Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВО3МОЖНОСТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ ДЕТАЛЕЙ УЗЛА ТОЛКАЮЩЕГО РОЛИКА ХОЛОДИЛЬНИКА

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
05 июня 2017г.

Тележки с подвижными колосниками холодильника получают возвратно-поступательное движение от приводного вала. Приводной вал совершает качательные движения, сообщаемые ему электроприводом мощностью 𝑁д  =25 кВт. Одновременно два толкающих ролика установленные на валу обеспечивают тележкам с колосниками рабочий ход длиною l=150 мм. Работа механизма происходит в пылевоздушной среде при температуре в горячей зоне холодильника до 573 К (300°С) и в холодной зоне до 423 К (150°С) и выше.

В процессе эксплуатации холодильника установлено, что надежность работы узлов толкающих роликов весьма низкая, в частности: консистентная смазка, которой набивается подшипниковая полость в период ремонтов высыхает или коксуется; уплотнительные резервные кольца и манжеты твердеют, трескаются, выгорают; в полость с двумя двухрядными радиально-сферическими роликоподшипниками набивается клинкерная пыль, в результате чего происходит заклинивание; при заклинивании трение качение в зоне контакта толкающего ролика с поверхностью пластин подвижных тележек, заменяется трением скольжением; трение скольжение в абразивной (пылевоздушной) среде приводит к интенсивному износу обеих контактных поверхностей, к изменению их формы, а также к перерасходу мощности.

Предусмотренная заводом-изготовителем система охлаждения и смазки узлов толкающих роликов с помощью капельновоздушной смеси оказалось недостаточной и неэффективной, поэтому, при остановке на ремонт печей и холодильников, узлы толкающих роликов приходится перебирать. При этом заменяются уплотнения, подшипники и сами толкающие ролики.

Одной из главных причин быстрого выхода из строя узлов толкающих роликов является низкое ка- чество уплотнений.

Анализ работы деталей узла толкающего ролика:-    кольца резиновые круглого сечения предназначены для уплотнения деталей подвижных (с возвратно- поступательным движением частей) и неподвижных гидравлических и пневматических устройств. Допускаемые скорости перемещения 0,3-0,5 м/с. Допускаемые давления (с использованием защитных шайб) до 20 МПа. Для резины второй группы, из которой изготавливаются кольца, допускается рабочая температура в пределах от -50°С до +100°С. Коэффициент старения резины по относительному удлинению, при температуре 70°С в течение 144 часов, не менее 0,7. Кольца могут работать в минеральных маслах, жидком топливе, эмульсиях, пресной и морской воде.

Предусмотренные конструкций кольца: не могут работать при температуре свыше 100°С из-за быстрого старения и потери первоначальных свойств; не предназначены для уплотнения изделий, составные части которого имеют относительное вращение; быстро истираются и выходят из строя при наличии абразивной среды, какой является смесь клинкерной пыли с воздухом.Таким образом, попытка уплотнения подшипникового узла толкающего ролика с помощью резиновых колец является необоснованной.

Резиновые армированные однокромочные манжеты для уплотнения валов предназначены для работы в минеральных маслах, воде, дизельном топливе при избыточном давлении до 0,05 Мпа, скорости до 20 м/с и температуре в месте контакта манжеты с валом от -45°С до +150оС. Заложенные в конструкцию узла манжеты изготавливаются из резины первой группы и способны длительно выдерживать температуру до +120°С. Шероховатость поверхности вала должна находиться в пределах Ra=0,2...0,63 мкм, риски не допускаются. При работе манжет должна быть обеспечена смазка трущихся поверхностей. При запыленности  внешней  среды,  перед  манжетой  необходимо  устанавливать  защитные  устройства:лабиринтное уплотнение, отражатель и др. Обеспечение изложенных (и других) условий обеспечивает 95%- ный ресурс не менее 3000 часов (125 суток).

При наличии в зоне толкающих роликов температуры 423 К (150°С - в холодной зоне) манжета работать не сможет; после выхода ив строя резиновых колец, выполняющих функцию защитных устройств, абразивная пыль попадает в зону контакта манжеты с валом. Манжета быстро изнашивается. Этому же способствует и высыхание смазки во внутренней зоне узла. Из изложенного следует, что, в существующих условиях работы, манжеты, как и резиновые уплотнительные кольца, не смогут длительно выполнять свои функции.

В комплект узла толкающего ролика входит два радиально-сферических роликоподшипника № 3530. Нормальная работа подшипников обеспечивается при постоянном присутствии смазки. Кроме того, подшипники, изготовленные из обычных шарикоподшипниковых сталей, удовлетворительно работают при температурах 473 - 493 К (200 - 220°С). При более высоких температурах мартенсит переходит в троостит отпуска, что сопровождается падением твердости и резким сипением работоспособности подшипника. Высыхание смазки и попадание в подшипник твердых частиц из окружающей среды могут приводить к заклиниванию роликов. Аналогичный эффект мажет возникнуть в результате неправильного выбора посадок и действия температурных деформаций. Последнее предположение проверим расчетом.

Согласно чертежа подшипники устанавливаются по схеме. Размером соответствуют следующие предельные отклонения, табл. 1.

Предельные отклонения размеров подшипника

Таблица 1.

Поверхность

Отклонения, мкм

верхнее

нижнее

Вал ∅ 150

+30

+4

Внутреннее кольцо подшипника ∅150

0

-25

Наружное кольцо подшипника ∅270

0

-35

Отверстие в толкающем ролике ∅270

+50

0

 

При это минимальный натяг между валом и подшипником:

Δ𝑚𝑖𝑛′ = 4 мкм:

Максимальный натяг:

Δ𝑚𝑎𝑥′ = 55 мкм.


Минимальный зазор между наружным кольцом подшипника и толкающим роликом: Δ𝑚𝑖𝑛= 0;

  максимальный зазор  Δ𝑚𝑎𝑥= 85 мкм.
Проверим как изменятся посадки при изменении температуры от нормальной 293 К (20°С) до

максимальной (в горячей части холодильника ) 573 К (300°С). Коэффициент линейного расширения шарикоподшипниковой стали:

𝛼п = 14 ∙ 10−6, а стали 45 𝛼с = 11 ∙ 10−6. Разность температур ∆Т= 573 - 293= 280 К.

При этом приращение диаметральных размеров составит

1.                      Отверстия в толкающем ролике

δ1 = 11 ∙ 10−6 ∙ 270 ∙ 280 = 0,832 мм.

2.                Наружного кольца подшипника

δ2 = 14 ∙ 10−6 ∙ 270 ∙ 280 = 1,058 мм.

3.                      Внутреннего кольца подшипника

δ3 = 14 ∙ 10−6 ∙ 150 ∙ 280 = 0,588 мм.

4.                      Вала (втулки)

δ4 = 11 ∙ 10−6 ∙ 150 ∙ 280 = 0,462 мм.

Наибольший натяг между толкающим роликом и наружным кольцом подшипника:

∆нб  ′  = 𝛿   2− 𝛿  1= 1,058 − 0,832 = 0,226 мм.                    

Наибольший зазор между внутренним кольцом подшипника и валом (втулкой)

∆нб= 𝛿3 − 𝛿4 = 0,588 − 0,462 = 0,126 мм.

Наибольший натяг между толкающим роликом и наружным кольцом подшипника получится при наличии предварительного (холодного) зазора:

Δнм′ = Δнб′ − Δ𝑚𝑎𝑥= 0,226 − 0,085 = 0,141 мм.

Наибольший зазор между внутренним кольцом подшипника и валом (втулкой) подучится при наличиипредварительного (холодного) натяга:

Δнм= Δнб − Δ𝑚𝑎𝑥= 0,126 − 0,055 = 0,071 мм.

Расчеты показывают, что, в результате температурных деформаций, существенно изменяется характер сопряжений деталей узла.

Вместо натяга между валом и подшипником, соответствующих посадке, образуется зазоры в  пределах 71-126 мкм.

Вместо зазора между толкающим роликом и наружным кольцом подшипника, образуются натяги в пределах 141-226 мкм.

Одновременно увеличиваются размеры тел качения. Последнее обстоятельство, в связи с тем, что контактный ролик препятствует свободному увеличению диаметров наружных колец, служит главной причиной уменьшения радиальных зазоров в подшипниках и является предпосылкой к их заклиниванию.

Высокие температуры, высыхание и коксование смазки, проникновение в подшипниковую полость частиц клинкерной пыли и перераспределение посадок, связанное с тепловыми деформациями узла, оказывает комплексное воздействие, способствующее заклинивание подшипников и быстрому выходу узла из строя.

При возвратно-поступательном перемещении тележек с клинкером поверхности толкающих роликов испытывают контактные напряжения и одновременное воздействие температурного поля.