Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНСОЛИДАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК СПОСОБ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
02 февраля 2016г.

   Аннотация. В статье анализируется сущность и значение систематизации законодательства. Подчеркивается, что объединение правовых норм в единый акт избавляет от  необходимости переключения внимания от одного акта к другому, способствует уменьшению количества противоречий в законодательстве.

    Ключевые слова: систематизация законодательства, юридическая техника, юридический текст, эффективность законодательства.

    Системность законодательства с целью своего поддержания нуждается в целенаправленной правотворческой работе, для чего используются консолидация и кодификация законодательства. Названные формы систематизации нормативных правовых актов являются составной частью правотворческой деятельности, способами совершенствования законодательства. Задачи систематизации как правотворческой деятельности: упорядочение законодательства, устранение имеющихся в нем противоречий, выявление негативных тенденций в его развитии и принятие мер для их устранения. В данном аспекте эта деятельность может рассматриваться как изначальное (подготовка проектов законодательных актов) и последующее (приведение действующих нормативных правовых актов в соответствие с новыми законодательными актами) правотворчество.

   Интенсивное правотворчество в современной России, связанное с коренным обновлением законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации, приводит к увеличению количества принимаемых нормативных правовых актов. Это вызывает сложности в нахождении и применении действующих норм права, уменьшает эффективность правового регулирования общественных отношений. В массиве современного законодательства остается множество нормативных правовых» актов, от которых действующими остались лишь некоторые части, а остальные отменены. Органами государственной власти различных уровней часто издается несколько нормативных актов, регулирующих один и тот же предмет. Законодательство становится громоздким; регулирующие одни и те же отношения правовые нормы, содержащиеся в различных правовых актах, многократно дублируются. [3, c. 264].

   Множественность нормативных правовых актов, принятых в разное время и регулирующих сходные общественные отношения объединяют в новый единый акт путем консолидации. Консолидация является видом правотворчества, при этом новый акт не меняет содержания и не вносит изменений в действующее законодательство. Все нормативные установления ранее принятых актов объединяются в консолидированном акте без изменений.

   Консолидация проводится для сокращения числа действующих нормативных правовых актов, повышения удобства пользования ими, устранения ненужных повторов и противоречий, достижения единства терминологии. При разделении массива законодательства на множество мелких актов проявляется излишнее дублирование правовых норм, повышается противоречивость правового регулирования, возникает неудобство работы одновременно с несколькими актами. Напротив, объединение правовых норм, касающихся определенного предмета регулирования, в единый акт избавляет от необходимости переключения внимания от одного акта к другому, способствует уменьшению количества противоречий в законодательстве.

   Применение консолидации эффективно в тех случаях, когда не ведется разработка новых кодификационных актов вследствие нестабильности законодательства. В прежние годы в Российской Федерации консолидация использовалась для упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, пенсионного обеспечения, административной ответственности, осуществления банковских операций, то есть в тех случаях, когда необходимо было свести в единый акт десятки разрозненных нормативных предписаний. [1, c. 42]

   Разработка консолидированного акта может производиться после проведения инвентаризации нормативных правовых актов и анализа правовых норм в соответствующей отрасли законодательства с целью отбора всех подлежащих объединению актов.

   При создании единого акта следует стремиться к поглощению им других актов, из которых переносятся нормативные предписания  в новый акт, а при невозможности полного поглощения необходимо обеспечить целостность этих актов, их практическую пригодность для последующего использования. Все материалы должны быть согласованы с заинтересованными государственными органами и организациями. [5, c. 91]

   При анализе норм права необходимо выявить устаревшие нормы, вероятные противоречия и повторения, которые почти неизбежны в случаях большого количества нормативных правовых актов, и принять меры для их устранения. В подготавливаемые акты систематизации помещают только действующие правовые нормы, а фактически утратившие свое значение (даже формально не признанные утратившими силу) не подлежат включению в такие акты. Устаревшие термины и понятия заменяются новыми, соответствующими Конституции Российской Федерации и действующему законодательству. Используемая юридическая терминология должна соответствовать требованиям общепринятости, всесторонне и однозначно очерчивать предметную область проекта нормативного акта.

   Разработка консолидированных актов не должна приводить к их чрезмерному укрупнению. Объединение нескольких нормативных актов, имеющих один предмет регулирования в единый акт должно иметь разумные пределы, связанные с возможностью целостного  восприятия такого акта.  В каждом  конкретном случае эти пределы следует определять исходя из предмета правового регулирования.

   Объединению в единый акт подлежат нормативные предписания одинаковой юридической силы. Тем не менее, допустимо отступление от данного правила в интересах компактности законодательства, комплексного обозрения правовых норм по одной теме. Тогда в проекте консолидированного акта будут воспроизводиться нормативные предписания по определенному вопросу из актов различной юридической силы.

   Специфика консолидации законодательства заключается в том, что в этом процессе должны совмещаться объединение правового материала с его обновлением. Необходимо, чтобы содержание обновленного законодательства соответствовало смыслу осуществляемых в стране социальных реформ. Принятие нового законодательного акта служит достаточным основанием для подготовки предложений о приведении в соответствие с ним ранее изданных актов и определения конкретного круга правовых актов, подлежащих в связи с этим изменению или признанию утратившими силу. Поэтому важной задачей сегодняшнего дня в области систематизации законодательства является упорядочение текущего нормотворчества, своевременный пересмотр устаревших правовых норм, поддержание действующих нормативных правовых актов в пригодном для практического использования состоянии. [4, c. 74]

   Кроме того, нельзя забывать и о том, что небрежно составленные, имеющие многочисленные нарушения требований правотворческой техники акты самим фактом своего существования весьма пагубно воздействуют на формирование правового сознания граждан и должностных лиц и способствуют распространению такого крайне нежелательного для общества явления, как правовой нигилизм и на бытовом, и на ведомственном уровнях.

Список литературы

1.     Данилов В.В. Актуализация уголовного  законодательства в связи с военным  положением  в стране // Особенности развития государственно-правовых институтов во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Саранск, 2015. С. 42-47.

2.     Морозов Л.В. Кооперативный закон 1917 года в России // Актуальные проблемы юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Саранск, 2014. С. 69-72.

3.     Усманова Е.Ф. Юридические конструкции как прием правотворческой техники // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-1. С. 264-266.

4.     Усманова Е.Ф., Шерстнева А.А. Состояние и перспективы развития законодательных основ правовой коммуникации // Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 33. С. 73-77.

5.     Шигуров А.В. Об отдельных проблемах юридической техники при совершенствовании уголовно- процессуального института  заключения под стражу // Актуальные проблемы юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Саранск, 2014. С. 91-99.