Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭВОЛЮЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 1906-1917 ГОДА

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Аннотация: данная статья рассказывает о нормативно- правовых актах и самих правовых нормах, которые регламентировали избирательный процесс, а так же последствия, которые наступали при нарушениях процедуры выборов. Главной мыслью являются изменения, которые были внесены в избирательный процесс на протяжении деятельности Дум IV созыв, а главное, чем данная эволюция влияла на состав Думы.

Ключевые слова: выборы, выборщик, электорат, курия, избирательный закон, избиратели, избирательная комиссия, избирательный закон.

После того, как в российском аппарате управления государством появился новый законодательный орган, министр внутренних дел Булыгин приступил к разработке нового положения о выборах. Срок созыва устанавливался императором и ограничивался сроком не позднее половины января 1906 года. Согласно разработанным положениям о выборах в Государственную Думу, которые были царским утверждены манифестом от 6 августа 1905 года, комиссия во главе с Булыгиным определила весьма узкий круг лиц, которые могли воспользоваться данным избирательным правом. Определялось, что электоратом могут выступать следующие слои населения: крупные плательщики промыслового и квартирного налога, а так же собственники недвижимых имуществ, к тому же на особом счету находились крестьяне, которые открыто высказывали своё недовольство, вызывая, тем самым, митинги, забастовки и протесты, которые, в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую стычку.  В конечном итоге выборы в так называемую «Булыгинскую Думу» не состоялись. [7 с. 89]

Параллельно с этим, издается новый законодательный акт, который называется «Высочайшее утвержденное положение о выборах в Государственную Думу». Основные правовые нормы данного положения регламентировались «Правилами о применении и введении в действие Учреждения Государственной Думы» и «Положениями о выборах в Государственную Думу», которые были утверждены указом от 18 сентября 1905 года. В общей совокупности данные нормативно- правовые акты, один из которых можно полноценно считать законом, а второй конкретизирующий его подзаконный акт, позволяли незамедлительно начать предвыборную и избирательную компанию. [2]

Принятое от 6 августа Положение о выборах в Государственную Думу разделялось на три основных раздела: общие положения, избирательные списки, производство выборов. В общей совокупности, данный правовой акт составлял 62 статьи. [ 1]

Согласно данному положению, выборы в Государственную Думу проводились по отдельным крупным городам, областям и губерниям. Так же стоит отметить, что в данном Положении существовали особые правила, которые регламентировали процесс выборов от «кочевых иногородцев», от губернии Царства Польского и ещё нескольких, указанных в данном акте, регионов. Это дополняло три (а с декабря 1905 г.- четыре) «базовые» сословно-цензовые избирательные курии еще и куриями, организованными по национально-региональному принципу. [ 8 ]

Согласно избирательной системе, члены Думы выбирались избирательными собраниями, это говорит о том, что выборы не были прямыми. Различался так же и порядок формирования персональный порядок избирательного состава, так как выборы осуществлялись в губерниях и областях отдельно, а в крупных городах отдельно.

Согласно данному Положению, именно третьей статье рассматриваемого нормативно- правового акта, существовали три основных вида съезда: уездные земледельцы, уполномоченные от властей и станиц, городские избиратели

Это доказывает, что состав избирательного собрания формируется по трем куриям. Так же Положение о выборах выделяет предварительные съезды, которые выступают наряду с куриальной системой выборов. [ 8 с. 645.]

К участию в выборах не допускались: лица, не имеющие российского гражданств, лица, не достигшие 25 летнего возраста, лица, обучающиеся в учебных заведениях, женщин, «бродячие инородцы», воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе.

Так же, в выборах не принимали участие представители местного самоуправления, это вице- губернаторы и губернаторы, а так же градоначальники и их помощники, на тех территориальных, пределах, в которых они выполняли свою административную деятельность. К тому же лица, занимающие полицейские должности в тех округах, на которых непосредственно проходила процедура избрания слуг народа. ( ст. 8) [ 3 ] Наряду со всеми указанными ранее личностями, в списочный состав избирателей не входили лица, утратившие свой избирательный ценз либо не успевшие внести свою кандидатуру заранее. (ст. 37). [ 3 с. 648.]

Закон от 3 июня 1907 года резко сократил число избирателей с национальных окраин. Избирательного права лишилось более чем восемь миллионов человек, проживавших в среднеазиатской части Российской империи. Уменьшилось число представителей из 11 депутатов до 8 от Сибири. Польское Царство проредило свои ряды на 23 поста, Кавказ, в то же время потерял 19 мест в Думе. В целом, представители от губерний, не входивших в состав европейской части империи, потеряли 73 места в законодательной палате. Так же, закон предусматривал особое положение для русского населения Кавказа, Царства Польского и Прибалтики: только один депутат мог представлять интересы Ковенской губернии и Закавказья, от населения Любинской и Седлецкой губернии в общем всего один кандидат. В конечном итоге, от русского населения в Закавказье, которое насчитывало более 217946 человек, избирали лишь одного депутата, казаки, численностью 954498, только двоих представителей. (ст 4)  [6]

Разделением избирательных съездов по национальному признаку, по местностям уезда, разрядам, соответствующим роду и цензу, тем самым предоставляя некое преимущество перед мелкими землевладельцами, средними, предпринимателей перед городской интеллигенцией, православных перед остальными, занимался министр внутренних дел, согласно статьям избирательного закона, которые пополнили избирательную теорию всего мира, а были разработаны нашим соотечественником С. Е. Крыжановским. [ 4 ]

Согласно вышеупомянутому законодательному акту, от волостей, станиц и съезда уполномоченных, устаналивалось избрание по одному от каждого. Те же правила устанавливались для шести губерний от избирательных курий и от первого и второго разряда городских избирателей от выборщиков от двадцати пяти городов. Далее избирательная процедура подразумевала под собой доизбрание депутатов, до положенного числа, не зависимо от их куриального положения. Преобладание численности депутатов от землевладельческой курии, значительно уменьшало шансы для кандидатов рабочих, крестьян и горожан. [ 7, с. 32]

Согласно политической системе закон от 3 июня 1907 года был абсолютно приемлемый. В отличии от предыдущего закона, который не вписывался в рамки политической системы того времени. Нецелесообразность заключалась в основном в том, что нормы, которые регулировали процесс выборов, были разработаны ранее, чем появилась законодательная характеристика того представительного учреждения, куда предполагалось проводить выборы. [ 2 с. 80.]

Все избирательные законы, которые были рассмотрены, стали основной правовой основой, для избрания депутатов в Государственную Думу всех четырех созывов. Тот факт, что существовало несколько избирательных законов, наложил отпечаток и привел к нестабильности и изменчивости внутриполитической системы, которая во многом породила необходимость создания представительного органа и соответствующего избирательного законодательства. [1] Избирательное законодательство, за всё время своего функционирования, терпело изменения, которые были обусловлены особенности того или иного избирательного законодательства. Общая направленность процесса избрания депутатов в Государственную Думу определялась наличием ряда схожих законодательных актов. Предпосылки к принятию законодательных актов, которые обуславливались спецификой времени, определяло распределение мест в парламенте.

Список литературы

 

1.                   Белов С.А. Выборы членов государственной думы Российской империи в 1905-1912 г.г. // Ленинградский юридический журнал. 2005. № 03. - С. 99.

2.                   Ильин А.В., Хохлов Е.Б. Первый закон о выборах в государственную думу Российской Империи: опыт историко-правового анализа// Правоведение. - 2006. - № 1. - С. 17.

3.                   Истории государственного управления в России. Учебник для вузов/ под ред. Марковой А.Н.- М. Закон и право, Юнити. - 1997. - С.182

4.                   Кирьянов И.К., М.Н. Лукьянов Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты,1906 - 1917. - Пермь.: Изд-во Пермского университета, 1995. - С. 512.

5.                   Лазаревский Н.И.Законодательные акты переходного времени. 1904-1906 гг. Изд. 2-е. – СПб.: Право, 1997. - С. 30.

6.                   Лукоянов И.В.У истоков российского парламентаризма. - СПб.: Лики России, 2003.- С.89

7.                   Сборник Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.9.Законодательство эпохи буржуазно- демократических революций.-М.: Юридическая литература, 1994. - С. 645.

8.                     Селезнёв Г. Н. История парламентаризма в России история и современность// Вестник МПА. - 1996. - № 2. - С. 12-13.