Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» ДЛЯ НЕКОНСТРУКТОРСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Авторы:
Город:
Ханты-Мансийск
ВУЗ:
Дата:
03 марта 2016г.

В связи с введением государственных образовательных стандартов поколения 3+ особенно актуальной становится задача определения образовательной организацией высшего образования  содержания образовательных программ. Так как ФГОС 3+ не содержат не только краткого изложения дидактических единиц дисциплины (как было ранее в ГОС второго поколения), не содержат «знаний, навыков, умений», формируемых дисциплиной, как было во ФГОС 3. ФГОС3+ не содержат даже наименований базовых дисциплин, которые составляют основу образовательной программы. ФГОС3+ предъявляет требования к сформированным в результате обучения компетенциям.

Формулировки компетенций достаточно общие, и то, каким способом они будут сформированы, определяет разработчик образовательной программы, то есть выпускающая кафедра. В условиях запланированного сокращения 44% преподавателей вузов России [1] заведующие выпускающими кафедрами поставлены в жесткие условия. Пытаясь сохранить преподавателей выпускающей кафедры, заведующий составляет учебный план с максимальным количеством часов для дисциплин своих сотрудников и минимальным количеством аудиторных часов для преподавателей базовых дисциплин. Под удар, наряду с математикой, физикой, химией, на технических направлениях подготовки попадает «Инженерная графика».

Довольно часто можно услышать от заведующих выпускающими кафедрами вопрос: «А зачем начертательная геометрия?» и предложения преподавать «Инженерную графику» без начертательной геометрии.

Эти идеи проявились в изменении наименования дисциплины в учебных планах – исключение дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика», наряду с появлением дисциплин «Инженерная графика» или «Инженерная и компьютерная графика».

Анализ программам дистанционных курсов ведущих американских вузов [2] показал, что в дисциплинах типа «Design» или «Foundations of Computer Graphics» никакой «Начертательной геометрии» - нет.

Так нужна ли начертательная геометрия? Или достаточно слегка расширить и углубить учебник школьного черчения и этого будет достаточно, по крайней мере для студентов не конструкторских специальностей? Эта идея кажется оправданной в связи с резким снижением процента первокурсников, у которых в школе был предмет «Черчение», хоть в каком-либо минимальном объѐме, не говоря уже о полноценном курсе в 72 часа. С одной стороны Правительство РФ ставит задачи по развитию инженерного образования, а с другой стороны – из школьной программы исключили «Черчение».

Невольно напрашивается вывод о том, что за то мизерное количество аудиторных занятий, которое осталось на НГИГ от ГОС2, максимум, что успеют преподаватель и студенты – это изучить расширенный и приближенный к требованиям ЕСКД курс школьного черчения.

Однако допустить такого снижения качества образования – нельзя. Всѐ-таки, несмотря на квалификацию бакалавр (внедряемый сегодня – прикладной бакалавр), а не «инженер», мы даем образование, которое считается высшим. И подход к формированию образовательной программы должен быть соответствующим.

Самой сложной компетенцией, формируемой в процессе изучения Инженерной графики, является способность читать сборочные чертежи и выполнять эскизы сложных деталей с натуры. Чтобы сформировать эти компетенции необходимо предварительно развить пространственное воображение студента. Это очень не простая задача в современных условиях, когда в школе нет черчения и, практически, нет стереометрии. Именно Начертательная геометрия позволяет развить пространственное воображение. Решение позиционных и метрических задач Начертательной геометрии в достаточном количестве и различной степени сложности на практических занятиях и самостоятельно вызывает усиленную работу пространственного воображения и развивает его.

Выполняя построения по правилам, изучаемым в Начертательной геометрии, студенты представляют мысленную форму предметов и их взаимное расположение в пространстве, определяют размеры, исследуют геометрические свойства, присущие изображаемому предмету.

Как писал Н.А. Рынин, [3] начертательная геометрия «является наивысшим средством для развития той таинственной и мало поддающейся изучению точными науками способности человеческого духа, которая зовется воображением и которая является ступенью к другой способности – фантазии, без которой почти не совершаются великие открытия и изобретения».

В условиях, когда вопрос инновационного развития промышленности России становится вопросом существования России вообще, сокращать или исключать из образовательных программ высшего образования дисциплину, которая в существенной степени формирует способность человека к инновациям – недопустимо.

 

Список литературы

1.     Распоряжение Правительства     Российской Федерации      от 30 декабря 2012 г.     N 2620-р "Собрание законодательства Российской Федерации", 14.01.2013, N 2, ст. 149.

2.     www.coursera.org, www.edx.org

3.     Фролов С.А. Покровская М.В. В поисках начала.- М.: МГТУ им. Баумана, 2012. – 192 с.