Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ АВТОВОКЗАЛОВ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Понятие визуальная коммуникация. Визуальная коммуникация в широком смысле понимается как процесс передачи и приема визуальных знаков-сообщений, несущих смысловую нагрузку. При проектировании средств визуальной коммуникации важно, чтобы содержание и смысл адекватно воспринимались и интерпретировались адресатом. Такими знаками являются мимика, жесты, написанные слова, цвет и зрительные образы, которые созданы для передачи информационной, поведенческой или эмоциональной установки. В предметно-пространственной среде визуальные коммуникации трактуются как результат процесса обмена зрительными сообщениями. Они решают важные агитационные, рекламные, справочные, ориентационные и информационные задачи, способствуют регулированию поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях. К средствам визуального  языка можно  отнести рекламу, информационные табло, пиктографию, суперграфику, шрифтовые комбинации и системы цветового зонирования. Кроме того, понятие может рассматриваться как система мер по благоустройству, «отделке» и оборудованию городских пространств. Задача данного исследования – определить набор и роль средств визуальных коммуникаций для зданий автовокзалов, выработать предложения по совершенствованию их предметно-пространственной среды.

Визуальная коммуникация в архитектуре условно делится на два слоя. Первый слой, с которым сталкивается любой человек, образуют системы и средства визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих внешних пространствах. Рассматривая автовокзалы, сюда входят вывеска «Автовокзал», таблица с наименованием улицы и дома, информационное табло для пассажиров, рекламные установки, доска объявлений, указатели маршрутов городского транспорта, вывески с обозначением номера платформы и знаки дорожного движения. Второй слой – средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий и интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, информационные табло, плакаты и другие средства информации. Разработка элементов данного слоя требует выявления и учета образного стереотипа визуального восприятия, характерного для как можно большего процента обслуживаемого населения. Наиболее эффективным является комплексное решение элементов визуальной коммуникации по двум выделенным слоям. Это возможно при разработке и реализации фирменного стиля автовокзала или, что предпочтительнее, всей транспортной отрасли. Фирменный стиль вокзала должен присутствовать на всех элементах, как в экстерьере, так и в интерьере, а кроме того, желательным является внесение цветовой схемы стиля в оформление фасада и арендуемого транспорта, форму обслуживающего персонала.

В общественных зданиях и транспортных сооружениях наличие указателей, пиктограмм и других средств визуальной коммуникации выступает как составная часть функционального архитектурного замысла. Например, в аэропорту города Владивосток в интерьере используются эмблемы авиакомпаний, с которыми сотрудничает аэропорт, а также система указателей, надписей, схем воздушных линий, электронных табло и других элементов архиграфики. Входная группа аэропорта представлена крупным холлом, с которого просматриваются ключевые точки аэропорта: кассы, санузлы, зоны торговли и питания, зал ожидания, пункты контроля и досмотра.

Базовыми критериями при создании системы навигации автовокзала Владивостока являются простота, то есть легкость и быстрота считывания информации, доступность любой категории граждан и инновационность, включение новаторских аспектов.

Классификация инструментов визуальной коммуникации. По способу восприятия инструменты ориентации делятся на зрительные, тактильные и мобильные.

Зрительные инструменты являются основным средством визуальной коммуникации в любых общественных зданиях, в частности, в автовокзалах. Данные инструменты должны быть заметными с большого расстояния, легко прочитываться и запоминаться, быть понятными любой категории граждан, удобными в устном использовании, применимыми при дальнейшем увеличении здания или расширении территории. Наиболее массовыми элементами визуальных коммуникаций на автовокзалах являются шрифтовые указатели и пиктограммы. Шрифтовые указатели имеют недостаток, связанный с обслуживанием иностранных пассажиров, так что надписи следует дублировать на иностранном языке. Однако более прогрессивным и удобным является применение системы обозначений с помощью рисунков или знаков в виде пиктограмм, понятных для граждан всех национальностей. Для визуальной информации может применяться табло «бегущее расписание», информирующее о ближайших маршрутах, времени их отправлении и номере платформы. В кассовых залах рекомендуется устройство табло наличия мест, информирующее пассажиров о количестве свободных мест, стоимости проезда на ближайшие маршруты. Кроме того, внутри вокзала необходимо наличие таблички на двери каждого помещения, установка стоек с указанием списка основных пассажирских помещений и направлений к ним. К дополнительным зрительным инструментам можно отнести нанесение условного обозначения помещения и направление к нему на напольное покрытие, подсветку или иное выделение цветом зон внутри здания, обозначение основных путей движения подсветкой или другими цветовыми средствами.

Тактильный способ ориентации предназначен для маломобильных групп населения с нарушениями зрения при помощи тактильных указателей. Адаптация помещений по программе «Доступная среда» является обязательным мероприятием, невыполнение которого ведет к административным штрафам. Тактильный путь выкладывается специальной рельефной плиткой, которая помогает маломобильным группам населения ориентироваться при движении, предупреждает о препятствиях и поворотах. На путях пересечения тактильных путей устраиваются специальные столбики, предназначенные для описания направлений по системе Брайля. Адаптация лестниц заключается в устройстве предупредительной рельефной и контрастно окрашенной поверхности перед входами на лестницы, в цветовой маркировке и снабжением тактильными накладками нижней и верхней ступеней. На поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей, а также предупредительные полосы об окончании перил. Адаптация пандусов предусматривает устройство тактильного контрастного покрытия на всем подъеме и снабжение тактильными наклейками, символизирующими об окончании поручней. В здании рекомендуется установка табличек с дублирующим шрифтом Брайля, указателей режимов работы, таблички для лифтов, схем движения, знаков безопасности и мнемосхем.


Мобильный способ ориентации заключается в создании специальных приложений для портативных компьютеров и телефонов для упрощения ориентации как внутри здания автовокзала, так и на его территории. Приложение должно предоставлять карту здания вокзала, на которой указаны ключевые помещения для пассажиров: кассы, камеры хранения ручной клади, туалеты, кафе и зоны ожидания. Кроме того, оно предназначено для оперативного отображения ближайших отправлений: пути следования со всеми остановками, времени отправления, номера автобуса, номера платформы посадки. Важным пунктом является возможность покупки билета на автобус через приложение.

Заключение. При организации внутреннего пространства автовокзала важно учитывать запросы обслуживаемого контингента населения. Применение средств зрительных коммуникаций помогает пассажирам ориентироваться, следовать кратчайшим путем до пункта назначения как внутри здания, так и на его территории. Чем больше систем визуальных коммуникаций будет использовано в предметно- пространственной среде автовокзала, тем комфортнее будет пребывание в нем и тем эффективнее будет осуществлено регулирование поведения человека.

 

Список литературы

 

1.     Батырев В.М. Вокзалы. – М.: Стройиздат, 1988. – 214 с.

2.     Рунге В.Ф. Основы теории методологии дизайна. –М.: МЗ-Пресс, 2003. – 253 с.

3.     Середюк И.И. Восприятие архитектурной среды. – Львов: Вища школа, 1979. – 202 с.

4.     Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. – М.: «Архитектура- С», 2003. – 296 с.

5.     Тактильные указатели. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.24rusich.ru/products/taktil-pointer