подвижки уже совершаются в виде принятия так называемого «закона о рынке Форекс» [2], который, несмотря на уже выявившиеся недостатки, довольно эффективно (по крайней мере, в теоретическом плане, так как сам закон вступает в силу 01.10.15, однако отдельные его положения - лишь с 01.01.16) регулирует ранее поставленные вопросы.

   Суть такой новеллы заключается в установлении законодательных барьеров для осуществления деятельности, прежде всего посреднических организаций на валютном рынке Форекс. Теперь данные субъекты имеют наименование и сопутствующий ему статус форекс-дилеров, причем ранее существовавшая практика существования брокеров и дилинг центров исключена в настоящем законе, который предполагает единство толкования норм налогового законодательства. Очевидно, что такие изменения сводят к минимуму применения общих правил законодательства, что ранее приводило к различным негативным последствиям.

   Что касается правового  статуса данных лиц с точки  зрения налогового законодательства, то  следует сказать, что теперь деятельность таких организаций опосредуется статусом налогового агента, который закреплен ч.2 ст.3 вышеуказанного закона. Таким образом, налоговый агент определяет налоговую базу налогоплательщика по всем видам доходов от указанных операций, осуществленных налоговым агентом в интересах этого налогоплательщика.

    Также необходимо отметить и обязательность лицензирования форекс-дилеров ЦБ РФ. Причем Форекс- дилер вправе осуществлять свою деятельность только после вступления в саморегулируемую организацию форекс-дилеров (ч. 2 ст. 2 закона о рынке Форекс). Таким образом, деятельность подобных субъектов будет четко регулироваться не только налоговыми органами, но и ЦБ РФ, а также соответствующей СРО, что существенно повысит эффективность валютного контроля, о недостатках которого было сказано выше.

    Подводя итог, следует сказать, что новый закон восполняет некоторые пробелы в законодательстве, причем весьма эффективно, поскольку ранее эта деятельность не регулировалась вовсе. Однако вместе с тем надо отметить и относительное несоответствие сущности валютного рынка Форекс, основанного на больших рисках для капиталов трейдеров, которые обуславливались большими кредитными плечами. Соответственно приток новых трейдеров в данную сферу снизится. Однако с точки зрения правового регулирования это большой шаг вперед, который обусловлен целями защиты  прав и интересов клиентов. С точки зрения налогового регулирования можно сказать, что данный закон является решением многих проблем налогообложения в данной сфере. Однако полностью данный закон в силу пока не вступил, поэтому оценить его эффективность на практике лишь предстоит.



Список литературы

1.     К регулированию рынка Форекс подключаются Центробанк и Госдума [Электронный ресурс] // Московский Комсомолец [Офиц. сайт]. URL: http://www.mk.ru/economics/2014/06/16/k-regulirovaniyu-rynka- foreks-podklyuchayutsya-centrobank-i-gosduma.html (дата обращения: 25.10.2015);

2.     Федеральный закон от 29.12.2014 № 484-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172869/ (дата обращения: 25.10.15).